Экспедиторское поручение на оформление коммерческого акта и акта общей формы

Назначение коммерческого акта состоит в удостоверении обстоятельства, которое может послужить основанием для ма­териальной ответственности, связанной с нарушением договора перевозки отраслевым перевозчиком, грузоотправите­лем, грузополучателем (каждым в отдельности или в совокуп­ности друг с другом).

Коммерческий акт составляется для удостоверения:

несоответствия между наименованием, массой или ко­личеством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными;

повреждения груза или багажа;

обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа;

— возвращения перевозчику похищенного груза или багажа. МПС РФ разработало стандартную форму ГУ-22 коммер­ческого акта (см. приложение №68).

Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он сам обнаружил обстоятельства, требующие его составление или если на наличие хотя бы одного из таких обстоятельств указал ему получатель груза.

Коммерческий акт составляется в день выдачи или в день выгрузки груза, с проверкой груза в процессе его выгрузки, а в пути следования — в день обнаружения обстоятельств, или непосредственно после выгрузки.

В коммерческом акте должно содержаться: точное и под­робное описание состояния грузов, багажа и грузо-багажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена не сохранность грузов, багажа или грузо-багажа. Не допускается вносить в ком­мерческий акт какие-либо предположения и выводы о при­чинах такой не сохранности либо виновности грузоотправи­теля (отправителя) или перевозчика. На вопросы, содержа­щиеся в бланке коммерческого акта, даются точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вме­сто повторения необходимых данных; данные о том, правиль­но ли погружены, размещены и закреплены грузы, багаж или грузо-багаж, а также имеется ли защитная маркировка для гру­зов, перевозимых в открытом подвижном составе. При не­правильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из таких нарушений допущено.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах. Первый выдается грузополучателю, второй остается у терминала, порта станции, составившей акт, а третий предназначается перевоз­чику для отсылки его на расследование виновной стороне.

Акт не должен содержать каких-либо предположений и выводов о причинах не сохранности груза либо виновности той или другой сторон.

Бланк акта содержит большой перечень вопросов. На них должны быть даны точные ответы. Требуется указать правиль­но ли погружены, размещены грузы в судне, вагоне, контей­нере, имелась ли защитная маркировка, отметить обнаружен­ные нарушения в креплении груза и т.д.

К коммерческому акту в отношении порчи скоропортя­щегося груза должна быть приложена выписка из журнала тем­ператур рефрижераторного судна, поезда с машинным охлаж­дением и показания самописцев регистрации температур реф­рижераторных контейнеров.

Данные, содержащиеся в коммерческом акте, являются ос­нованием для утверждения наличия обстоятельств, которые будут положены в формулировку определенного требования к стороне договора или возражения с ее стороны с целью пра­вильного разрешения дела.

Лица, составившие и подписавшие акт, содержащий не­достоверную информацию, несут ответственность, установ­ленную законом.

Грузополучатель подписывает акт, если он участвовал в про­верке груза. От имени перевозчика его подписывают должно­стные работники, перечень которых установлен Правилами. Коммерческий акт, не подписанный грузополучателем, не лишается доказательственной силы и не может считаться не­правомочным.

Предусмотрена ответственность за задержку составления коммерческого акта.

Представители сторон, участвующие в составлении ком­мерческого акта, обязаны его подписать. При несогласии с содержанием акта представители сторон вправе изложить в примечании свое мнение.

Грузополучателю также рекомендуется проследить проста­вила ли железная дорога отметку о составлении коммерчес­кого акта на оборотной стороне накладной и краткого указа­ния о том, на какое обстоятельство составлен коммерческий акт (в графе 5 накладной «отметка железной дороги»). Эта отметка, заверенная штемпелем станции и подписью приемосдатчика, может иметь значение при дальнейшем про­
хождении дела, если коммерческий акт будет утерян.

Если коммерческий акт не составлен, а несоответствие в массе, качестве и т.п. будет вскрыто на складе грузополучате­ля, то такое несоответствие будет разрешаться покупателем и продавцом в соответствии с договором купли-продажи или договором поставки.

Для удостоверения обстоятельств, либо не связанных не­посредственно с выполнением договора перевозки, либо не носящих первостепенного характера, но относящихся к чет­кому регулированию взаимоотношений перевозчиков с кли­ентурой, составляются акты общей формы. МПС РФ исполь­зует стандартный бланк ГУ-23 акта общей формы (см. прило­жение №68). Акты общей формы составляются, например, в случаях утраты документов, приложенных грузоотправителем к накладной, простоя судов, вагонов по причинам, завися­щим от грузополучателя, в порту, на станции назначения, отсутствия пломб, не очистки судов, вагонов и др. Акт подпи­сывают лица, участвующие в удостоверении обстоятельств (не менее двух).

Акт о техническом состоянии вагона, контейнера состав­ляется независимо от коммерческого акта в день обнаруже­ния неисправности вагона, контейнера, но не позднее дня составления коммерческого акта. Один экземпляр акта о тех­ническом состоянии вагона, контейнера прилагается к пер­вому экземпляру коммерческого акта. Акт о техническом со­стоянии вагона или контейнера подписывается представите­лем вагонного депо и дежурным по станции.

Коммерческие акты при осуществлении международных железнодорожных перевозок грузов и багажа составляются в соответствии с Соглашениями о международных прямых же­лезнодорожных сообщениях и служебными инструкциями к ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: