Содержание лицензионного соглашения
Заключительная часть
Основная часть
i. Предмет соглашения (суть договора, названия сторон, описание товара/услуги – предмета соглашения).
ii. Документ, подтверждающий качество товара/услуги, в отношении которых действует посредник.
iii. Права и обязанности посредника.
iv. Права и обязанности клиента.
v. Вознаграждение посредника (способ расчета и момент возникновения права на него).
vi. За чей счет возмещаются издержки, понесенные посредником.
vii. Санкции за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств.
viii. Форс-мажор.
ix. Арбитраж.
x. Срок действия, порядок продления и расторжения договора.
I. Юридические адреса сторон.
II. Печати.
III. Подписи.
IV. Банковские реквизиты.
сделки по торговле лицензиями на основе технологий
1. Содержание технологий и характерные черты их м/н обмена
Внешнеторговый обмен научно-техническими знаниями связан с передачей технологий и предполагает их обмен на коммерческой основе между разными странами, включая обмен между материнскими и дочерними компаниями за границей.
|
|
Патент – документ, удостоверяющий право собственности на объект патентования (изобретение, полезная модель и т.д.), дающий право получения дохода от его продажи.
Лицензия – разрешение на использование патента на определенных условиях за определенную плату и на определенный срок. Может быть выдана в научно-методическом отделе библиотеки им. А.С. Пушкина, патентовед при ТПП, в ПолиТехе.
Виды технологий как предмета купли-продажи продуктов интеллектуальной собственности:
• Капиталоемкие технологии
• Капиталосберегающие
• Трудосберегающие
• Информационные
• Оборотные
• Малоотходные
• Безотходные
Виды передаваемых технологий по способу защиты:
• Знания и опыт, воплощенные в форму изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, ТЗ прочих объектов промышленной собственности. Максимальные сроки защиты:
• Изобретения – 20 лет
• Промышленные образцы – 10 лет
• Полезные модели – 5 лет
• Знания и опыт научно-технического, промышленно-военного, управленческого, коммерческого и финансового характера, объединенные понятием ноу-хау и не попадающие под патентную защиту.
Черты ноу-хау:
• Научно-техническая и экономическая ценность
• Практическая применимость
• Предоставляется в виде документации или передачи опыта через специалиста
• Отсутствие прямой защиты
Черты м/н обмена технологиями и знаниями в современных условиях:
• Усиление разделения труда, рост влияния ТНК ведут к развитию м/н обмена научно-техническими знаниями.
|
|
• Монополизация технологических знаний:
o Большие затраты на НИОКР под силу только крупным ТНК и государственным структурам. От 3 до 5 % суммарного оборота – на научные разработки в крупных компаниях.
o Монополизация через политику ТНК в области передачи технологий:
• Стремление быстро продать лицензию, как правило, на стадии зрелости с учетом быстрого морального износа.
• Политика монопольно высоких цен, в т.ч. через создание патентных узлов – объединение лицензий по своим патентам в единый блок, закрытый для аутсайдеров.
o Дочерние компании не свободны в выборе технологии.
• Внутрикорпорационный обмен как средство внешнеэкономической экспансии, т.е. передача дочерним компаниям лицензий, которые ставят их вне конкуренции на местных рынках.
• Активное участие в м/н технологическом обмене мелких и средних венчурных фирм, которые имеют узкую специализацию и активно кооперируются с зарубежными партнерами.
• Усиление противоречий между центрами научных разработок США, Европы и Японии.
• Политика ТНК в развивающихся странах, которая основывается на экономической и технологической зависимости путем организации производства отдельных узлов, деталей сборочного производства или передачи зрелых технологий.
2. Сущность м/н лицензирования
Основано на купле-продаже лицензий, которые предполагают передачу во временное пользование объекта лицензии за установленное вознаграждение на основе лицензионного соглашения.
Принципы зарубежной патентной системы:
1. Право на изобретение, за исключением, социально вредных.
2. Патентоспособность изобретения.
3. Территориальная ограниченность патентных прав, т.е. действителен только в той стране, где выдан патент.
Организация м/н торговли лицензиями может осуществляться:
- Фирмами самостоятельно (патентные отделы, изучающие конъюнктуру рынка и осуществляющие операции купли-продажи лицензий). Крупные компании организуют свои отделения м/н лицензирования, как правило, это – дочерние предприятия, которые продвигают патенты и лицензии на внешних рынках.
- Специализированными фирмами, которые скупают патенты/идеи, дорабатывают их и предлагают на мировом рынке.
- Через посредников (лицензионные и патентные агенты и поверенные).
Функции посредников:
• Патентование от имени владельца в своей стране или за рубежом
• Поддержание патента путем надзора за уплату пошлины
• Посредничество в купле-продаже патентов и лицензий
• Маркетинговые исследования рынка
• Реклама от имени патентовладельца или лицензиара
• Контроль за исполнением лицензионных соглашений
1. Преамбула (вводная часть):
• Наименование сторон
• ОПФ
• Место нахождения
• Номер и дата выдачи патента, на основании которого выдана лицензия
• Право собственности патентовладельца (лицензиара) и намерения лицензиата
• Запатентованное изобретение
• Технологический процесс
• Полезная модель
• Промышленный образец
• Селекционные достижения