Киники

Абсолютизм

3. Гедонизм

1. Одним из учений античной этики был софизм (V - IV вв. до н. э.). Софи­сты (Протагор, Горгий, Антифонт):

• отрицали безусловность и общезначимость морали, ее догматизм;

• провозглашали ценность человека, его моральный релятивизм (нали­чие у каждого индивида своих моральных представлений);

• считали добродетелями все достоинства человека (ум, профессионализм и т. п.);

• считали справедливым все, что приносит пользу (утилитаризм).

2. Противником софистов был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.), провозгласив­ший абсолютизм морали (догматизм, ригоризм). Основные положения этики Сократа:

• единство морали и права ("...Что законно, то и справедливо", справед­ливо все то, что предписано государством);

• ограниченность моральных оценок людей ("Человек знает то, что ниче­го не знает");

• главное в морали - добродетели (мудрость, справедливость, умерен­ность, мужество);

• мудрость является важнейшей добродетелью, с ее помощью достигает­ся цель жизни.

Сократ был основоположником эвдемонистической традиции. Он счи­тал, что:

• высшее благо для человека - достижение счастья;

• счастьем является разумная моральная жизнь;

• задача этики - сделать человека моральным (то есть счастливым);

• основой моральности является знание (любая добродетель - это вид зна­ния);

• моральные ценности осуществляют регулятивные функции только тог­да, когда осмыслены человеком.

3. Аристин (435 - 355 гг. до н. э.), ученик Сократа, основал направление этики, называемое гедонизмом. Аристин основал школу философии в г Кирене (Северная Африка), его последователи назывались киренаиками.

Основные положения гедонистической этики:

• высшим благом является удовольствие, зло - это страдание;

• высшей моральной ценностью является жизнь человека в ее чувствен­ных проявлениях;

• физические удовольствия важнее духовных;

• мораль и разум вторичны (помогают избегать страданий, достигать удо­вольствий);

• смысл жизни человека - в наслаждении каждым ее мигом.

Последователь гедонизма Гегесий призывал к самоубийству людей, в чьей жизни больше страданий, чем наслаждений.

4. Противниками гедонизма были киники (циники) Антисфен (435 - 375 гг. до н. э.) и Диоген Синопский (? - 300 г. до н. э.). Они провозглашали:

• аскетический образ жизни как цель деятельности человека;

• отрицание удовольствий и элементарных удобств;

• приоритет духовных ценностей;

• духовную свободу как высшее благо, презрение к ценностям общества ("свобода от общества");

• законы природы как законы общества и т. д.

Идея нравственной свободы была доведена до крайности. Позиция ки­ников привела к отрицанию элементарных моральных норм общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: