Символизм в России

Периодизация символизма.

Символизм. Как направление впервые возник во Франции в 1880ые годы, на 10летие раньше чем в России, связан с именами Поля Верлена, Стефана Маларме и Артюра Рембо. 1886 году был опубликован манифест французских символистов в газете «Фигаро», для французских символистов характерно не философские и не религиозные мотивы, а чисто художественные принципы. С точки зрения французских символистов внутренний мир художника не может получить адекватного выражения при помощи традиционных художественный средств, и именно этой цели служат символы. Создать символы и постичь значения символов, можно только интуитивно. В основе символистского искусства лежит представление о том, что весь мир пронизывает система соответствий, тут отражающим текстом того времени, является сонет Бодлера «Соответствие», этот сонет был исключительно известен среди русских символистов, выполнила мать Александра Блока перевод этого сонета на русский язык Публицкая - Пиоттух.

Французский символизм это большое внимание к музыкальности стиха, подразумеваются 3 момента:

1. Звуковая инструментовка, когда повторяются гласные или согласные в стихотворение.

2. Ритм стиха.

3. Музыкальная интонация.

В Россию влияние французского символизма пришло не только из Франции, но и через влияние немецкого символизма, но там было немного другое. В Германии развитие символизма шло через музыкальное искусство, было это связано с именем известного композитора Вагнера. Музыкальность понималась в Германии через призму мистического переживания. Музыка полагалась главным искусством, а не поэзия в Германии, на такое понимание оказало влияние прежде всего философия Фридриха Нитше, а именно его работа, которую знали все символисты «Рождение трагедии из духа музыки», 1872году было написано это эссе.

В России не было единообразия. Аннинский (старший символист) на него прежде всего оказала воздействие французского символизма, Константин Бальмонт придерживался Испанского и Английского направления в символизме, Дмитрий Мережковской свое понимание ввел вообще от античности (понимал символ через античное искусство), Блок и Андрей Белый считали, что главными предшественники символистской поэзии в русской литературы были Лермонтов и Тютчев. Вячеслав Иванов (младо-символист), большую роль сыграл Эдгар По и Оскар Уайльд.

Русских символистов принято разделять на старших и младших:

К старшим символистам относились:

· Дмитрий Мережковский,

· Николай Минский,

· Зинаида Гиппиус,

· Валерий Брюсов,

· Константин Бальмонт,

· Иннокентий Аннинский,

· Федор Сологуб,

· Александр Добролюбов

К младшим символистам относились

· Александр Блок,

· Андрей Белый,

· Вячеслав Иванов.

Для старших, были петербургские и московские символисты. Московские символисты – Брюсов и Бальмонт издавали журнал «Скорпион». Петербургские символисты: группа Мережковского, Минского и Зинаиды Гиппиус, их называли «петербургские мистики», у них свой журнал «Северный вестник». Среди старших символистов довлеет мотив смерти, сна. Сологуб, Брюсов и Добролюбов пишут много о смерти – именно их называют среди своего круга декадентами.

Декадентство – относится к поэтам 90ых готов. Значение у этого термина разное. Декадентство – это определенное умонастроение, связанное с ощущение конца века. Вылилось это апокалипсические умонастроения и ожидания какого-то переворота.

Добролюбов – считали его поэтом декадентом. 1876году родился, учился в Петербургском университете и писал стихи. Сама атмосфера в его жизни была необычная, свою комнату он сделал полностью в черном цвете, посередине комнаты он поставил гроб. Он был одним из тех, кто стал проповедовать идею смерти. Проповедовал самоубийство, пока 2 его сокурсника не покончили с собой. Потом пустился в странствия, был в разных монастырях. Потом организовал свою секту Добролюбовцев. Он издал сначала книгу стихов «Натура- натуронс, натура – натурато». Затем поселился на Кавказе, проповедовал пацифизм.

1892г.- лекция Мережковского о причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. В России зарождается новое символическое искусство. 1ая часть доклада, Мережковский пытался охарактеризовать период в котором он жил. В своих лекциях он говорит «Это время самого крайнего материализма и время самых страстных порывов духа». Понимание символа по его мнению – например изображение на Акрополе, молодые мужчины, обнаженные ведут коней, с его точки зрения является самым значимым образцом символа. Говорил он, что это сцена из будничной жизни, но вместе с тем это откровение. Считал, что символы должны выливаться из действительности. Главные элементы нового искусства это: мистическое содержание, наличие символов, расширение художественной впечатлительности. Мережковский: «В поэзии то, что не сказано впрямую, а лишь мерцает сквозь символ, действует на сердце сильнее».

Вторая часть доклада касалась понимания самой поэзии, по его мнению это сила первобытная и стихийная. Поэзию невозможно подчинить воли человека, она совершенно бессознательная, поэтому доступна дикарям и детям. Он выделяет в поэзии и чистую лирику, относит Фета, Полонского и Тютчева. Чистая лирика – как то, что дается человеку во сне, или как то, что вы переживаете. Такие переживания невозможно передать обыденным языком, это можно передать намеками, шепотом или вообще уподобить речь музыке. Одновременно в тот же год когда был сделан доклад, вышла первая книга стихов Мережковского «Символы». Эпиграфом к сборнику он поставил слова и финала «Фауста» Гетте, о том, что все земное приходящее и лишь подобие божественного мира. Он дал свой перевод этих строк: «Все приходящее есть только символ».

В марте 94года в Москве вышел небольшой сборник стихотворений «Русские символисты», в этом же году последовал второй сборник с тем же названием, а в 95ом вышел 3ий сборник, вся литературная общественность была поражена тем. Что оказывается и в России есть символизм. Эти книжки была мистификация Валерия Брюсова, который был знатоком символизма. Он ходил по книжным магазинам и он там разыскивал последние сборники символистской поэзии. Переводил их, подписался своим именем и издал это как новый период в русской поэзии. Брюсов писал: «Символизм – это поэзия настроений, связанная с приемом недоговаривания», для него символизм ассоциировался с импрессионизмом, следовал он Малларме. Брюсов: «Назвать предмет – значит уничтожить 3 четверти наслаждения от произведения, вы должны постепенно угадывать, о чем идет речь». Символ для него и заключается в применении тайны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: