Договор транспортной экспедиции. По своей природе данный договор относится к группе агентских договоров

По своей природе данный договор относится к группе агентских договоров. Отличительные черты договора транспортной экспедиции определяются сферой применения. Здесь услуги юридического и фактического характера оказываются в связи с процессом перевозки товара. Существуют книжная, почтовая, денежная экспедиция, но они также связаны с перевозкой соответствующего имущества. Вне перевозки никакого экспедирования не бывает.

Отношения по экспедированию регулируются гл. 41 ГК РФ и Федеральным законом от 30.06.03 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Названный закон регламентирует товарное экспедирование и напрямую относится к коммерческой деятельности. Закон предусматривает издание Правил транспортно-экспедиционной деятельности, которые должны быть утверждены Правительством РФ.

Договор определяется следующим образом. По договору транспортной экспедиции одна сторона, экспедитор, обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны, клиента, выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой грузов. Итак, соглашение касается услуг, связанных с перевозкой, но не собственно перевозки.

Обязанности по экспедированию могут принимать на себя специализированные организации, созданные для этих целей. Таковы различные экспедиционные агентства и фирмы. Они заключают с клиентами договоры на оказание комплекса услуг по получению от транспортных организаций грузов и доставке их клиенту, а также сдаче к перевозке грузов, отправляемых клиентом.

Во многих случаях функции экспедирования принимают на себя сами транспортные организации: порты, станции, автоперевозчики. Для этого в составе транспортных организаций создаются специальные подразделения, которые выполняют такие обязанности.

Отдельные экспедиционные услуги могут оказывать работники транспортных организаций, непосредственно выполняющие перевозку груза, например, работники морских и речных судов. На автомобильном транспорте шофер наряду с перевозкой, как правило, выполняет для клиента отдельные обязанности по экспедированию. Он может производить увязку, укрытие и крепление груза в кузове, следить за сохранностью, оформлять на станции (пристани, в порту) документы для клиента. В таких случаях шофер становится шофером-экспедитором. За оказываемые услуги он получает набавку к зарплате.

Услуг лишь одного экспедитора нередко оказывается недостаточно. Поэтому различные обязанности по экспедированию оказываются рассредоточенными между несколькими разными экспедиторами, каждый из которых выполняет свой круг задач.

С учетом такого разделения функций конкретные виды экспедиционных услуг и размер платы за них стороны предусматривают в:

1) договорах на транспортно-экспедиционное обслуживание, заключаемых со специализированными экспедиционными организациями;

2) организационных договорах, заключаемых с транспортными организациями. Так, в годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом определяются виды оказываемых экспедиционных услуг и размеры платы за них;

3) договорах (заказах) на выполнение разовых перевозок грузов.

Договоры предусматривают оказание экспедиторами как фактических, так и юридических услуг. Содержание фактических экспедиционных услуг составляют:

а) проверка количества и состояния прибывшего или отправляемого груза, его тары и упаковки;

б) нанесение транспортной маркировки на груз и снабжение груза бирками; в) внесение провозных платежей и сборов;

г) организация либо непосредственное осуществление доставки груза на станцию (порт, пристань) или со станции к получателю;

д) сопровождение груза при перевозке;

е) уведомление клиента об отправленных или прибывших в его адрес грузах и иные действия.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором от имени клиента на основании полученной доверенности.

Ответственность по договору на транспортно-экспедиционное обслуживание характеризуется рядом особенностей. Экспедитор отвечает за несохранность груза лишь при наличии его вины. При этом согласно ст. 803 ГК РФ если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано нарушением договора перевозки, то он отвечает перед клиентом по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик, это особая правовая конструкция, предусматривающая, что ограниченный характер ответственности должника обусловливается ограничением по закону ответственности третьего лица, действиями которого вызвано нарушение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: