СТО при окончательной сборке
В состав СТО при окончательной сборке ЛА входит:
1. Стенды для безнивелировочной стыковки агрегатов;
2. Стенды для испытаний на герметичность топливной, дренажной, противопожарной и др. систем;
3. Стенды оппрессовки и испытаний пневматической и гидравлической систем высокого давления;
4. Стенды испытаний пневматической и гидравлической систем низкого давления;
5. Стенды для испытаний на герметичность кабин ЛА;
6. Стенд для отработки шасси, тормозов и и других гидроагрегатов;
7. Стенды проверки переходных сопротивлений, изоляции, прозвонки электропроводов;
8. Стенды для отработки специальных систем;
9. Стенды проверки радиооборудования.
Стыковые стенды представляют собой специальные приспособления, предназначенные для стыковки отсеков при сборке агрегатов и стыковки агрегатов при сборке изделий. Такие стенды являются сложными устройствами, оснащенными высокоточными элементами, обеспечивающими максимально возможную точность стыковки СЧ АК.
|
|
Стыковые стенды имеют многокомпонентную конструкцию, в состав которой, как правило, входят неподвижные (стационарные) и подвижные (отводимые) элементы – модули. В неподвижные части стенда устанавливаются, как правило, отсеки или агрегаты бóльших габаритов, а в модули – меньших габаритов и (или) симметричные. Базирование СЧ в стенде производится по:
· реперным точкам (площадкам);
· такелажным узлам и ответным элементам стенда;
· ложементам;
· регулируемым выдвижным шаровым или сферическим опорам.
Современные стыковые стенды обеспечивают:
· высочайшую точность позиционирования СЧ АК относительно друг друга и элементов самого стенда;
· возможность многократного отведения модулей с установленными отсеками (агрегатами) от стационарных элементов, без потери точности, с целью выполнения операций герметизации, снятия заусенцев и пр.;
· стабильную работу в течение длительного периода;
· возможность стыковки отсеков и агрегатов крупногабаритных ЛА с самыми высокими требованиями к точности;
· выполнение целого ряда технологических операций в процессе стыковки.
Раздел 13. Средства технологического оснащения
для нивелировки ЛА
Нивелировка – проверка правильности сборки и установки отдельных СЧ и самолета в целом с помощью нивелира, которым измеряется превышение нивелировочных точек конструкции самолета. Результаты измерения сверяют с таблицей регулировочных данных самолета. Для нивелировки самолета он устанавливается в регулировочное положение с помощью нивелира так, чтобы его поперечная и продольная оси находились в горизонтальной плоскости. Нивелировка самолета обычно сопровождается его обмером в плане с целью проверки правильности сборки всего самолета.
|
|
Основным СТО для нивелировки является нивелировочный стенд, который содержит все необходимы измерительные системы, которые позволяют выполнить контроль правильности взаимоположения основных СЧ собранного ЛА.
Раздел 14. Средства технологического оснащения
для монтажа и контроля бортовых систем
Бортовое оборудование (БО) включает в себя силовые установки, системы управления полетом ЛА, энергетические системы (гидравлические, пневматические, электрические и др.), специальные системы, в зависимости от назначения ЛА. Источники питания топливом и энергией, приборы, различные элементы систем БО соединяются коммуникациями (трубопроводы, электрожгуты, тросы, тяги и др.).
ТП монтажа БО – установка и крепление элементов БО, прокладка коммуникаций. соединение элементов и целых систем между собой с последующим контролем их работы и испытаниями.
Монтажные работы, связанные с присоединением отдельных элементов БО к планеру ЛА, выполняют, как правило, с использованием универсального слесарного инструмента и МИ, применяемого при сборке планера. Эти соединения в основном несиловые.
В отрасли создан целый ряд документов, регламентирующих ТП монтажа отдельных элементов и систем в целом. Часто такие ТП отражены в типовых ТП (ТП) и типовых технологических операциях (ТТО). Ряд ТП и ТТО отражен в следующих отраслевых НТД: ОСТ1.41256-88; ОСТ1.41441-2002 ÷ ОСТ1.41462-2002; ОСТ1.00539-80; ОСТ1.03895-78; ОСТ1.41420-2000; ОСТ1.41730-78 ÷ ОСТ1.41786-78.
Требования к проектированию отдельных систем их элементов изложены в: ОСТ1.00818-86; ОСТ1.00648-87; ОСТ1.00830-76; ОСТ1.00105-81; ОСТ1.01123-85; ОСТ1.01124-85; ОСТ1.01143-87; ОСТ1.41423-2000 ÷ ОСТ1.41439-2000.
Терминология в области монтажа систем БО представлена в: ОСТ1.02627-87; ОСТ1.02676-87; ОСТ1.02688-87.
Испытания систем БО проводят с использованием специальных стендов, полностью имитирующих условия работы испытываемых систем на борту ЛА. Окончательные испытания смонтированных систем проводят на контрольно-испытательной станции (КИС) и летно-испытательной станции (ЛИС).