Виды должностных преступлений

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

План лекции

33.1. Понятие и признаки преступлений против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления.

33.2. Виды должностных преступлений.

33.1. Понятие и признаки преступлений против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления.

Как и в УК 1960 года, так и в действующем законодательстве понятие должностных преступлений не дается. Оно выводится теорией уголовного права на основании анализа закономерных признаков, характеризующих данные преступлений в зависимости от их составов.

В частности, в учебнике под редакцией А.И. Рарога данной группе преступлений дано следующее определение:

Должностные преступлений - это общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

Анализ данного определения позволяет выделить ряд признаков, отличающих данные преступления:

а) они совершаются специальными субъектами (должностными лицами или лицами, занимающими государственные должности);

б) их совершение возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием служебных полномочий;

в) нарушают нормальную деятельность органов власти и управления (либо содержат угрозу такого нарушения).

Новый УК существенно изменил содержание объекта преступлений, предусмотренных в комментируемой главе, в частности круг тех органов и организаций, где могут быть совершены эти преступления. Из примечания 1 к комментируемой статье следует, что уголовная ответственность за данное преступление и иные преступления, предусмотренные в этой главе, может наступить только в том случае, если злоупотребление служебными полномочиями совершено лицом, занимающим должность в государственном органе, органе местного самоуправления, в государственном или муниципальном учреждении либо в Вооруженных Силах РФ или иных воинских формированиях РФ.

Следовательно, из числа органов, организаций и учреждений, в которых может быть совершено комментируемое преступление, исключаются хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, потребительские кооперативы и другие организации, не являющиеся государственными или муниципальными, а равно иностранные фирмы и организации.

Рассматриваемое преступление может быть совершено и в государственном или муниципальном учреждении, т. е. в организациях, создаваемых государством или органом местного самоуправления для осуществления управленческих. социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых полностью или частично государством или органом местного самоуправления.

Рассматриваемое преступление может быть совершено также в Вооруженных Силах РФ или других воинских формированиях РФ.

Таким образом, видовым объектом данной группы преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти и управления. При этом под органами власти следует понимать все предусмотренные законодательством РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Под государственной службой в соответствии с Законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

В соответствии с названным законом к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" (учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности, установленные Конституцией и законами РФ, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов) и "В" (учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий). Органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Непосредственным объектом данной группы преступлений, если исходить из того, что в заголовок главы внесены составные части видового объекта, логично будет считать нормальную деятельность органов государственной власти, государственной службы или органов местного самоуправления. В отдельных преступлениях обязательным признаком является их предмет: информация, официальные документы и т.п. В отдельных преступлениях может иметь место факультативный объект - интересы личности, собственность.

Объективная сторона анализируемых преступлений состоит в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти, управления или местного самоуправления, совершаемого с использованием служебного положения либо в связи с занимаемой должностью и вопреки интересам службы.

Половина преступлений, предусмотренных данной главой, по своей конструкции имеют формальные составы (ст.ст. 287, 289, 290, 291 УК), другая половина (ст.ст.285, 286, 288, 293 УК) - материальные.

Использование лицом своего служебного положения предполагает использование тех прав и полномочий, которыми должностное лицо наделено, занимая должность либо осуществляя определенную служебную деятельность. Таким образом, речь идет о правах и обязанностях лица, образующих его служебную компетенцию.

Но не только служебная компетенция характеризует должностное лицо как таковое. Есть необходимость говорить о социальном значении, под которым понимается служебный авторитет должностного лица, престиж государственного органа, государственной службы и т.п., в котором данное лицо осуществляет свою деятельность, наличие служебных связей и возможностей, возникающих благодаря занимаемой должности, возможность оказать влияние на деятельность других лиц. Это определяет понятие использования служебного положения в широком смысле.

Вторым признаком объективной стороны должностных преступлений является использование служебного положения вопреки интересам службы, т.е. действия, совершенные должностным лицом, не только не вызываются служебной необходимостью, но, наоборот, противоречат служебным интересам.

Противоречие интересам службы можно было бы определить так: совершение действия или бездействия, которое препятствует правильной работе тех или иных звеньев государственного аппарата, осуществляется не на основе и не на исполнении законов и других нормативных актов.

Рассмотренные два признака являются обязательными для всех должностных преступлений. Вместе с тем, характеристика должностных преступлений с точки зрения объективной стороны будет не полной без анализа вредных последствий. Этот признак обязателен в преступлениях с материальным составом.

К вредным последствиям должностных преступлений относятся:

1. Имущественный вред;

2. Существенное нарушение деятельности отдельного звена аппарата;

3. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан;

4. Совершение вследствие должностного злоупотребления другого преступления.

При определении существенного нарушения законных прав и интересов граждан необходимо различать следующие виды вреда: моральный, физический, материальный.

Нарушение прав будет существенным, когда нарушены основные конституционные права: избирательное, право на труд, неприкосновенность жилища и личности.

Субъективная сторона должностных преступлений характеризуется в зависимости от конструкции состава и законодательного определения признаков уголовно-правовой нормы. Большинство из них совершается умышленно и только должностная халатность характеризуется неосторожной виной.

Второй обязательный признак субъективной стороны, который встречается в некоторых должностных преступлениях - это корысть или иные личные мотивы (ст.ст. 285, 290, 292 УК).

Субъектом рассматриваемой группы преступлений может быть только должностное лицо или, как сказано в п.4 примечания к ст. 285 УК, государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц - в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями. Кроме того, субъектом дачи взятки (ст. 291 УК) может быть любое лицо.

В соответствии с законом субъектами рассматриваемых преступлений могут быть 4 категории работников:

1. Должностные лица;

2. Лица, занимающие государственные должности РФ;

3. Лица, занимающие государственные должности субъектов РФ;

4. Государственные служащие и служащие местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц.

Таким образом, субъектом рассматриваемого преступления может быть, во-первых, только государственный служащий, во-вторых, только тот государственный служащий, который является должностным лицом в соответствии с примечанием 1 к данной статье.

Следовательно, по рассматриваемой статье не могут нести ответственность те лица, которые руководят той или иной производственной деятельностью или отдельным участком такой производственной деятельности, осуществляют планирование, поддержание трудовой дисциплины, как, например, начальники цехов, заведующие отделами, мастера, а также руководители снабженческих отделов, заведующие складами, магазинами, ателье и т. д. В этой части пп. "б" и "в" ст. 2, а также ст.ст. 3 и 4 указанного постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г. следует признать устаревшими.

Понятие государственного служащего дается в ст. 3 Федерального закона РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации", в соответствии с которой государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Федерации.

Из числа всех государственных служащих выделяется категория должностных лиц, которыми в соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье могут быть признаны:

а) государственные служащие, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти,

б) государственные служащие, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, в государственном или муниципальном учреждении либо в Вооруженных Силах РФ или ином воинском формировании РФ.

Понятие представителя власти дано в примечании к ст. 318 УК и в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г. Такими лицами являются должностные лица государственных органов, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности, т. е. лицами и организациями, не находящимися в служебной от них зависимости.

Функции представителей власти осуществляются во всех трех ветвях власти - законодательной, исполнительной и судебной, как на федеральном уровне, так и на уровне органов местного самоуправления. Представителями власти в сфере законодательной власти являются депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также депутаты представительных органов субъектов Федерации.

Представителями власти в сфере исполнительной власти являются члены Правительства РФ и правительств субъектов Федерации, руководители органов местного самоуправления, а также должностные лица правоохранительных и контролирующих органов - сотрудники МВД, Государственной таможенной службы, Департамента налоговой полиции, пограничники и подобные им лица. В сфере судебной власти представителями власти являются судьи территориальных и арбитражных судов всех уровней, а также судьи Конституционного Суда.

Лицами, осуществляющими функции представителя власти по специальному полномочию, являются различные общественные инспекторы, ревизоры и общественные контролеры (например, в торговой сети, на транспорте), привлекаемые к осуществлению властных полномочий на период их дежурства, а также народные и присяжные заседатели, привлекаемые в судах для рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Лица, осуществляющие соответствующие обязанности по специальному полномочию отличаются от других тем, что для выполнения этих обязанностей не требуется замещения должности. Кроме того, специальные полномочия могут осуществляться только на правовой основе, носят краткосрочный или разовый характер. Исполнение должностных функций без юридического оформления специальных полномочий исключает ответственность по нормам данной главы.

Организационно-распорядительные функции осуществляют те должностные лица, которые руководят трудовым коллективом, осуществляют подбор и расстановку кадров, организацию труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении, в Вооруженных Силах РФ или ином воинском формировании РФ. Это могут быть руководители министерства или государственного комитета, их заместители, руководители структурных подразделений государственных органов.

Под административно-хозяйственными обязанностями следует понимать полномочия по управлению или распоряжению государственным имуществом, его хранением, реализацией, по обеспечению контроля за этими операциями в государственном органе или в органе местного самоуправления, в соответствующих учреждениях и в воинских формированиях.

На практике имеют место случаи сочетания лицом выполнения профессиональных и должностных функций. В подобных ситуациях ответственность за должностные преступления будет наступать только в том случае, когда соответствующие деяния были совершены при исполнении должностных, а не профессиональных обязанностей (главврач, педагог-член приемной или аттестационной комиссии и т.п.).

Не являются должностными лицами те государственные служащие, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности в органах, названных в пп. 3 и 4 настоящего комментария. Но если эти лица, кроме исполнения своих профессиональных обязанностей, наделены также функциями организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера, то они несут ответственность как должностные лица (см. п. 4 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г.). Такая ситуация может иметь место, если, например, врач муниципальной больницы незаконно выдает бюллетень о временной нетрудоспособности или, будучи привлечен к работе во ВТЭК или призывной комиссии, путем злоупотребления предоставленными ему полномочиями совершает юридически значимые действия.

Вторую категорию субъектов данных преступлений образуют лица, занимающие государственные должности РФ. Эти должности согласно Закону "Об основах государственной службы", устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент, Председатель Правительства, члены Госдумы и Федерального Собрания и др.).

Государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ.

К числу лиц, находящихся на государственной службе, относят лиц, в обязанности которых входит:

- обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализация федеральных законов и законов субъектов РФ;

- добросовестное исполнение должностных обязанностей;

- обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан, исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей;

- принятие в пределах компетенции обращений граждан и органов местного самоуправления и принятие по ним решений, хранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.

К четвертой категории субъектов закон относит государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц.

Для наличия такого исключения в законе указаны два условия:

1) лицо должно находится на государственной службе или на службе в органах местного самоуправления, то есть заниматься профессиональной деятельностью по обеспечению исполнения полномочий государственных органов;

2) не обладать полномочиями должностного лица.

Статья 285. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Наиболее важные отличия статей данной главы от прежнего законодательства состоят в следующем:

а) содержание статей этой главы приведено в соответствие с Конституцией Российской Федерации, а также с Федеральным законом РФ от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" (РГ, 1995, 3 августа);

б) пересмотрено понятие субъекта этих преступлений.

В категорию должностных лиц теперь включаются только лица, занимающие соответствующие должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и Вооруженных Силах и иных воинских формированиях РФ. В отличие от прежнего законодательства субъектом некоторых преступлений комментируемой главы могут быть не только должностные лица, но и государственные служащие, не являющиеся должностными лицами. Установлена повышенная ответственность лиц, занимающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и глав органов местного самоуправления.

Судебная практика по делам о должностных преступлениях была обобщена в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" (Бюл. ВС СССР, 1990, N 3). Это постановление широко используется на практике. В настоящее время оно не утратило силы, но в определении признаков должностного лица и по некоторым другим позициям его следует признать устаревшим, на что указывается ниже.

Уголовную ответственность влечет использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы. Круг служебных полномочий определен соответствующим положением, уставом, инструкцией или другим нормативным актом, в которых формулируются права и обязанности лица, занимающего соответствующую должность.

Под использованием своих служебных полномочий понимаются такие действия должностного лица, которые вытекают из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это должностное лицо наделено в силу занимаемой должности (см. п. 10 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г.). Не являются таким использованием действия лица, не связанные с его правами и обязанностями по службе, например использование своего авторитета. Таким образом новый УК положил конец дискуссии по этому вопросу: использование должностным лицом своего авторитета (в том числе "телефонное право") есть деяние аморальное, порицаемое, могущее повлечь меры дисциплинарного воздействия, но уголовную ответственность оно не влечет, поскольку в этом случае должностное лицо своими правами и обязанностями не злоупотребляет.

Под использованием служебных полномочий вопреки интересам службы понимаются действия, которые совершаются должностным лицом в пределах своей компетенции, но по своему содержанию заведомо противоречат целям и задачам, ради достижения которых функционирует соответствующий орган. Использование служебных полномочий вопреки интересам службы может совершаться как путем активного поведения, так и путем бездействия.

Преступление имеет материальный состав - преступление окончено в случае существенного нарушения указанных в законе интересов.

Корыстная заинтересованность означает стремление лица получить имущественную выгоду без незаконного изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу.

Иная личная заинтересованность состоит а стремлении виновного извлечь путем использования должностных полномочий выгоду имущественного характера.

Тяжкие последствия - крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждений, срыв заданий, материальный ущерб в особо крупных размерах, причинение смерти человеку или тяжкого вреда здоровью.

Статья 286. ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Превышение полномочий - совершение должностным лицом действия явно выходящих за пределы предоставленных ему полномочий:

а) совершение действий, входящих в компетенцию вышестоящего должностного лица;

б) действия, которые могут быть совершены только коллегиально;

в) действия, для совершения которого нужны специальные полномочия, отсутствующие у виновного (неудачный пример с применением оружия в условиях, когда оснований для этого не было);

г) совершение действий, которые не вправе совершать никакое лицо ни при каких обстоятельствах.

Для ответственности за данное преступление необходимо, чтобы виновное лицо было наделено должностными или властными полномочиями в отношении лиц или организаций, которым его действия причиняют существенный вред.

Насилие, о котором говорится в законе, может выражаться в нанесении потерпевшему ударов, побоев, легкого или средней тяжести вреда здоровью, истязаниях, а также в лишении его свободы. УК 1996 г. говорит не только о фактическом применении такого насилия, но и об угрозе его применения, т. е. о психическом насилии. В этом отношении новый УК восполнил пробел, имевшийся в прежнем законодательстве.

Если насилие, примененное к потерпевшему, выразилось в умышленном причинении тяжкого вреда его здоровью или умышленном убийстве, то такие действия выходят за рамки рассматриваемого состава и требуют дополнительной квалификации по совокупности со ст.ст. 111 или 105 настоящего Кодекса.

Новый УК внес уточнение и в формулировку другого особо отягчающего обстоятельства, указав в ч. 3 ст. 286 не только на применение оружия, но и на применение специальных средств (о понятии оружия см. комментарий к ст. 222).

Понятие "специальные средства" дается в Законе РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 г. (Ведомости РСФСР, 1991, N 16, ст. 503). Такими средствами являются резиновые палки, наручники, слезоточивые газы, водометы и т. д.

Указание на причинение тяжких последствий - новый особо квалифицирующий признак, не известный ранее. Таким последствием может явиться причинение потерпевшему смерти по неосторожности или причинение особо крупного материального ущерба и иной тяжкий вред.

Если же при превышении полномочий должностное лицо совершает убийство или причиняет при отягчающих обстоятельствах тяжкий вред здоровью - содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений по ст.105 или ч.3 ст.111 УК.

Статья 288. ПРИСВОЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

Присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Действия, подобные описанным в комментируемой статье, были известны и прежнему законодательству, они предусматривались в главе против порядка управления. По УК 1960 г. субъектом преступления могло быть любое лицо, присвоившее себе звание или власть должностного лица и совершившее на этом основании какие-либо общественно опасные действия. Новый УК в качестве субъекта преступления определил государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, но не являющегося должностным лицом. Изменение субъекта предопределило включение этого преступления в число деяний, предусмотренных гл. 30 УК и нарушающих интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Второе отличие от прежнего законодательства заключается в том, что комментируемая статья формулирует этот состав как материальный, т. е. уголовную ответственность порождает такое присвоение полномочий должностного лица и совершение на этом основании каких-либо действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Объективная сторона преступления заключается в самовольном, путем обмана, присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, которые в действительности должностными лицами не являются, полномочий должностного лица и совершения на этой основе действий, существенно нарушающие права и законные интересы граждан или организаций.

Присвоение полномочий должностного лица может выражаться в объявлении себя таким должностным лицом, использовании в связи с этим подложных документов, форменной одежды и совершении на этом основании тех или иных полномочий, которые предоставлены соответствующему должностному лицу. Например, служащий проводит прием посетителей и выносит при этом решения по их жалобам или просьбам, подписывает какие-либо документы. К таким действиям можно отнести и остановку автомобиля под предлогом проверки якобы инспектором ГИБДД. Способ присвоения полномочий не имеет значения, за исключением подделки соответствующих документов, требующей квалифицировать содеянное по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 288 и 327 УК.

Если в действиях такого государственного служащего или служащего органа местного самоуправления содержатся также признаки иного преступления, они должны квалифицироваться по совокупности, например, как производство незаконного обыска, нанесение побоев и т. д.

Уголовная ответственность за комментируемое преступление предполагает наличие умышленной вины: лицо осознает, что оно не имеет тех полномочий, которые предоставлены соответствующему должностному лицу, и тем не менее совершает действия, которые может совершить только это должностное лицо.

Субъектом преступления является только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления (см. пп. 3, 4 комментария к ст. 285). Совершение таких действий иными лицами, не являющимися государственными служащими или служащими органа местного самоуправления, не влечет ответственности по данной статье, но может быть квалифицировано по другим статьям УК в зависимости от характера совершенных действий - как нарушение неприкосновенности жилища, нанесение побоев и т. д. Если полномочия присваиваются должностным лицом, оно подлежит ответственности за превышение должностных полномочий по ст. 286, если есть все признаки этого преступления.

Статья 289. НЕЗАКОННОЕ УЧАСТИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в учреждении должностным лицом организации, занимающейся предпринимательской деятельностью, либо в участии в управлении такой организации, несмотря на прямое запрещение законом, если при этом виновный предоставляет такой организации льготы и преимущества или в иной форме покровительствует ей.

Формами совершения данного преступления могут быть:

- учреждение предприятия;

- участие в управлении предприятием лично или через посредника. В последнем случае посредник используется для маскировки действий самого должностного лица.

Для наличия данного состава необходимо установить непосредственную связь между действиями должностного лица (создание предпринимательской организации либо участие в управлении ею) с предоставлением ей льгот и преимуществ либо с покровительством в иной форме.

Статья 290. ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ

Новый УК определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия или бездействие в пользу взяткодателя, если они входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно покровительство или попустительство по службе.

Взятка - любая незаконная выгода имущественного характера. Безвозмездность получения взятки может быть полной или частичной.

Новые виды взяток: приобретение или аренда помещений или квартир, дачных участков, перевод денежных средств с банковских счетов в наличные, приватизация предприятий, торговых организаций. За совершение должностными лицами действий им открываются счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или их близких недвижимость как в России, так и за ее пределами, организуются выезды за рубеж с выдачей валюты под видом "специалистов".

Новый УК законодательно уточнил понятие взятки, определив ее как деньги, ценные бумаги, иные имущественные выгоды. Такими выгодами могут быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных и иных работ (см. п. 4 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г.).

Открытая и завуалированная формы получения взяток. ГК РФ в ст. 575 установил запрет дарения государственным служащим, служащим муниципальных учреждений и ряду других лиц подарков, сумма которых превышает пять минимальных размеров оплаты труда. Из этого делается вывод, что пять минимальных размеров оплаты труда - это та граница, которая отличает подарок от взятки. На самом деле вопрос о размере взятки гражданским законодательством не разрешается. Так, Верховный Суд РФ, рассматривая в порядке надзора уголовное дело по обвинению в даче взятки признал бесплатное обслуживание в ресторане взяткой (БВС РФ N 5-1998, стр. 8-9.)

Взятка получается должностным лицом за совершение или несовершение каких-либо действий в пользу взяткодателя либо другого лица, которое представляет взяткодатель, в том числе членов его семьи.

Действия, совершаемые за взятку, могут быть четырех видов:

а) эти действия могут входить в обычные служебные полномочия должностного лица;

б) эти действия могут не входить в непосредственные полномочия этого должностного лица, но в силу своего авторитета, влияния лицо, получившее взятку, может способствовать совершению действий или их несовершению в пользу взяткодателя или представляемого им лица;

в) должностное лицо за взятку может оказывать общее покровительство, например необоснованно, без каких-либо заслуг продвигать взяткодателя по службе, представлять его к премиям, наградам и т. п.;

г) за взятку должностное лицо может оказывать попустительство, т. е. скрывать допущенные взяткодателем ошибки и упущения по службе.

Объективная сторона характеризуется:

- действия, входящие в круг полномочий;

- способствование таким действиям с использованием служебного положения;

- общее покровительство или попустительство по службе.

Преступление налицо и тогда, когда за взятку удовлетворяются интересы как самого взяткодателя, так и тех, кого он представляет.

Если за взятку должностное лицо совершает действие (бездействие), содержащее состав какого-либо преступления, то его действия подлежат квалификации по ч. 2 рассматриваемой статьи. Термин "незаконные", употребленный законодателем, следует трактовать как "преступные". Таким образом, УК 1996 г. по сути дела возродил деление взяточничества на мздоимство и лихоимство, известное дореволюционному русскому уголовному законодательству.

Однако выделение этого признака в качестве квалифицирующего обстоятельства не исключает необходимости в соответствующих случаях квалифицировать действия виновного должностного лица по совокупности со ст.ст. 285, 286 или другой статьей УК, предусматривающей ответственность за эти преступления. К такому выводу приводит сопоставление санкций, предусмотренных в ч. 2 комментируемой статьи, с мерами наказания, установленными законом за злоупотребление служебным положением и превышение служебных полномочий.

Под неоднократностью понимается получение взятки не менее двух раз или одновременное получение взятки от двух лиц, если в интересах каждого из них совершается отдельное действие. Не образует неоднократности получение взятки в несколько приемов за выполнение одного действия. Не будет неоднократности и при получении взятки от нескольких лиц за выполнение одного действия.

Вымогательство состоит в требовании должностного лица дать взятку под угрозой ущемить правоохраняемые интересы взяткодателя либо в поставлении последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения или прекращения нарушения его законных интересов.

Отсутствует вымогательство взятки в ситуации, когда виновный требует взятку, угрожая совершить законные действия в отношении взяткодателя. Нет вымогательства и в случаях, когда должностное лицо требует взятку, не подкрепляя ее угрозой нарушить законные интересы взяткодателя.

Статья 291. ДАЧА ВЗЯТКИ

Объективная сторона состоит в предоставлении взяткодателем лично или через посредника имущественной выгоды должностному лица за выполнение или невыполнение им в интересах дающего взятку определенных действий. Взятка может быть дана не только в личных интересах, но и в интересах организации. Должностное лицо, предложившее подчиненному добиться нужного для организации решения вопроса путем взятки, отвечает как взяткодатель. Подчиненный работник, договорившийся о выполнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, отвечает как соучастник в даче взятки.

Взятка вручается лично или через посредника. Если посреднику известны обстоятельства передачи взятки - налицо с его стороны соучастие в даче взятки.

Состав формальный. Если вручение взятки не состоялось - содеянное образует покушение на дачу взятки.

