Организация претензионной работы в экспедиторском и агентском предприятии

Раздел 7. Претензионная работа.

Транспортно-экспедиторское обслуживание парцельных отправок и грузов с объявленной ценностью.

Транспортно-экспедиторское обслуживание перевозок грузов в сопровождении проводников грузоотправителей или грузополучателей.

Раздел 6. Транспортно-экспедиционное обслуживание грузов, перевозимых в особых условиях.

Некоторые грузы при перевозке требуют обслуживания в пути, охраны или непрерывного наблюдения с применением мер предохранения их от порчи, гибели, хищения (живот­ные, птицы, пчелы, живая рыба, растения и цветы живые, ско­ропортящиеся грузы, требующие при перевозке специально­го обслуживания: отопление, уход; некоторые опасные гру­зы; автомобили и колесная техника; музейные и антиквар­ные ценности и др.).

Раздел 21 «Правил перевозок грузов» содержит перечень грузов, перевозка которых осуществляется в сопровождении работников военизированной охраны МПС, а также перечень грузов, охрану и сопровождение которых в пути следования осуществляют представители грузоотправителей или грузо­получателей.

Грузы, не входящие в эти перечни, могут также перевозившихся под охраной и сопровождением представителей гру­зоотправителей и получателей.

Охрана и сопровождение груза являются экспедиторской услугой и оформляются договором транспортной экспедиции в соответствии с правовыми нормами, предусмотренными в гл. 51 ГК РФ «Договор Комиссии».

Железная дорога, обеспечивающая охрану и сопровожде­ние груза военизированной охраной МПС РФ в качестве пред­ставителя грузоотправителя или грузополучателя, является в этом случае не только перевозчиком, но и экспедитором.

Согласно Правилам перевозок (разд. 21) проводник при­нимает груз от отправителя и сдает его на станции назначе­ния получателю без участия железной дороги. Железные до­роги несут ответственность за груз только, когда не сохран­ность перевозки произошла по вине железной дороги.

О сопровождении груза проводником в транспортных до­кументах делается отметка о том, что груз сопровождается проводником. Железная дорога обеспечивает устройство ото­пления вагона и снабжения топливом. За проезд проводника взыскивается плата согласно п. 21 прейскуранта №10-01.

На морском транспорте, наряду с аналогичным порядком сопровождения ряда грузов проводниками, фрахтователи в чартерах оговаривают право направления в рейс своего пред­ставителя — суперкарго (supercargo) для сопровождения гру­за, требующего специального наблюдения, или для наблюде­ния за ходом погрузки/выгрузки судна в тайм-чартере в целях осуществления контроля по приему и сдаче груза, по исполь­зованию грузовых помещений и по расходам, оплачиваемым фрахтователем.

К парцельным операциям относится доставка ценных, обычно не товарных грузов мелкими (parcels) партиями-от­правками (образцы товаров, рекламные материалы, штучный груз в упаковке, подарки и т.п.), стоимость которых не превы­шает определенного максимума, что оговаривается в специ­альном разделе условий транспортного сервиса (тарифа ли­ний, правил сообщения).

При перевозке таких грузов на морском транспорте вме сто коносамента используется специальный транспортный документ — парцельная квитанция (parcel receipt, parcel ticket), в которую вносится стоимость посылки. Погрузка, выгрузка, перевозка парцельного груза осуществляется по особой ставке линейного тарифа, причем для выставочных грузов и рекламных материалов они, как правило, являются пониженными.

Парцельная квитанция — именная, транспортная, соот­ветственно она не может быть передана другому лицу путем нанесения на нее обычной передаточной надписи. Распис­ку получателя в приеме посылки называют парцельной рас­пиской, но на английском бланке она тоже названа parcel receipt.

Парцельные отправки не нужно отождествлять с перевоз­ками грузов с объявленной ценностью (valuable cargoes), ко­торые перевозятся по действующим товаро-распорядитель-ным и транспортным документам.

По условиям многих тарифов и правилам перевозок цен­ных грузов грузоотправитель обязан объявить при отправке ценность таких грузов как драгоценные металлы, камни и изделия из них, предметы искусства, художественные изде­лия, ковры ручной работы, антикварные вещи, а также до­машние вещи, перевозимые без сопровождения проводника­ми отправителей.

Перевозка грузов с объявленной ценностью осуществля­ется по повышенным ставкам фрахта или тарифов или с доп­латой специального сбора. При этом перевозчик при утрате груза, перевозившегося с объявленной ценностью, выплачи­вает грузовладельцу возмещение в соответствии с объявлен­ной ценностью, но не выше его действительной стоимости груза.

В соответствии со ст. 23 ТУЖД сумма объявляемой ценно­сти груза должна быть указана отправителем в накладной в графе «Объявленная ценность груза» в валюте страны отправ­ления или в тарифной валюте; она не должна превышать сто­имости этого груза, указанной в счете иностранного постав­щика, или государственной цены.

Железная дорога отправления во время приема груза к пе­ревозке имеет право проверить, соответствует ли размер объяв­ленной ценности груза его стоимости. Если между железной и отправителем возникает спор относительно разме­ра объявленной ценности, то этот спор разрешается началь­ником станции отправления. В случае несогласия отправителя с решением начальника станции отправитель может при­гласить за свой счет эксперта из органов государственной тор­говли или промышленности. Заключение эксперта обязатель­но для обеих сторон.

Постановка договорно-правовой работы в экспедиторском и агентском предприятии, связанная с перевозками и транс-портно-экспедиторским обслуживанием грузов, имеет важ­ное значение для коммерческого благополучия и авторитета фирмы.

Российское гражданское законодательство предусматри­вает обязательный претензионный порядок урегулирования спора до обращения в судебные или арбитражные органы по требованиям, связанным с исполнением договора на пере­возку груза, на агентское или на экспедиторское обслужива­ние (ст. 796 ГК РФ, п. 1). Соответственно в каждом Кодексе и Уставе, например, в ст. 135 ТУЖД, предусматривается обяза­тельность предъявления к перевозчику претензии, возник­шей в связи с осуществлением перевозки груза или грузобагажа. Не предъявление претензии (claim complaint) одной сто­роной к другой или предъявление ее с нарушением требова­ний законодательства лишает получателя или отправителя груза возможности реализовать свое право на иск, т.е. права официального обращения в суд, арбитраж или третейский суд (например, в Морскую Арбитражную Комиссию) о защите своего нарушенного или оспариваемого права, охраняемого законом интереса.

Претензия, в применении к транспорту — это требование получателя, отправителя груза или экспедитора — к перевоз­чику об уплате денежных сумм за невыполнение своих обяза­тельств по перевозке, если только перевозчик уже в момент начала перевозки не освободил себя от какой-либо ответствен­ности за ее качественное осуществление, внеся в транспорт­ный документ ту или иную оговорку, например, по отноше­нию к массе и состоянию груза: «качество и количество неизвестны» («quality and quantity unknown»). (Кстати, примене­ние подобных оговорок при приеме грузов на железнодорож­ном и воздушном транспорте не допускается).

Транспортные кодексы и уставы содержат детально разра­ботанные положения о порядке и сроках предъявления (loading a claim), рассмотрения и удовлетворения (settlement a claim) претензий грузоотправителей, грузополучателей и перевоз­чиков по разного вида требованиям, связанных с утратой гру­за и с коммерческим браком в действиях сторон — участни­ков договора перевозки.

Изложенный в предыдущих главах материал убедил потен­циального экспедитора и агента-транспортника в том, что ему необходимо владеть основами гражданского законодательства. В любом транспортном предприятии не только договор­но-правовая служба в целом, но и претензионная работа в качестве составной части коммерческой деятельности долж­на быть четко организована.

Для этого необходимо, чтобы на соответствующем пред­приятии был издан на этот счет специальный документ (При­каз или Инструкция о порядке организации претензионной работы), в котором должен быть строго регламентирован по­рядок регистрации и проработки претензионных писем, сро­ки ответа на них, назначено лицо из состава руководства пред­приятия, ответственное за претензионную работу. Непосред­ственную же ответственность за состояние претензионной работы представляется целесообразным возлагать на руково­дителей коммерческих подразделений предприятия, по­скольку практическими исполнителями работы по урегули­рованию претензий являются сотрудники, выполняющие оперативную работу, представляющие себе все обстоятельства случая, выходящие на прямой контакт с грузоотправителя­ми, грузополучателями и перевозчиками, а не юристы, как это иногда имеет место.

Юридическая служба должна заниматься методическим руководством исполняемой претензионной деятельностью, оказывать всемерную правовую помощь коммерческому со­ставу и руководству предприятия. Юридическая служба дол­жна располагать необходимым основополагающим и справоч­ным материалом по законодательству и правовому регулиро­ванию (например, постановлениями Надзорной коллегии и Президиума Высшего Арбитражного суда РФ и т.д.), постоянно следить за публикуемыми нововведениями в этой обла­сти и обновлять свои досье.

Иск к перевозчику или к экспедитору-оператору перевоз­ки может быть предъявлен только в случае, когда в результате расследования заявленной претензии перевозчик полностью или частично отказался удовлетворить требование заявителя (грузоотправителя, получателя).

Договоры экспедиторского предприятия с клиентами (гру­зоотправителями и грузополучателями) должны содержать ясные и четкие формулировки статей и параграфов, касающих­ся порядка предъявления и рассмотрения претензий. То же самое относится к положениям договоров, посвященным по­рядку передачи споров и разногласий, не урегулированных в претензионном порядке, в коммерческий суд или в арбитраж.

Необходимо исходить из того, что право на обращение с претензией и иском к перевозчику законодательство (кодекс, уставы отраслей транспорта) связывает с наличием опреде­ленных доказательств. Направление претензий без требуемых документов, в том числе в виде отметок на транспортных до­кументах, является нарушением претензионного порядка.

Согласно ст. 405 КТМ РФ претензия предъявляется в пись­менной форме, а перевозчик имеет право в двухнедельный срок после получения претензии возвратить ее без рассмотрения, если к претензии не приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверя­ющие количество и стоимость отправленного груза.

Обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или ак­тами общей формы (в портах России и Украины — также ге­неральными актами, актами извещениями).

В иностранных портах указанные обстоятельства удостове­ряются в соответствии с правилами, существующими в данном порту, (out-turn report, certificate shortage, cargo boat note и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: