Христианская мораль Средневековья
Вопрос 1. Корпоративная мораль Средневековья
Тема 4. Этика периода Средних веков
План:
Вопрос 1. Корпоративная мораль Средневековья
Вопрос 2. Философоко-этическая мысль Средневековья (официальная этическая доктрина)
Вопрос 3. Философско-этическая мысль Средневековья (субъективистские этические учения)
Литература:
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.
2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.
3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.
4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.
1. Этика средневековой Европы V - XI вв. (период феодализма) складывалась в жестких рамках религии. В основу этической мысли легла идед Бога как морального абсолюта. Бог - объективный, безусловный, единственный источник морали.
Средневековая этическая мысль отрицает античную моральную философию, основывается на вере, а разуму и воле человека отводит второстепенную роль. Для христианской этики Средневековья характерны:
|
|
• пессимистический взгляд на земную жизнь людей;
• оптимистическое упование на Царство Божие;
• утверждение ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божьей Центром христианской этики является идея любви к Богу. Эта идея:
• придает морали общечеловеческий статус;
• является универсальным принципом морали;
• рождает новую добродетель - милосердие, нравственное отношение ближнему.
Идея любви к Господу и ближнему получает выражение в "золотом правы морали": " Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." (Евангелие от Матфея).
Для феодального общества характерна слитность морального сознания с другими формами общественного сознания (религией, философией наукой и др.). Теология Средневековья включает религиозную, философскую, этическую проблематику. Решение этих проблем ограничено христианской догматикой.
Религия являлась господствующей идеологией феодального общества Главенство религиозной идеологии закреплялось интересами правящих классов, монополией церкви в духовной культуре общества.
Церковь монополизировала и образование:
• начальные школы существовали при храмах и монастырях;
• богословский факультет был главным в университетах;
• духовенство являлось самым образованным сословием. Образование носило схоластический характер,
Религиозные тексты не подвергались рациональному осмыслению.
2. Феодальный строй - иерархия, в основе которой лежат:
• корпоративные связи (цеха ремесленников, купеческие гильдии, крестьянские общины, рыцарские ордена);
|
|
• социальная зависимость людей (закрепление крестьян землевладельцами, вассальная служба феодалов);
• общинная порука.
В феодальном обществе идеалы раннего христианства претерпели изменения: официальная религиозная идеология преследовала инакомыслящих (еретиков), оправдывала богатство, освящала социальное неравенство.
Человек находился в моральной зависимости от общности, к которой принадлежал. Существовать вне системы взаимозависимостей люди не могли.
Была сформирована корпоративная мораль, которая:
• включала представление о справедливости по сословному признаку;
• указывала человеку место в сословной иерархии, образ жизни, размеры богатства, стиль поведения и пр.;
• определяла ценность человека в зависимости от сословной принадлежности;
• устанавливала сословную субординацию.
Осмысление сословие-корпоративной морали проходило в рамках религиозного мировоззрения. Церковь освящала сословное неравенство, проповедовала терпимость, покорность, непротивление злу. Несправедливость, жестокость общественных отношений объясняла греховностью каждого человека.
Официальная религиозная идеология объявляла труд уделом черни, обслуживающей "благородные" сословия, и одновременно средством спасения души. Она осуществляла внеэкономическое принуждение к подневольному труду.
В общественном сознании важное место занимали традиции. Они, как и религия, закрепляли корпоративные связи и социальное неравенство.
Нормы морали были различны для разных сословий и групп. Они были оформлены в виде нравственных кодексов (уставы цехов и гильдий, кодексы рыцарских орденов и др.), которые содержали жестко регламентированные права и обязанности.
Все сословия объединяло христианство:
• каждый человек - раб Божий, обладающий бессмертной душой;
• убийство любого человека - смертный грех.
Ценность человеческой жизни выросла. В отличие от рабовладельца феодал не мог безнаказанно убить крепостного крестьянина. Это не относилось к инакомыслящим, еретикам. Они были вне морали. Убийство еретика не осуждалось официальной религиозной моралью.