ПРИМЕЧАНИЕ. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Статья 292. СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ

Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

В отличие от прежнего законодательства субъектом данного преступления может быть любой государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, как должностное лицо, так и не должностное лицо.

Предметом преступления являются официальные документы, т. е. письменные акты, выдаваемые органом государственной власти и предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, удостоверяющие определенные факты, события, иные обстоятельства, имеющие юридическое значение. Такими документами следует считать и официальные регистрационные книги, журналы и другие подобные документы (например, Книгу записей актов гражданского состояния).

Документы, исходящие не из органа государственной власти, предметом данного преступления не являются. Следовательно, подлог документов, исходящих от иных организаций, учреждений, частных лиц (расписок, договоров, обязательств и т. д.), образует состав других преступлений. Если такой подлог связан с незаконным завладением чужим имуществом, действия виновного лица следует квалифицировать как мошенничество.

Новый уголовный закон уточняет способ совершения служебного подлога. Он может заключаться во внесении в соответствующий официальный документ заведомо ложных сведений либо во внесении в них таких исправлений, которые искажают их действительное содержание. Это может быть исправление фамилии, даты рождения или смерти, изменение денежной суммы и т. д.

Состав преступления окончен с момента совершения подлога официального документа, т. е. внесения в него заведомо ложных сведений или исправлений, искажающих его действительное содержание. Дальнейшее использование подложного документа требует квалификации по совокупности с соответствующей статьей УК.

Рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом и при наличии особого мотива - корыстной или иной личной заинтересованности.

При сочетании с хищением подлог составляет либо форму приготовления к этому преступлению, либо форму его сокрытия. Содеянное в этих случаях квалифицируется по совокупности.

Условием уголовной ответственности субъектов данного преступления будет возложение на них в установленном порядке обязанности составлять и выдавать официальные документы.

Статья 293. ХАЛАТНОСТЬ

Основное отличие данной статьи от аналогичной статьи прежнего закона состоит в том, что в новом УК появилась вторая часть статьи, которой прежде не было.

Рассматриваемое преступление заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Для уголовной ответственности необходимо, чтобы такое отношение к службе повлекло последствия - существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Чаще всего речь идет о причинении материального ущерба, но в результате халатности может наступить и иной существенный вред.

При этом следует иметь в виду, что в новом УК ответственность за неосторожное причинение смерти либо тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека вследствие ненадлежащего выполнения лицом своих профессиональных обязанностей (врача, медицинской сестры и т. д.) предусмотрена соответственно ч. 2 ст. 109 и ч. 4 ст. 118 УК как преступление против личности.

Для привлечения к ответственности за халатность должны выполняться два условия:

- обязанность должным образом выполнять свои функции;

- реальная возможность эти функции выполнять.

Рассматриваемое преступление может быть совершено только по неосторожности. Это единственное неосторожное преступление, которое включено в состав гл. 30 УК. Естественно, что этим объясняются более низкая санкция за его совершение (без лишения свободы) и помещение этого состава последним в рассматриваемой главе.

Субъектом халатности может быть только должностное лицо.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает в качестве квалифицирующего обстоятельства наступление смерти или иных тяжких последствий. В законе не разъясняется понятие "иных" тяжких последствий, поскольку это является вопросом факта и зависит от обстоятельств конкретного случая. Во всяком случае эти последствия должны быть достаточно серьезными. Это может быть, например, отравление значительного числа граждан, наступившее вследствие продажи какого-либо лекарства, санкцию на продажу которого дало виновное должностное лицо по неосторожности, вследствие небрежного отношения к своим обязанностям.

Разграничение комментируемой статьи со ст.ст. 109 и 118 УК, где также предусмотрена смерть потерпевшего или причинение тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью по неосторожности, следует проводить по объективной стороне и по субъекту. В комментируемой статье эти последствия связаны с выполнением должностным лицом своих служебных, а не профессиональных обязанностей. Поэтому врачи, другой медицинский персонал, а также фармацевты и подобные им лица, не являющиеся должностными, за указанные последствия подлежат ответственности по ст. 109 или 118 УК, а должностные лица - по ч. 2 данной статьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: