Виды искусства, жанры, стили.
В зависимости от способов художественного освоения действительности искусство делится на виды: архитектура, живопись, театр и т.д.
Все виды искусства делятся на две категории:
1. Пространственные (или пластические, зрительные, изящные, по англ. Fine arts) – виды искусства, произведения которых имеют предметный характер. К ним относятся: графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, народное искусство.
2. Временные искусства (поэзия, музыка).
Существуют также синтетические виды искусств – театр, кино, цветомузыка (впервые этим занялся А Скрябин, русский композитор; Чурленис писал картины по музыкальным произведениям). Можно увидеть явление синтеза искусств. Например, архитектуры с монументальным искусством, скульптурой. Пластические искусства могут приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство, мультипликация).
Жанр (фр.genre – род, вид) - подразделения каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. В истории теоретического осмысления искусства предполагаются различные принципы жанрового деления – тематические, конструктивные, функциональные. Каждый жанр делится на несколько поджанров. В результате одно произведение искусства можно отнести к различным жанровым группам. Например: скульптура «Медный всадник» Э.М.Фальконе – памятник, конный памятник, портрет, исторический портрет, аллегорический портрет.
|
|
Существовало и различное отношение к жанрам. Классицизм предполагал строгую иерархию жанров, они оценивались как «высокие» и «низкие». Романтизм отвергал такую иерархию. При нем стало возможным столкновение комического и трагического.
Стиль (гр. Stylos – палочка для письма по воску, письмо, слог) – совокупность, единство характерных признаков, присущих искусству какого-либо народа, какого-либо времени. Например: греческий стиль, египетский стиль, романский стиль, Возрождение.
Иногда этот термин используется при обозначении группы памятников, обладающих какими-либо определенными признаками. Например: краснофигурный или чернофигурный стиль в греческой вазописи. Словом «стиль» обозначают также индивидуальную творческую манеру архитектора, скульптора, живописца. Например, стиль Гогена.
Памятники первобытно-общинного искусства были обнаружены сравнительно недавно – во второй половине XIX века на территории Франции и Испании. В то время была затруднена датировка находок, и многие не осознали их подлинность. В 1868 году в Испании была обнаружена пещера Альтамира, вход в которую был засыпан обвалом. Марселино де Савтуола, занимавшийся несколько лет спустя раскопками, обнаружил настенную живопись. Открытие было опубликовано, но оказалось сенсационным, и о нем забыли. Вспомнили лишь в 1897 году, когда французский археолог Эмиль Ривьер сумел доказать подлинность петроглифов, обнаруженных на стенах Ла Мут (Франция). Открытия, археологические находки постоянно отодвигают вглубь веков время возникновения искусства.
|
|
Основными предпосылками творческой деятельности человека являются: свободное время (излишки пищи), развитие творческого мышления (охота). Этому способствовало и зарождение первых верований.
Существуют несколько теорий происхождения искусства:
1. Теория макарон (миандров). Автор Брейль.
2. Теория руки. Автор Гущин А.С.
3. Простой этап (сравнивание камня с образом животного). Автор Тайлор Э.Б.
4. Теория натурального макета. Автор Столяр А.Д.
Кроме вышеперечисленных исследователей проблемы происхождения искусства и первые шаги его развития рассматриваются в работах Абрамовой З.А., Васильевского Р.С., Виппер Р.Б., Лот А., Окладникова А.П. и др.
ЛЕКЦИЯ