Серебряный век

Внутренняя периодизация.

Внутренняя периодизация связана с появлением внутренних направлений. С 1890г. по 1907г. – расцвет поэзии символизма. Внутри этого периода принято выделять 2: это 1890годы – период, когда писали «старшие» символисты, 1900 – 1907г. - период второй, когда появляются «младшие» символисты.

2 мнения о начале внутренней периодизации:

1. С 1907-1910 года перехода. 1907 году происходит важное художественное событие, в Москве открывается художественная выставка нового живописного направления в русском искусстве, она называется «Венок – Стефанос» - на ней впервые были выставлены работы, представляющие абстрактное направление. Выставка шокировала практически все посетителей. Начиная с этой выставки, исследователи полагают, что в России начинаются авангардные направления в искусстве. Начинается переворот.

2. Находят, что истоки многих приемов идут из 1910 года. Как правило, авангардные направления соотносят с футуризмом. 1ые футуристические сборники появляются в 1910 году, примерно в тоже самое время появляется и другое направление в поэзии которое не связывают с авангардными направлениями, называется «акмеизм».

Как правило, период серебряного века так же называют периодом модернистского искусства.

Под модернизмом мы понимаем общую установку искусства этого времени на обновление языка, языка в очень широком понимании.

Серебряный век – термин возник так: пришло к нам еще из античной литературы, родоначальниками этих понятий были Гесиод (греческий поэт) и Авидия (римского поэта). Под веком золотым понималось время всеобщего благоденствия, процветания, благодаря этим 2ум поэтам сложилось мифологическое представление о существовании разных веков, от золотого до железного века (века упадка). Применение к поэзии, то в первые в русской поэзии этот термин применил русский философ Соловьев, но он назвал серебряным веком совсем не тот период о котором мы сейчас говорим, для него это была поэзия Тютчева, Некрасова, Фета, Толстого. Пушкинской эпохой был золотой век, а серебряным Соловьев называл средину 19века. Соловьев прочитывал Тютчева исключительно как философского поэта. Гораздо позже серебряный век стали применять к литературе рубежа веков, однако не все исследователи соглашались с этим периодом, филолог Омри Ромен предложил другое название «Платиновый век». С точки зрения самих деятелей литературы и философии, кто жил в это время считали, что понятие серебряный век относится скорее не к литературе, а к мифологии. Так оно понималось и Бердяевым и Моковским (искусствовед) и Оцупом (поэтом), именно эти авторы впервые заговорили о серебряном веке как об особом периоде рубежа веков. Они вкладывали в это понятие, что они живут в век духовного ренессанса, в век духовного обновления. Полагали что Бальмонт – это прежде всего новый человек, по другому мыслящий и чувствующий, а потом уже поэт. Что касается Георгия Иванова, он тоже высказывал мнение, что для него серебряный век – это прежде всего категория эстетическая.

Серебряный век, в мировоззрение это отход от философии позитивизма, позитивизм представлял человека и его существование с позиции детерминизма, то есть находил очень жесткие причинно-следственные связи тому, что происходит. Мэтром позитивизма был исследователь Конт, с точки зрения литературы проводником позитивизма был Ипполит Тэн. Позитивизм, в художественном тексте может сказать об эпохе, которая его породила. Тэн говорил, что всегда можно по тексту определить какая моральная температура общества его создала, какой расы был автор.

Эпоха 90ых годов – полное крушение позитивизма. Все связано было с новыми открытиями, прежде всего технического характера: физики, математики (открытие рентгеновских лучей). Получилось, что наши знания исключительно поверхностные. С одной стороны это время невероятного продвижения в технике (появились машины, самолеты), но от этого не получалось уверенности. В 90ые году – повальное увлечение спиритизмом. Спиритизмом занимался Валерий Брюсов. Он воспитывался в анти религиозной среде, он воспитывал в себе жажду быть первооткрывателем, он описывает в своем дневнике, как он принимал участие в спиритическом сеансе в 90ые годы. К спиритизму относились очень серьезно в то время, стали. Что это что-то вроде рентгена. В дневниках он подробно описывает каждую деталь, он не относился к этому как к псевдо-религиозному действу.

Отход от позитивизма выразилось в увлечении многих поэтов религией. В 90ые годы увлечение религией полагало в меньшей степени православия, а изучение индуизма, религий востока, увлечение сектантством. Интерес был к сектам «хлыстов «и «скопцов» - в них был особый религиозный ритуал, связанный с песнопениями, с хождением по кругу. Когда главный в секте входил в состояние экстаза, у него появлялся дар пророчества.

В 90ые годы возникает сильное новое религиозное движение, которое было связано с синтезом всех возможных религий и православие и индуизма и религиозных знаний древнего Египта и буддистского востока. Тут главное имя Баловацкая, ее книги представляли собой некое собрание знаний религиозных разных народов, связано это с религиозным откровением, которое не дано увидеть всем, дано только жрицам, посвящённым, это и манит людей тех годов. Многие авторы того времени занимались путешествиями, но это было не развлечение, отправлялись что бы увидеть места где сохранились древние знания, откровения.

Если взять стилистику прозы (например Горький, Бунин), то исследователи до сих пор не понимают, перед нами писатели модернисты или писатели которые следуют реалистическому веянию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: