Основная часть курсовой работы

Она состоит, как правило, из 3-4 глав. Содержание основной части зависит от темы и учебной дисциплины. Содержание основной части нужно согласовывать с научным руководителем до завершения всей работы.

Требования к написанию текста работы: Вся работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению». Предпочтительнее же выражать мысли в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что…», «на основе выполненного анализа можно утверждать…» «проведённое исследование подтвердило…» и т.п.

В работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Знание степени разработанности исследуемой проблемы излагается в теоретической главе или главах.

Их содержанием может стать:

· Историко-современный аспект изучаемой проблемы;

· Сущностные характеристики исследуемого понятия, его трактовку различными авторами, собственное отношение к позициям различных авторов;

· Особенности разработки выбранной темы с точки зрения психологии ребёнка, его возрастных характеристик.

В заключение теоретической главы следует сформулировать теоретические выводы.

При ссылке в теоретической части работы на авторские высказывания (суждения) и выражение своего к ним отношения можно использовать следующие глаголы и словосочетания:

Анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задаёт вопрос, вскрывает проблему, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отстаивает, определяет, отмечает, пересказывает, пишет, повторяет, поднимает проблему, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признаёт, принимает точку зрения, привходит к выводу, рассматривает вопрос, разделяет позицию, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет, фиксирует.

Ошибками при написании теоретической части работы могут стать:

1. Механическое соединение не переработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания авторов. При этом часто одинаковые подходы к вопросу преподносятся как различные.

2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных подходов без анализа и обобщения, что свидетельствует о примитивном уровне работы.

3. Смешанное изложение: в теоретической и практической частях излагается то, что позаимствовано из литературных источников, и тут же приводятся иллюстрации из наблюдений или собственной практики. Часто такие иллюстрации не являются доказательством научного изложения.

4. Отсутствие подтверждений научных идей конкретными примерами и собственной трактовкой.

Требования к оформлению заголовков:

Каждая выделенная рубрика имеет заголовок – слово или словосочетание, в котором формулируется её основное содержание. Он пишется на отдельной строке (или нескольких строках) перед началом текста рубрики и располагается симметрично по центру. Кроме того, заголовок обычно выделяется из общего текста ещё и оформлением. Точка в конце заголовка не ставится.

В качестве заголовка введения и заключения, как правило, используются сами названия рубрик, т.е. слова «введение» и «заключение».

Заголовки в основной части текста имеют более сложное строение, поскольку с их помощью необходимо отразить не только содержание рубрик, но и их соотношение.

Заголовок главы состоит из двух частей. Первое содержит название рубрики и её номер, который обозначается арабской цифрой, вторая – собственно название главы, выраженное словосочетанием.

Параграфы, выделяемые внутри главы, нумеруются в её пределах. Номер параграфа состоит из двух арабских цифр: номера главы и собственного номера параграфа, которые разделяются точкой. Таким образом, все параграфы одной главы имеют одинаковую первую цифру. Например, параграфы второй главы обозначаются следующим образом: 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 и т.д.

Заголовок параграфа состоит из его номера и названия, начинающегося с заглавной буквы, напечатанных жирным шрифтом.

Параграфы могут содержать в себе несколько пунктов. Заголовок пункта состоит из его номера, в котором отражены номера главы и параграфа, в котором он находится, и названия. Номер пункта состоит из трёх арабских цифр: номера главы, номера параграфа и собственного номера пункта, которые между собой разделены точками. Например, пункты второй главы второго параграфа обозначаются следующим образом: 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4 и т.д.

Нужно стремиться к тому, чтобы название рубрики было сформулировано кратко, но при этом точно отражало её содержание. В названиях параграфов не должно повторяться то, что уже нашло отражение в названии главы.

Требования к оформлению цитат:

При изложении материала в научной работе нередко возникает необходимость обосновать и подкрепить свои собственные мысли ссылкой на чьё-то авторитетное высказывание по этому вопросу или документально подтвердить выдвинутое положение. Для этого используются цитаты – дословные выдержки из текста какого-либо произведения.

Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь в тех случаях, когда это действительно необходимо. Не стоит подкреплять цитатами мысли очевидные и бесспорные, а также излишне злоупотреблять или пренебрегать ими. Если в тексте цитат много, то возникает впечатление, что самому автору нечего сказать. В то же время недостаточное цитирование снижает научную ценность излагаемого в работе материала, делает его малоубедительным, легковесным.

В научных текстах обычно применяются два основных вида цитирования – прямое и непрямое.

Прямое цитирование предполагает точное, буквальное – слово в слово – воспроизведение текста источника. В этом случае цитируемый фрагмент выделяется кавычками, которые ставятся в начале и в конце цитаты. С основным текстом она может быть связана либо как прямая речь цитируемого автора, либо как придаточное предложение.

При прямом цитировании допускается пропуск слов, предложений и даже целых абзацев, которые несут в себе дополнительную, второстепенную информацию, не имеющую особого значения для цитируемого высказывания. Все сделанные пропуски обязательно должны быть отмечены в цитате многоточием.

При непрямом цитировании мысль автора даётся в пересказе, однако при этом она должна быть выражена предельно точно.

Требования к оформлению библиографических ссылок:

При использовании чьих-то высказываний необходимо ссылаться на того автора и то произведение, откуда они были взяты. Такое указание на источник цитирования оформляется определённым, установленным образом и называется библиографической ссылкой.

После каждой цитаты в тексте необходимо в квадратных скобках указать номер цитируемого источника из списка литературы, расположенного в конце работы, а затем после точки с запятой поставить номер страницы, на которой напечатан цитируемый фрагмент.

Требования к оформлению таблиц:

Таблица – особый способ группировки и систематизированной подачи материала, цифровых данных, разного рода сведений, когда они располагаются в нескольких вертикальных колонках, снабжённых заголовками и отделёнными друг от друга линиями.

Таблицы облегчают восприятие текста, насыщенного однородными сведениями, позволяют избегать повторения слов и сосредоточивать внимание на цифрах. Кроме того, таблица позволяет легко сравнивать сведённые в неё данные.

Таблицы, если их более 2-3 в тексте, нумеруются, для этого обычно используется их сквозная нумерация двумя арабскими цифрами, которые соответствуют номеру главы, в которой расположена таблица и собственному номеру таблицы, например: номер второй таблицы второй главы 2.2 и т.д.

Слово «таблица» располагается отдельной строкой – форматирование по правой стороне страницы. Ниже по центру располагается тематический заголовок таблицы – её название.

В тексте таблица располагается после первого упоминания о ней, или на следующей странице или в приложении к работе.

Если таблица не помещается на одной странице, то часть её можно перенести на следующую страницу. При переносе таблицы пронумеровываются её графы и повторяют эту нумерацию на следующей странице. Заглавие таблицы не повторяют, а пишут на первой строке новой страницы: «Продолжение таблицы» и ставят её номер.

Ссылка на таблицу может быть сделана отдельной фразой, например: Взаимосвязь показателей наглядно представлена в таблице 2. Иногда ссылка делается по ходу изложения сразу после фразы, отсылающей к таблице, в круглых скобках, например: (см. табл. 2).

Таблица имеет заголовки, которые указывают на то, что представлено в отдельных столбцах, а также рубрикацию по строкам, где обозначены особенности представляемого материала. При необходимости под таблицей также могут делаться примечания к ним.

Примечания содержат только справочные и пояснительные данные. Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова «Примечание» ставят точку и начинают само примечание с этой же строки. Если же примечаний несколько, то после слова «Примечание» ставят двоеточие. Все примечания нумеруют арабскими цифрами и начинают с новой строки. Под самим словом «Примечание» никаких слов не пишется.

Вертикальные столбцы таблицы называются графами. Крайний левый столбец называется боковиком. Вверху таблицы размещаются заголовки. Эти заголовки отделяются горизонтальной линией в отдельную часть, которую называют «шапкой» таблицы. Иногда несколько граф, каждая из которых имеет свой собственный заголовок, могут объединяться общим заголовком, который также располагается в «шапке» над объединяемыми заголовками. Обычно он отделяется горизонтальной линией так, что вертикальные линии, ограничивающие объединённые графы, не поднимаются выше этой линии.

Если повторяющийся в графе текст состоит из одного слова, то его допускается заменять кавычками. Если он состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словом «то же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, математических, химических символов не допускается. Если данные в какой-либо строке таблицы не приводят, в ней ставят прочерк.

Требования к оформлению графиков:

Другой способ представления экспериментальных данных – графический.

В виде графиков удобнее всего изображать динамику и зависимости показателей.

Графики удобны тем, что на одном графике можно строить несколько прямых, кривых (ломаных), изображающих динамику нескольких разноимённых показателей.

Требования к оформлению рисунков:

Все иллюстрации обозначаются словом «Рис.», и, если их объём более одной, нумеруются в пределах раздела (главы) арабскими цифрами.

Номер иллюстрации состоит из номера раздела (главы) и порядкового номера иллюстрации, разделённых точкой, например, первый рисунок первой главы обозначается как «Рис. 1.1». Ссылки на иллюстрации дают по типу: «рис. 1.1».

Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают с сокращёнными словами «смотри», например: «см. рис. 1.1».

Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные – под ней.

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота текста или с поворотом по часовой стрелке.

Иллюстрации располагаются сразу после ссылки на них в тексте, или возможно ближе к соответствующим частям текста, или в приложении.

Требования к оформлению формул:

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже формулы идут пустые строки. Если формула не умещается в одну строку, то она должна быть перенесена после знака +, = или других математических знаков. Значения принятых в формуле символов и коэффициентов приводятся непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Каждое из них может начинаться с новой строки или они перечисляются в одну строку через запятую, первая строка начинается со слова «где». Формулы нумеруются арабскими цифрами в пределах главы, где они расположены, если их больше, чем одна. Номер формулы размещается в правой части последней строки формулы в скобках (1.1 – первая формула первой главы). При ссылке на формулу ее номер указывается в скобках.

Требования к оформлению списка используемой литературы:

В конце научной работы обычно помещается список всех источников, на основе изучения которых она была сделана или которые были в ней использованы. Этот раздел работы называется списком использованной литературы или литература.

Источники представлены в таком списке их библиографическими описаниями, которые расположены по алфавиту фамилий авторов и заглавий произведений.

В списке применяется общая нумерация литературных источников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: