Состав и структура оборотных средств на предприятии

Схема:

Лекция №3.

Оборотные производственные фонды и фонды обращения тесно связаны.

Взаимосвязь:

Д – ПЗ – ПР – ГП –Д1, где

Д – деньги

ПЗ – производственные запасы

ПР – производство

ГП – готовая продукция

Д1 – деньги от продаж

Существует 3 стадии кругооборота:

  1. денежная;
  2. производственная;
  3. товарная.

Основная задача: Обеспечение производственного процесса.

Оборотные средства характеризуются показателями:

  1. Норматив средних остатков оборотных средств (СО)

  1. Период оборачиваемости (То) обозначает длительность производственного цикла.

, где

Д – количество дней в периоде

Коэффициент оборачиваемости должен всегда увеличиваться. На практике различают следующие методы оценки материальных затрат на предприятии:

· FIFO (ФИФО) – оценка по себестоимости 1-ой по времени поставки.

· LIFO (ЛИФО) – оценка по себестоимости последней по времени поставки.

· Оценка по средней себестоимости (с/с)

Методика применения этих методов представлена в приложении к приказу Министерства Финансов РФ № 94 от дек. 1994г.

Производственная мощность предприятия.

ПМП – это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленном планом ассортименте при полном использовании производственного оборудования и площадей с учетом применения передовых технологий, улучшения организации производства и труда и обеспечения высокого качества продукции.

Производственная мощность может рассчитываться:

1. через норму времени:

, где

Тмакс. – это максимально возможный, полный фонд времени работы оборудования за год;

n – количество оборудования;

N – норма времени на обработку единицы изделия.

2. через производительность оборудования:

, где

- среднегодовое количество оборудования

Пр – производительность станка

Производственная мощность предприятия не является фиксированной величиной, поэтому она изменяется под воздействием следующих факторов:

1. организационно-технических мероприятий;

2. при переходе на многоемкостный режим работы;

3. при замене устаревшего оборудования и тд.

Основными элементами, определяющими величину производственной сущности предприятия, являются:

1. состав оборудования и его количество по видам;

2. технико-экономические показатели использования машин и оборудования;

3. фонд времени работы оборудования;

4. производственная площадь предприятия (цехов)

Расчет производственной мощности на предприятии проводится для обоснования производственной программы предприятия.

Производственную мощность подразделяют:

1. Входная

2. Выходящая

3. Проектная

4. Среднегодовая

5. Нормативная

Проектная мощность – максимально возможная мощность, которая может быть достигнута при идеальных условиях деятельности предприятия.

Производственная мощность чаще всего рассчитывается по всем видам оборудования, закрепленного за основными цехами.

Пример:

Предприятие работает в 2 смены. Продолжительность смены - 8 часов. Количество рабочих дней в году – 255.

На предприятии 3 группы станков:

- 5 станков

- 11 станков

- 15 станков.

Норма времени на обработку единицы изделия:

- 0,5 часа (50% часа)

- 1,1 часа (110% часа)

- 1,5 часа (150% часа)

Задание: определить производственную мощность на предприятии.

Решение:

часов в году (один станок)

Для загрузки производственной мощности на предприятии рассчитываются следующие показатели в следующей последовательности:

1. проводят наиболее подходящее размещение работ по группам взаимодоменяемого оборудования;

2. определяются перспективные нормы затрат времени на единицу каждого вида изделий по группам оборудования;

3. рассчитывается фонд времени работы одного станка;

4. определяется расчет производственной способности оборудования;

5. определяется загрузка оборудования. Данная загрузка может определяться 2-мя способами:

· как производственные нормы времени на изготовление одной детали с учетом выполнения норм выработки на готовую произведенную программу;

· как загрузка в станкочасах по всему ассортименту (номенклатуры)

Для оценки эффективности использования производственной мощности на предприятии рассчитывают коэффициент использования производственной мощности оборудования:

В экономической литературе различают следующие разновидности фондов времени оборудования:

  1. Календарный фонд – определяется астрономическим числом часов в рассматриваемом периоде.
  2. Режимный фонд – определяется путем вычета из календарного фонда неработающего времени с учетом сменности рабочего оборудования и установления перерывов в работе в течение суток.
  3. Эффективный фонд – рассчитывается на основе режимного с вычетом простоев оборудования в ремонте, а так же затрат времени на его наладку и переналадку.
  4. Фактический фонд – меньше эффективного фонда на величину сверхплановых простоев и больше его на величину сверхурочных часов.

Лекция №4.

Формирование ценовой политики предприятия.

Разработка ценовой политики предприятия основана на следующих этапах:

  1. Выработка целей ценовой политики

a. стратегия выживания на рынке;

b. выполнение условия максимизации прибыли;

c. лидерство по показателям доли рынка;

d. лидерство восстановления цен на рынке.

  1. Анализ ценообразующих факторов:

a. оценка ценовых и неценовых составляющих спроса;

b. анализ эластичности спроса;

c. оценка ценовых и неценовых составляющих предложения;

d. анализ эластичности предложения

  1. Выбор метода ценообразования:

a. наценка на себестоимость;

b. принцип безубыточности;

c. метод «снятия сливок»;

d. ориентация на ожидание ценовых предложений конкурента

  1. Выбор ценовой стратегии и решения об окончательном установлении цены

a. проникновение на новый рынок (учет психологического фактора)

b. разветвление рынка или его сегментация (диверсификация цен)

c. стабилизация позиций на рынке (создание желательного ценового образа)

Лекция №5.

Организация производственного процесса на предприятии.

Стадия Цель Ценовая стратегия Фактор Решение об окончательном установлении цены
1). Появление предприятия Выжить Проникновение на новый рынок Психологический 1.1. Цена выражена в неопределенной форме; 1.2. Цена, как отражение качества товара; 1.3. Цена, как отражение престижности товара
2). Развитие Максимизация прибыли и ускоренный рост Развитие рынка и его сегментация Диверсификация цен 2.1. По доходам потребителя 2.2. В зависимости от объемов потребления 2.3. По территориальным признакам и тп.
3). Стабильность Лидерство в ценах и по показателям рынка Стабилизация позиций на рынке Создание желательного ценового образа 3.1. Система скидок 3.2. Самые низкие цены на рынке
4). Устаревание Сохранить позиции Стабилизация позиций на рынке Поддержание желательного ценового образа Следование выбранному образу
5). Реорганизация деятельности Обновление и развитие То же самое, что и на предыдущих стадиях

Организация производственного процесса – это система мер, направленная на рационализацию сочетания в производстве и времени вещественных элементов и людей, занятых в процессе производства.

В специальной литературе различают следующие принципы, на которых основывается организация производственного процесса на предприятии:

Принципы:

  1. Принцип специальности;
  2. Принцип непрерывности;
  3. Принцип параллельности;
  4. Принцип ритмичности;
  5. Принцип гибкости.

· Принцип специализации характеризуется ограниченную номенклатуру и массовость производства однотипной продукции.

· Принцип непрерывности предполагает увеличение времени нахождения предмета труда в обработке и уменьшения времени его нахождения без движения.

· Принцип параллельности предполагает одновременное выполнение отдельных частей производственного процесса.

· Принцип ритмичности предполагает регулярное повторение процесса производства через равные промежутки времени.

· Принцип гибкости подразумевает оперативные перестройки производства под выпуск новой продукции (диверсификация производства)

Под производственным процессом на предприятии понимается совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных, обслуживающих и естественных процессов, направленных на изготовление определенной продукции.

Частью производственного процесса является операция.

Операция – это выполненная на одном рабочем месте и состоящая из ряда действий над одним объектом производства (деталью, изделием) одним или несколькими рабочими.

Классификация производственных процессов.

Признак классификации Вид производственного процесса
1). Значение и роль в изготовлении продукции - основные процессы; - вспомогательные процессы; - обслуживающие процессы
2). Характер протекания - простые; - синтетические; - аналитические
3). Стадии изготовления - заготовительные; - обрабатывающие; - сборочные
4). Степень непрерывности - непрерывные - прерывные
5). Степень технической оснащенности - ручные; - частично-механизированные; - комплексно-механические; - автоматизированные
6). Особенности используемого оборудования - аппаратурные*; - дискретные**

* Аппаратные процессы протекают в специальных видах оборудования (ваннах, сосудах) и не требуют труда рабочих в ходе их выполнения.

** Дискретные процессы выполняются на отдельных станках при участии рабочих.

Характер протекания:

Простые: С (сырье) и М (материалы) à ГП (готовая продукция)

Синтетические: С и М à

С и М à

С и М à

Аналитические: С

Неотъемлемой частью производственного процесса является цикл.

Производственный цикл – это календарный период времени с момента запуска сырья и материалов в производство до момента выхода готовой продукции и ее приема службой технического контроля и сдачи на склад предприятия.

Д – ПЗ –ПР ГП – Д1

Производственный цикл имеет 2 стадии:

1). Это время протекания процесса производства

2). Это время перерывов в процессе производства.

1-ая стадия называется технологическим циклом и включает в себя:

  1. время на подготовительно-заключительные операции;
  2. время на технологические операции;
  3. время на протекание естественных технологических процессов;
  4. время на транспортировку в процессе производства;
  5. время на технический контроль.

2-ая стадия – это время, в течение которого не ощущается никакого воздействия на предмет труда и не происходит изменения его качественной характеристики, и продукция еще не является готовой и процесс производства считается не законченным.

Различают следующие методы организации производства на предприятии:

  1. Поточное производство;
  2. Партионный;
  3. Индивидуальный.

Лекция №6.

Характеристика кадров предприятия.

На практике, работники, занятые основной, вспомогательной и управленческой деятельностью относятся к промышленно-производственному персоналу, а работники, занятые в непроизводственной деятельности, относятся к не производственному персоналу.

Под персоналом (кадрами) предприятия понимаются работники, занятые деятельностью в организации и входящие в его списочный состав.

Списочный состав – это все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с не основной деятельностью предприятия.

Промышленный производственный персонал на предприятии делится на 2 группы:

1). Рабочие:

- основные;

- неосновные.

2). Служащие:

- руководители;

- специалисты;

- сами служащие.

Для оценки состояния персонала на предприятии, используется показатель численности работников.

Виды численности:

1). Явочная численность (например, сколько людей вышло на работу);

2). Списочная численность (например, какое количество работников числится на предприятии);

3). Среднесписочная численность (например, рассчитывается количество работников за каждый день месяца)

Важное особое внимание на предприятии уделяется прогрессивно-квалификационной оценке рабочей силы предприятия. Оценка подготовленности рабочей силы на предприятии можно представить на следующей схеме №2.

ЕТКС – это Единый тарифно-квалифицированный справочник.

КСДС – это Квалифицированный справочник должностных служащих.

ЕТС – Единая тарифная сетка (с 1 декабря 2008 года большинство бюджетных учреждений отказалось от Единой тарифной сетки и перешли на новую систему труда рабочей бюджетной сферы)

На предприятиях различают следующие системы оплата труда работникам:

1). Сдельная.

2). Повременная.

Сдельная:

а). прямая (простая);

б). сдельно-премиальная;

в). сдельно-прогрессивная;

г). косвенно-сдельная;

д). аккордная.

Основой данной системы является расценка и при данной системе труда з/п рабочих зависит от количества произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Повременная:

а). простая;

б). премиальная.

При данной системе з/п работника зависит от количества отработанного времени (часы, дни, сутки, год и тд.)

Схема №2:

Под з/п рабочих понимается:

- вознаграждение за труд работника в зависимости от склонности, количества. Качества и условий выполненной работы, а так же выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Помимо з/п в нашей стране различают минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

МРОТ – это установленный Федеральным Законом минимальный размер заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму времени при выполнении простых работ в нормальных условиях.

С 1 января 2009 года МРОТ на территории РФ: 4300р. В Нижегородской области – 4330р.

На предприятиях для оценки эффективности рабочей силы используется категория производительности труда, которая характеризуется через выработку и трудоемкость.

Выработка характеризует какое количество продукции производит работник в единицу времени. Различают 3 вида, метода выработки:

1). Натуральный;

2). Стоимостной;

3). Метод нормируемого рабочего времени.

Трудоемкость – вырабатывает затраты рабочего времени на производство единицы продукции (работ/услуг). Различают следующие виды трудоемкости:

1). технологическая (основная);

2). производственная;

3). полная;

4). совокупная.

Методы управления на предприятии.

На предприятии различают следующие методы управления персоналом на предприятии.

1). Экономические методы:

а). хозяйственный расчет;

б). материальное стимулирование;

в). участие в прибыли организации.

2). Административно-правовые методы управления персоналом на предприятии:

а). организационное воздействие;

б). распорядительное воздействие;

в). дисциплинарная ответственность взыскания;

г). материальная ответственность и взыскание;

д). административная ответственность и взыскание.

3). Социально-психологические методы:

а). мотивация не материального характера;

б). социальные поддержки работников.

1а. Хозяйственный расчет подразумевает, что работник получает з/п в виде % от заключенных им договоров или от общей суммы дохода, которую он заработал для предприятия.

1б. Материальное стимулирование заключается прежде всего в выражении не з/п работнику, а в возможности получить премию за хорошую работу.

1в. Данный способ подразумевает, что вы как руководитель вводите своих подчиненных в состав акционеров вашего предприятия, тем самым, даете возможность понять работнику, что он может получить часть прибыли данного предприятия в виде дивиденда.

2а. Организационное воздействие на персонал осуществляется через разработку внутренних нормативных документов предприятия, таких как:

1). Устав;

2). Правило внутреннего распорядка;

3). Правило трудовой дисциплины.

2б. Распространенное воздействие осуществляется путем издания приказов, распоряжений, инструкций, указаний и тп.

2в. В Уставе любого предприятия есть раздел, в котором представлены методы дисциплинарного взыскания работниками, нарушившим внутренние нормативные документы предприятия:

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;

- увольнение.

2г. Данное воздействие сигнализирует работнику о том, что он за свои проступки поплатится рублем.

2д. Под данным способом подразумевается использование статей кодекса образовательно-правовых норм.

3. Социально-психологические методы – это методы воздействия на персонал, основанный на законах социологии и психологии.

Лекция №7.

Стимулирование труда в организации.

Стимулирование труда работников подразумевает материальное и (или) моральное вознаграждение и (или) наказание.

Методами стимулирования труда, учитывающими экономические (материальные) факторы, могут быть:

- заработная плата, которая является главным стимулирующим фактором. Система оплаты работников предприятий (организаций) представляет собой комплекс, включающий в себя тарифную систему, оклады, различные формы заработной платы. Системы оплаты работников базируются на нескольких основаниях: уровне профессиональной квалификации, выслуге лет, объеме выполняемых работ, сложности функций и мере ответственности, времени выполнения работы, продолжительности операций и др. Основной задачей гарантированной части заработной платы, как и любой другой системы вознаграждения, является создание у работников уверенности и чувства защищенности. Необходимо, чтобы работники сосредотачивались на выполнении стоящих перед ними задач, не отвлекаясь на житейские проблемы.

Схема 7.1.: основное содержание системы стимулирования, базирующейся на мотивации к труду.

Схема 7.2.: Методы стимулирования труда работников предприятия.

Лекция №8.

Маркетинговая политика на предприятии.

Маркетинговая политика – это документ, в котором прописана организация работы отдела маркетинга и распределения ресурсов в сфере маркетинговой деятельности.

Включает в себя 4 составляющих:

  1. Товарная политика – это совокупность методов, с помощью которых предприятие завоевывает позиции на рынке.
  1. Конкурентоспособность товара – это совокупность его характеристик, которые отличают товар фирмы от товаров конкурентов в соответствии с предпочтениями потребителей.

При планировании торговой политики чаще всего предприятие составляет матрицу БКГ, в соответствии с которой фирма может занимать одну из позиций на рынке.

  1. Ценовая политика – на данном этапе предприятие формирует цену товара и ценовую стратегию на рынке.

Цена – это количество денежных единиц, в обмен на которое продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара.

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Ценовые стратегии.

  1. Стратегия «снятия сливок».

Установление максимально возможных цен на товар и получение максимальной прибыли до тех пор, пока конкуренты не выйдут на рынок с аналогичным товаром.

  1. Стратегия прошлого внедрения на рынок.

Производитель устанавливает сравнительно низкую цену на новый товар, с целью завоевания максимальной доли рынка потребителей.

  1. Сбытовая политика.

Её основной целью является формирование каналов сбыта продукции предприятия.

Канал сбыта – это совокупность фирм и юридических лиц, которые помогают передавать право собственности от производителя к потребителю.

Существуют каналы сбыта двух уровней:

ПВ – ПТР

0ой уровень

ПВ – оптовый потребитель – ПТР

1ый уровень.

ПВ – опт – мелкий опт – розничная торговля – ПТР

2ой уровень

Чем более высокий уровень канала сбыта, тем выше стоимость товара. Существует понятие горизонтального и вертикального канала сбыта продукции.

Горизонтальный канал сбыта представляет собой совокупность предприятий, каждое из которых либо зависит друг от друга, либо от какого-либо одного предприятия.

Вертикальный канал – объединение равнозначных между собой предприятий для осуществления единых маркетинговых целей.

  1. Политика продвижения товара – совокупность средств, которые помогают предприятию производить товар на том или ином рынке сбыта. Включает в себя следующие составляющие:
    • Реклама;
    • Стимулирование сбыта;
    • Личные продажи;
    • Беседа представителя компании с одним или несколькими потенциальными покупателями;
    • Пропаганда (бесплатная).

Политика продвижения товара очень тесно связана с понятием жизненного цикла товаров.

3 семестр. 2009-2010 гг.

Лекция №9.

Примерная структура разработки бизнес-плана.

1). ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.

1.1. Наименование организации;

1.2. Организационно-правовые формы;

1.3. Суть проекта;

1.4. Стоимость проекта;

1.5. имена и адреса учредителей;

1.6. Ссылка на секретность.

2). РЕЗЮМЕ ИЛИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

3). АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ ДЕЛ В ОФИСЕ.

3.1. Тенденции и перспективы развития;

3.2. Потенциальные конкуренты;

3.3. Потенциальные покупатели

4). ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

4.1. Описание продукта, товара или услуги;

4.2. Оборудование в офисе;

4.3. Краткие биографические сведения об учредителях;

4.4. Административный и производственный персонал.

5). ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН.

5.1. Описание производственного процесса;

5.2. Поставщик сырья;

5.3. производственное оборудование и его поставщик.

6). ТОРГОВЫЙ ПЛАН.

6.1. Место нахождения предприятия и склада;

6.2. Поставщик товаров;

6.3. Управление запасами на складе.

7). МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН.

7.1. Цена;

7.2. Каналы сбыта;

7.3. Реклама;

7.4. Прогноз новой продукции.

8). ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН.

8.1. Организационно-правовая форма;

8.2. Структура управления;

8.3. Форма уставного капитала;

8.4. Распределение прибыли, рисков и убытков;

8.5. Географические сведения об органе управления предприятием.

9). ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН.

9.1. Бухгалтерский баланс;

9.2. Точки безубыточности;

9.3. План расходов и доходов;

9.4. Ипотечные средства и направление их использования.

9). ПРИЛОЖЕНИЯ.

Пояснение и пример к бизнес-плану:

1). ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.

1.1. Полное название (ООО «Ромашка»);

1.2. ООО;

1.3. Чем занимается предприятие (продажа мягкой мебели);

1.4. Общая сумма: указывает, сколько нашли и сколько взяли у инвесторов;

1.5. Как зовут, где живут;

1.6. Без согласия учредителей не разглашать данные бизнес плана.

2). РЕЗЮМЕ ИЛИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (краткий бизнес план, компьютерная презентация).

3). АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ ДЕЛ В ОФИСЕ.

3.1. Анализировать рынок: как изменится спрос и предложение на данном рынке;

3.2. Определиться с рынком сбыта, выписать конкурентов в порядке убывающей опасности, самого опасного вписать в этот пункт;

3.3. Создать технический образ потенциального покупателя.

4). ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

4.1. Чем планируете заниматься;

4.2. Что нужно в офис и место нахождения офиса;

4.3. Где родились, учились, опыт деятельности;

4.4. Структура власти (должности, сведения, предъявляемые к ним).

5). ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН.

5.1. С чего начинать, что происходит на каждой стадии производственного процесса. Собственное или арендованное помещение;

5.2.; 5.3. Всех поставщиков в мире, выбрать поставку и обоснование;

6). ТОРГОВЫЙ ПЛАН.

6.1. Выбрать место и объяснить почему;

6.2. Указать поставку продукции;

6.3. Чтоб не пустовали полки, но и не залеживались.

7). МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН.

7.1. Используйте метод ценообразования;

7.2. Как будут поставляться товары (есть ли свой автопарк);

7.3. Узнать стоимость рекламы;

7.4. Планы на будущее и требующиеся средства.

8). ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН.

8.1. Почему такая форма общества;

8.2. По-скольку складываться (ГК РФ);

8.3. Форма уставного капитала;

8.4. Распределение прибыли, рисков и убытков;

8.5. Географические сведения об органе управления предприятием.

9). ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН.

9.1. Составить бухгалтерский баланс на 1 год;

9.2. рассчитать точки безубыточности;

9.3. План расходов и доходов на 3 года (1 год по месяцам и 3,2 общей суммы);

9.4. Ипотечные средства и направление их использования.

9). ПРИЛОЖЕНИЯ.

Статьи Месяца Год
я ф м а м и и а с о н д  
1). Доход от продажи    
2). Доход от продажи в кредит    
3). Расходы: - з/п; - ЖКХ; - связь; - и тп.    
4). Налог на прибыль (20 %)    
5). Чистая прибыль    
                           

Лекция №10.

Расходы предприятия.

Расходы предприятия регламентируются ПБУ № 9.

Под издержками предприятия понимается стоимость оценки производственных затрат.

В экономической литературе различают следующие признаки классификации затрат:

1). По экономическому содержанию:

1.1. По элементам управления (затрат);

1.2. По статьям калькуляции.

2). По способу описания на себестоимость отдельных видов продукции:

2.1. Прямые;

2.2. Косвенные.

3). По способу зависимости затрат от изменения объема производства:

3.1. Переменные;

3.2. Постоянные.

4). По уровню роли в участии формирования себестоимости продукции:

4.1. Основные;

4.2. Накладные.

Деление затрат по элементам от себестоимости продукции на простые и общепринятые элементы:

  1. Материальные затраты;
  2. Затраты на оплату труда;
  3. Начисления по оплате труда;
  4. Амортизация основных фондов;
  5. Прочие затраты

Деление по статьям калькуляции представляет собой подразделения по производственному назначению и месту возникновения:

  1. Сырье и материалы;
  2. Возвратные отходы (вычитаются);
  3. Полуфабрикаты;
  4. Топливо и энергия на технологические нужды;
  5. Затраты на з/п производственных рабочих;
  6. Дополнительная з/п производственным рабочим;
  7. Начисления на з/п производственным рабочим;
  8. Расходы на подготовку производства;
  9. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  10. Общепроизводственные расходы;
  11. Общезаводские расходы;
  12. Потери от брака;
  13. Прочие производственные расходы;
  14. Непроизводственные расходы.

Прямые расходы – это расходы, связанные с изготовлением конкретных видов продукции и по установленным нормам относится на их себестоимость (спрос, материалы, топливо и др.)

Косвенные расходы – это расходы, обусловленные изготовлением различных видов продукции и включающиеся в себестоимость отдельных видов продукции косвенно п определенной методике (общепринятые расходы).

К основным расходам относятся расходы, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции (сырье, материалы, з/п).

К накладным: затраты на организацию, управление, обслуживание производства (расходы по издержкам и эксплуатации оборудования).

Все затраты на предприятии приводят к единичному показателю, выраженному в рублях, таким показателям является себестоимость.

Себестоимость продукции – это выражение в денежной форме текущих затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Лекция №11.

Характеристика налогов и налогообложения предприятия.

Налоги бывают:

  1. На прибыль организации
  2. НДС
  3. На имущество предприятий
  4. ЕСН
  5. Транспортный налог
  6. НДФЛ.

Системы налогообложения:

  1. УСНО – Упрощенная Система Налогообложения;
  2. ЕНВД – Единый Налог на Временный Доход.
  3. Традиционная.

Объектами наблюдения являются:

  1. Налогоплательщики;
  2. Ставки;
  3. Налоговые вычеты или квоты;
  4. Период уплаты налогов.

Виды себестоимости:

  1. Ценовая;
  2. Производственная;
  3. Полная.

В последнее время на предприятиях стали проводить анализ эффективности управления затратами на предприятии. Данный анализ называется «Анализ безубыточности деятельности предприятия».

Анализ безубыточности – это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходами при различном уровне производства.

Ценность денного подхода заключается в том, что он позволяет оценить прибыльность отдельной производимой продукции, оценить запас финансовой прочности предприятия и рассчитать целевой объем продаж для получения желаемого значения прибыли. При проведении анализа безубыточности в его классическом варианте необходимо учитывать следующие допущения:

1). Затраты классифицируются на:

- условно постоянные;

- условно переменные.

2). Предполагается, что вся производимая продукция будет полностью реализована в плановом периоде.

3). В качестве критерия для анализа берется прибыль до налогообложения (до уплаты налога на прибыль).

В основе данного анализа лежит расчет следующих показателей:

  1. Точка безубыточности;
  2. Запас финансовой прочности;
  3. Маржа безопасности.

1). q* - точка безубыточности (порог рентабельности)

(шт.) (руб.)

Точка безубыточности – это такой объем продаж, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль. Т.е. прибыль = 0.

Pr = TR – TC

0 = TR – TC

TR = TC

P*Q = FC + AVC*Q

Q*(P – AVC) = FC

Q = FC/(P – AVC)

2). Запас финансовой прочности (ЗП)

ЗП = TR – TR* (руб.)

ЗП = ((TR – TR*)/TR)*100%

ЗП = ((Q – q*) /Q)*100%

ЗП показывает на сколько рублей или %-ов предприятие может себе позволить снизить выручку.

3). Моржа безопасности

Моржа безопасности = Q – q* (текущий объем производства – минимальный объем производства).

Анализ безубыточности проводится с помощью так называемого формата отчета о прибыли:

Формат отчета о прибыли:

Показатель Значение на единицу продукции Всего:
Выручка (TR)    
Переменные издержки (VC)    
Маржинальный доход (MD)    
Постоянные издержки (FC) -  
Прибыль (Pr) -  
  1. Pr = TR – TC
  2. TR = Q*P
  3. TC = VC+FC
  4. VC = AVC*Q
  5. FC = AFC*Q
  6. TC = ATC*Q
  7. MD = TR – VC
  8. Pr = MD – FC
  9. q* = FC/(P – AVC)
  10. ЗП = ((Q – q*)/Q)*100%
  11. Pr = ((TR – VC) – FC))/MD

Задача:

Предприятие производит и продает один вид продукции, как правило, в диапазоне от 10 000 шт. до 30 000 шт. Заполните таблицу до конца и определите, какой финансовый результат может получить предприятие, если продаст 15 ед. товара по 4 руб.

Объем производства (шт.) / Показатель (руб) 10 000 20 000 30 000
Общие издержки - - -
Переменные издержки 10 000 20 000 30 000
Постоянные издержки 60 000 60 000 60 000
Всего (общ. изд) 70 000 80 000 90 000
Издержки на ед. прод. - - -
Перем. изд. на ед. прод.   +1 -1
Пост. изд. на ед. прод.      
Всего изд. на ед. прод.      

Pr = TR – TC = -1*15 000 = -15 000 руб.

Pr = 4руб.*15 000.

Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

На предприятии применяются следующие методы учета и калькулирования себестоимости продукции:

  1. Нормативный;
  2. Попередельный;
  3. Позаказный.

НОРМАТИВНЫЙ.

Применяется на предприятиях с массовым и серийным характером производства, чаще всего в обрабатывающих отраслях.

Основными элементами данного метода являются:

  1. Составление нормативных калькуляций себестоимости по отдельным изделиям на основе действующих норм и нормативов.
  2. Контроль за соблюдением технического изготовления изделий.
  3. Корректировка нормативных калькуляций с учетом изменения норм на начало текущего периода.
  4. Расчет себестоимости незавершенного производства на основе нормативов себестоимости.
  5. Расчет себестоимости брака.

ПОЗАКАЗНЫЙ.

Этот метод на производство и калькулирование себестоимости продукции применяется в индивидуальном и мелкосерийном производстве при опытных и экспериментальных и других работах. По данному методу себестоимость единицы или работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной по этому заказу продукции.

ПОПЕРЕДЕЛЬНЫЙ.

Этот метод учета и калькулирования себестоимости применяется в химической и металлургической отраслях. При данном методе затраты на производство продукции учитываются по цехам (переделам, стадиям и тп.) и статьям расхода. На предприятии может использоваться 2 варианта использования данного метода. При первом варианте калькулирование осуществляется по каждому переделу с учетом переходящих затрат по стоимости сырья и материалов с предыдущего передела. Данный вариант называется полуфабрикатным. При втором варианте используется БС № 21 «Полуфабрикаты собственного производства». И отличие второго от первого заключается в том, что продукция с передела не сразу передается на следующую стадию (передел), а сначала отправляется на склад готовой продукции в виде полуфабрикатов.

Лекция №12.

Прибыль и ее виды.

Прибыль – это разница между выручкой от реализации продукции и стоимости реализованной продукции.

Функции прибыли:

  1. Характеристика экономической эффективности;
  2. Стимулирующая функция;
  3. Социальная функция.

С помощью прибыли можно оценить, на сколько эффективно работает предприятие. Прибыль является основным источником финансирования ресурсов предприятия. Налог на прибыль предприятия уплачен в бюджет. Это является основным источником доходов бюджета, который в свою очередь в большей степени тратится на финансирование социально-культурной сферы страны.

Методы планирования прибыли:

  1. Метод прямого счета;
  2. Аналитический метод.

Виды прибыли:

  1. Валовая прибыль;
  2. Прибыль от продаж;
  3. Прибыль до налогообложения;
  4. Чистая прибыль;
  5. Нераспределенная прибыль.

Алгоритм формирования финансовых результатов организаций.

Выручка – нетто от продажи продукции работ, услуг (стр. 010 Ф №2) – Себестоимость продажи продукции работ, услуг (стр. 020 Ф №2) = Валовая прибыль (стр. 010 – стр. 020) – Коммерческая и управленческая прибыль = Прибыль +/- Расходы (стр. 030 + 040 Ф № 2) от продаж (стр. 029 – 030 Ф № 2) +/- Сальдо прочих доходов и расходов (060 + 080 + 090 – (070 + 100)) Ф № 2 – сальдо ст. 9) = Прибыль до налогообложения (стр. 140 Ф № 2) – Текущий налог на прибыль (стр. 150 Ф № 2) +/- Отложенные налоговые активы (стр. 141 Ф № 2) сч. 09 +/- Отложенные налоговые обязательства (142 Ф № 2) сч. 77 = Чистая прибыль (стр. 190 Ф № 2).

В соответствии с учетной политикой предприятия может быть разработано положение о распределении конечного финансового результата предприятия. В этом положении должны быть направления использования чистой прибыли предприятия.

Примерные направления:

Фонд накопления создается для аккумулирования финансовых ресурсов с целью их последующего инвестирования.

Фонд потребления тратится на финансирование деятельности предприятия.

Резервный фонд тратится в соответствии с законодательством РФ с целью покрытия непредвиденных расходов.

Фонд поддержки – тратится с целью оказания материальной помощи сотрудникам предприятия.

Дивиденды – часть чистой прибыли предприятия, которая выплачивается по окончанию финансового года по решению акционеров предприятия.

Для оценки эффективности деятельности предприятия на практике используется показатель рентабельности.

Рентабельность – это показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдач затрат и степень использования ресурсов.

В основе построения коэффициента рентабельности лежит отношение прибыли или к затратам или к выручке от реализации или п активам предприятия.

Показатель Способ расчета Нахождении на счете (б. отч.)
1). Показатели рентабельности и его состав
1.1. Рентабельность активов всего имущества. (Коэффициент характеризует на сколько эффективно организация использует свои активы) Валовая прибыль/ чистая прибыль от продажи, среднегодовая стоимость имущества п/п за расчетный период Стр. 140 Ф № 2 (0,5 / стр. 300 н.г. + стр. 300 к.г. Ф № 1)
1.2. Рентабельность собственного капитала. Характеризует эффективность использования капитала или величину чистой прибыли, приходящейся на 1 р. ее собственных средств Чистая прибыль Среднегодовая стоимость собственного капитала Стр. 190 Ф № 2 (0,5 / стр. 490 н.г. + стр. 490 к.г. Ф № 1)
1.3. Рентабельность внеоборотных активов. Характеризует эффективность исходных внеоборотных средств Чистая прибыль Среднегодовая стоимость внеоборотных активов Стр. 190 Ф № 2 (0,5 *(стр. 190 н.г. + стр. 190 к.г.) Ф № 1)
2). Показатели, характеризующие рентабельность затрат
2.1. Рентабельность исходных затрат. На 1 р. затрат Прибыль от продаж Общая сумма затрат на производство и реализацию Стр. 050 Ф № 2 (020 + 030 + 040) Ф № 2
2.2. Рентабельность прох. затрат Валовая прибыль Себестоимость товаров продукции работ, услуг Стр. 023 Ф № 2 Стр. 020 Ф № 2
3). Показатели, характеризующие рентабельность продаж
3.1. Рентабельность продаж (Коэффициент коммерческой ренты) показывает сколько прибыли приходится на 1 р. продаж Прибыль от продаж (чистая) Выручка нетто Стр. 050 Ф № 2 Стр. 010 Ф № 2

Лекция №13.

Факторинг.

Факторинг – это комплекс финансовых услуг, оказывающих компанией, имеющих бессрочный характер и стратегический интерес для факторинговых услуг.

Иначе, факторинг представляет собой финансирование оборотных средств и административное управление дебиторской задолженности. В экономической литературе различают следующие функции факторинга:

  1. Финансирование;
  2. Риски;
  3. Управление кредиторской задолженностью.

1-ая функция факторинга. Финансирование.

Гарантирует бесперебойное обеспечение торгующей компании оборотными средствами сразу после поставки. В соответствии с договором обслуживание заключенное между банком и поставщиком, а так же 24-ой и 43-ей главой ГК РФ поставщик (клиент) уступает банку (финансовому агенту) право денежного требования по своим поставкам в адрес оговоренного ряда покупателей, а банк обязуется оплатить эти поставки. Особенностью факторинга в нашей стране является то, что факторинговые компании являются «дочками» банка.

2-ая функция. Риски.

Данная функция заключается в том, что при факторинге банк покрывает значительную часть рисков поставщика, в частности:

  1. Кредитные риски;
  2. Валютные риски;
  3. Процентные риски;
  4. Ликвидные риски.

Подробно: кредитные риски заключаются в том, что покупатель может не оплатить дебиторскую задолженность поставщика, в связи с этим вводится понятие регресса в договорах по обслуживанию факторинга.

Регресс – это право банка финансирующего поставщика осуществить обратную переуступку денежного требования поставщику по данной поставке или востребовать с него сумму, уплаченную по этой поставке, если поставка не оплачивается покупателем по истечению определенного срока. Поэтому при заключении договора факторингового обслуживания надо настаивать на договоре без права регресса.

Валютный риск – это не возможность немедленно конвертировать денежные средства по валютным контрактам, что может привести к негативным последствиям при колебании курса валют. Поэтому преимуществом факторинга является то, что банк сразу е покрывает основную сумму дебиторской задолженности поставщика.

При факторинге поставщик покрывает так называемый процентный риск. Эти риски возникают у компании, строящих свой бизнес на заемных и привлеченных оборотных средствах. В связи с этим, при резком колебании рыночной стоимости этих оборотных средств, происходит дополнительное давление на цену товара поставщика (растет цена, стоимость (удорожание) кредитора).

При факторинге, как правило, банк гарантирует поставщику, что стоимость денежных средств, предоставляемых поставщику, будет оставаться неизменной в течение длительного периода времени (до года).

Ликвидные риски возникают при кассовом разрыве на предприятии, т.е. когда происходит недостаток денежных средств для покрытия текущих затрат.

При факторинге банк за счет предложения денежных средств повышает, улучшает ликвидность поставщика, что обеспечивает нормальное функционирование его деятельности.

3-я функция. Управление кредиторской задолженностью.

Благодаря факторингу управление дебиторской задолженностью поставщика перекладывается на фактическую компанию, которая ведет учет состояния и движения дебиторской задолженности поставщика.

По нашему законодательству существует срок исковой задолженности по возврату долгов – 3 года.

Факторинговая компания обязана регулярно предоставлять поставщику отчеты по ряду позиций состояния дебиторской задолженности. Таких как:

  1. отчет о переводе средств продавцу;
  2. отчет о состоянии просроченной задолженности;
  3. отчет о поставках, зарегистрированных за определенный период;
  4. отчет о постановлении средств от дебиторов;
  5. отчет о перечислении сумм финансирования (долгосрочные погашения).

В нашей стране Факторинговая компания берет на обеспечение дебиторскую задолженность, которая предоставляется на 90 дней. По договору факторинга, клиент может максимум получить до 90 %, а остальные проценты будут перечисляться на расчетный счет клиента по мере погашения дебиторской задолженности покупателем. По нашему законодательству при заключении договора факторинга, поставщик может уведомлять/ не уведомлять покупателя о переуступке платежных требований.

Франчайзинг.

Франчайзинг представляет собой право на пользование брендом, ценовой политикой и стратегией ведения бизнеса.

Франшиза – это полная бизнес система, которую франчайзор (собственник) продает франчайзи (покупатель).

Преимуществами франчайзинга являются:

  1. Быстрое и эффективное начало бизнеса;
  2. Постоянная поддержка при ведении бизнеса;
  3. Четкие территориальные границы ведения бизнеса;
  4. Использование известного торгового знака.

Недостатки франчайзинга:

для продавца франшизы выделяются следующие недостатки:

  1. влияние плохой работы франчайзи на репутацию бренда;
  2. не выплата вовремя взносов за пользование франшизой;
  3. трудность сохранения коммерческой тайны;
  4. успешно работающие франчайзи могут выйти из системы.

для франчайзи:

  1. строгое следование требованиям франшизы;
  2. отсутствие взаимосвязи между другими пользователями системы;
  3. трудности в оценке финансового состояния франчайзора.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: