Доход и прибыль фирмы

В условиях рыночной экономики прибыль — это главный стимул и основной показатель эффективности работы любого предприятия. Прибыль является источником материального благосостояния членов (трудового коллектива, социального и производственного разви­тия. Поэтому каждый предприниматель, каждый трудовой коллектив будет стремиться к тому, чтобы всячески ее увеличить.

В общем виде прибыль определяется как разница между суммар­ной выручкой и суммарными издержками.

Если затраты ресурсов оценены бухгалтерским методом, то разность между выручкой и бухгалтерскими (внешними) издержками образует бухгалтерскую прибыль. Если затраты ресурсов оценены экономическим методом, то разность между выручкой и экономическими издержками (внешними и внутренними, включая в последние и нормальную прибыль предпринимателя) образует экономическую прибыль. Следовательно, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину внутренних издержек.

Бухгалтерская прибыль — это абсолютный показатель, фиксиру­ющий наличие прибыли или убытков. Фирма может получать при­быль, выплачивать дивиденды, платить налоги, но экономическая прибыль может оказаться отрицательной. Это означает, что, вложив ресурсы в иные виды бизнеса, можно было бы получить большую прибыль. Бухгалтерская прибыль ничего не говорит о положении предприятия в сравнении с другими фирмами. Нормальная же при­быль свидетельствует о том, что бизнес идет не хуже, чем в среднем по экономике. Предприятие, у которого бухгалтерская прибыль равна нормальной, получает нулевую экономическую прибыль. Нали­чие же положительной экономической прибыли означает, что дан­ное предприятие наилучшим образом распорядилось своими ресур­сами. Таким образом, именно положительная экономическая прибыль — наиболее точный индикатор эффективности работы предприятия.

Под нормальной прибылью понимают минимальный уровень прибыльности, необходимый для того, чтобы привлечь и удержать ресур­сы в пределах данною направления деятельности.

Прибыль это разница между суммарной выручкой (TR =), или суммарным доходом, который получает фирма от продажи сво­ей продукции, и суммарными экономическими издержками (ТС), которые несет фирма для того, чтобы произвести эту продукцию.

П = TR-TC = PQ-TC,

где Р — цена единицы продукции; Q — количество продукции.

Доход это денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени.

При анализе доходов предприятия или фирмы обычно оперируют понятиями:

• валовой доход, который равен выручке от реализации всей про­дукции (в денежных единицах: рублях, долларах и т.д.);

• средний доход, рассчитываемый на единицу проданной продукции;

• предельный доход, который представляет собой приращение валового дохода от продажи дополнительной единицы продукции. Его рассчитывают как отношение прироста валового дохода к приросту ко­личества продукции.

Таким образом, валовой (или совокупный) доход ТR, получаемый фирмой, равен цене продукта (Р), умноженной на количество продан­ных единиц (Q);

TR=PQ.

При несовершенной конкуренции цена продукта зависит от количества проданных единиц.

Следовательно, TR =f (P,Q).

Доход записывается как TR, а не просто как R, потому что его размер зависит от объема выпуска продукции.

Предельный доход MR представляет собой его приращение TR в ре­зультате увеличения выпуска продукции на 1 единицу :

,

Средний доход AR представляет собой доход, получаемый от продажи 1 единицы продукции:

Заметим, что средний доход представляет собой просто цену еди­ницы продукции:

.

Различение валовых и предельных доходов имеет важное значение в связи с функционированием закона убывающей доходности. Суть это­го закона в том, что дополнительно применяемые затраты одного фак­тора при неизменном количестве других факторов производства дают все меньший объем дополнительной продукции и, следовательно, ва­лового дохода.

Лекция 5. Принципы рыночных структур: конкуренция и монополия.

1. Конкуренция: понятие, функции и виды.

2. Монополия и олигополия. Рыночная власть.

3. Антимонопольное регулирование.

1. Конкуренция: понятие, функции и виды.

Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означа­ет соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализа­ции (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

• наличием множества равноправных рыночных субъектов;

• полной экономической обособленностью каждого из них;

• зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

• противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди про­давцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями.

Конкуренция —двигатель экономического прогресса. Это объясня­ется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать техни­ку и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на про­изводство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:

• обеспечение нацеленности производителя на запросы потреби­теля, без чего нельзя получить прибыль;

• стимулирование роста эффективности производства, обеспечи­вающее «выживание» производителей;

• дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);

• давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

• ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

• стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

Основные черты различных конкурентных структур представлены в табл.

Таблица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: