Наука, идеология и искусство в ХХ веке

Одним из главных явлений культуры ХХ в. является бурный научно-технический прогресс. Не случайно науку ХХ в., в отличие от ХVII-ХVIII вв. (когда она сформировалась в виде специфического способа логико-рационального познания мира с помощью особых методов, приемов и средств) или ХIХ в., называют «большой наукой». Около 90% ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Мировая научная информация в ХХ в. удваивается за 10-15 лет.

С середины 50-х гг. ХХ в. начинается НТР. Если раньше научные и промышленные революции не совпадали по времени, то здесь они соединились. Фундаментальные открытия, технические изобретения, технологические прикладные разработки и их внедрение происходили почти одновременно. Наука из самостоятельной и довольно узкой области культуры превратилась в непосредственную производительную силу.

НТР серьезно коснулась и собственно культурных отношений в обществе. В них на первое место выходит не религия или политическая идеология, а наука. Техника создает принципиально новые средства производства, хранения, тиражирования и распространения информации: аудио и видеотехника, компьютерные сети и т.д. По мнению культурологов, берущих за основу типологии культуры не изменения в обществе в целом, а лишь систему коммуникации, во второй половине ХХ в. после дописьменной и письменной культуры появляется новый ее тип - экранная. Кроме того СМИ и современные средства связи, наряду с развитием транспорта, международных экономических и политических отношений усиливают тенденцию к формированию единой земной цивилизации.

Политическая идеология (т.е. системы взглядов, теории, выражающие интересы классов, наций и других больших социальных групп в их борьбе за существование и власть) в ХХ в. представляет из себя пеструю и подвижную картину. Все идеологические течения можно разделить на консервативные, реформистские и радикальные. К первым относятся большинство религий и др.; ко вторым - социал-демократическая концепция демократического социализма, теория информационного общества и др.; к третьим - коммунистическая и другие идеологии, направленные на кардинальное преобразование общества.

Радикализм довольно сложное явление, как правило, связанное не только и не столько с идеологией, сколько с активными, часто насильственными, действиями политических организаций, как революционной направленности (левый радикализм), так и контрреволюционной (правый радикализм).

Характерным для ХХ в. можно считать появление массовых международных общественно-политических движений: коммунистического, национально-освободительного и др. Однако идеология и политика организаций, входящих в них, может существенно меняться в зависимости от того, находится ли эта организация у власти и других обстоятельств.

Более всего сегодняшняя цивилизация нуждается в разумном реформизме, т.к. его слабость всегда порождает консерватизм и радикализм, а последний в век НТР и современного оружия весьма опасен. Поэтому все актуальнее становятся проблемы научности, обоснованности различных идеологических теорий и готовности людей к их восприятию (идеологической грамотности).

Преобладание рациональных начал в культуре ХХ в. не означает, что в споре религиозной и научной идеологии последняя победила. Хотя в целом для ХХ в. характерна активная секуляризация, т.е. вытеснение религии и церкви из жизни общества светскими, мирскими началами, она влечет за собой не ликвидацию религии, а изменение ее структуры и роли. В индустриальной обществе происходит снижение роли церкви как социального института и частичная замена ее внецерковной религиозностью (личными религиозно-нравственными исканиями человека) или атеизмом. Правда, убежденных атеистов даже в индустриальном обществе очень мало. По опросам 80-х годов в США их было лишь 6 %. В эти же годы среди почти пятимиллиардного населения Земли насчитывалось 1,4 млрд. христиан (800 млн. католиков, 400 млн. протестантов, 200 млн. православных), 800 млн. мусульман, 300 млн. буддистов, 600 млн. индуистов, 300 млн. конфуцианцев и миллионы приверженцев других религий.

Религиозность - это не только вера в чудо или какого-либо Бога, но особый, отличный от науки, иррациональный способ мировосприятия, познания и поведения. К сожалению, снижение роли традиционных религий приводит к тому, что многие люди, слабо разбирающиеся в эзотерике (тайных, нетрадиционных религиозных и философских учениях) попадают под влияние тоталитарных (стремящихся к полному контролю над личностью), часто откровенно антиобщественных сект (церковь Сатаны и др.), а миллионы человек становятся фанатичными поклонниками радикальных идеологий и лидеров. В конце ХХ в., в связи с обострением глобальных проблем и трудностью их рационального, научного разрешения, наблюдается определенный рост религиозности, и то, какие она примет формы, может стать одной из проблем культуры ХХI в.

Искусство ХХ в., при всей его стилевой и жанровой пестроте, характеризуется развитием двух основных тенденций или крупных направлений: реализма и модернизма. Реализм как направление (стиль, метод художественного отражения и преобразования действительности) сложился и достиг классических высот еще в ХIХ в. Модернизм («новое» или «современное» искусство) возникает в конце ХIХ в. в виде поиска новых выразительных средств, а в начале ХХ в. оформляется в ряд течений в поэзии, скульптуре и других видах искусства (символизм, футуризм и др.). Эти течения нередко враждуют друг с другом, но объединены неприятием канонов старого, классического искусства.

Возьмем живопись. Здесь истоки модерна можно усмотреть уже в импрессионизме (от французского - «впечатление»). О.Ренуар, К.Моне и другие импрессионисты старались «оживить» картину с помощью особой цветотехники: разложения сложных тонов на чистые цвета, накладываемые на холст отдельными мазками, и восстановления их в глазах зрителя. В дальнейшем с помощью цвета и формы художники-модернисты пытаются не просто скопировать, отразить реальность, а показать ее глубинную суть через свои переживания.

Экспрессионизм (от латинского - «выражение»), родившийся в начале ХХ в. в Германии (Ж.Грос, П.Клее и др.) резкими тонами, искаженными формами пытался выразить дисгармонию буржуазного мира, страх перед войной и т.д. Поиск новых форм нашел определенное логическое завершение в развившемся тогда же кубизме (П.Пикассо и др.), в котором предметы разлагались на простейшие геометрические фигуры (куб, конус и т.д.). В абстракционизме, основателем которого стал бывший экспрессионист В.Кандинский, вообще нет предметов - только цвета. Это не помешало ему быть модным до 70-х годов. Разумеется, модернизм - это не просто формалистические эксперименты. Художники пытаются на уровне подсознания или даже сверхсознания передать свои мысли и ощущения. Однако их произведения становятся слишком элитарными, оторванными от жизни и зрителя.

Противовесом этой тенденции был реализм, нашедший свое развитие в советском социалистическом реализме и других направлениях. Конечно, противопоставление реализма и модерна достаточно условно. Например, бывший экспрессионист Р.Гуттузо стал одной из ярких фигур итальянского реализма. Границы направлений и течений в искусстве достаточно подвижны. Поэтому не слишком объективным выглядят попытки советского искусствоведения представить реализм в качестве прогрессивной тенденции, а модернизм - реакционной. Так, революционное, социально ориентированное искусство 20-30-х гг. ХХ в. использовало преимущественно модернистские приемы. Наиболее характерный пример - П.Пикассо.

Борьба реализма и модернизма взаимообогащала их, правда, нередко в очень своеобразной форме. В 20-х годах появляется сюрреализм - искусство неправдоподобной реальности (С.Дали и др.). Здесь все почти как в жизни - в деталях, но абсурдно - в целом. Сюрреализм - это сверхреальность, точнее - реальность воображаемая, такая как во сне. На рубеже 60-70-х годов возникает поп-арт («популярное искусство»). В противовес беспредметным картинам абстракционистов поп-художники уже не изображают, а вводят в свои произведения (картинами или скульптурами их уже не назовешь) реальные вещи: рваный ботинок, автопокрышки и т.д. Тем самым делается попытка преодолеть разрыв между элитарными произведениями модернистов, жизнью и рядовым зрителем.

Поп-арт стал отражением наступления массовой культуры. Представить искусство ХХ в. как борьбу массового и элитарного можно, но с рядом оговорок. Массовость определяется не столько простотой для восприятия (комиксы, многие эстрадные шлягеры и т.д.), сколько техническими возможностями. Благодаря современной полиграфии, кино, аудио и видеотехнике, и особенно - телевидению, появилась возможность тиражирования и серийного производства произведений искусства. В принципе, массовое не означает низкопробное или примитивное, а элитарное - высокохудожественное, но непонятное публике. Например, типичное порождение поп-арта - творчество «Битлз», несмотря на кажущуюся доступность и кассовый успех, со временем стали относить к шедеврам музыкальной культуры ХХ в. С другой стороны, сложные по смыслу, достаточно «элитарные» песни Б.Гребенщикова имеют очень широкую аудиторию.

Опасности массового искусства не в том, что можно изготовить миллионы копий талантливого произведения и даже не в обилии развлекательных песен, фильмов и т.д. (которые тоже необходимы). Они в том, что часто тиражируются низкохудожественные подражания хорошим образцам, их внешним сторонам (длинные волосы носили не только «Битлз») и в том, что чисто развлекательная продукция нередко вытесняет серьезную. В итоге складываются музыкальные, и прочие штампы, которые навязываются зрителю, как образцы мыслей, вкусов и поведения.

Для ХХ в. характерен синтез (взаимопроникновение) искусств: живописи, музыки и др. Наиболее широкие возможности для этого представили кино и видеоискусство. Компьютерные сети, плюс видеотехника, знаменующие переход к новой, экранной культуре, могут существенно повлиять и на сегодняшнее новое направление в искусстве - постмодернизм, который призван соединить достижения модерна с естественностью, гармоничностью природы и традиционной культуры. Один из родоначальников видеоискусства, Нам Джун Пак удивил зрителей такой постмодернистской работой: по стенам и на потолке выставочного зала находились видеоэкраны, перемежаемые пышной растительностью. На них несинхронно демонстрировались разные кадры фильма, состоящего из определенных повторяющихся образов. Задача зрителя заключалась в том, чтобы воспринимать изображения на всех экранах одновременно, в комплексе. Сегодня большинству из нас такой подход может показаться странным. Но, возможно, для человека будущего он станет вполне обычным.

Модерн в архитектуре появился на рубеже ХIХ - ХХ в. Этот стиль был обусловлен разработкой новых материалов: чугун, бетон, стекло. Технические возможности индустрии сочетались с ручным ремесленным производством. Впервые архитекторы стали демонстрировать свои произведения на всемирных промышленный выставках, создавая тем самым мировой стиль архитектуры. Началом этот процесса можно считать выставление первого экспоната подобного рода- Эйфелеву башню в 1889 г. Основным мотивом модерна являлась гибкая линия. Впервые прозвучал полный отказ от элементов эклектики; в зданиях модерна все должно было быть выдержано в одном ключе от ограды до мебели. В начале ХХ в. модерн сопутствовал декадансу, что проявилось в чрезмерном увлечении декором. К середине же ХХ в. модерн уже явственно разделился на функциональный и декоративный. На развитие модерна в середине ХХ в. сказалось влияние и других направлений изобразительного искусства- нефигуративной живописи, антипластичной скульптуры. Приспосабливаясь к требованиям времени модерн формирует благоустроенные городские зоны с дешевым жильем, отличающиеся функциональностью помещений, свободной планировкой. Пространство, организующее здание, лишается обязательной ранее фасадности, геометрической ясности, линии зданий изменчивы и податливы. Один из направлений модерна стала органическая архитектура, мягко вписывающая здания в ландшафт. Примерами этого жанра могут служить аэропорт TWA и Робби Хаус в США, оперный театр в Сиднее, работы архитектора Ф.Л. Райта- дом над водопадом и музей Л. Гуггенхейма.

Широкое распространение параллельно с модерном получила и стилизация зданий под строительства периода поздней римской империи, трансформировавшийся в учетом времени классицизм.

Прагматическим направлением нового стиля стала новая форма урбанистического города- небоскребы. Интернациональный стиль связывают с именами крупнейших архитекторов ХХ в. Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ и их последователей (Вилла Савой, Жилой дом в Марселе- Ле Корбюзье, Сигрим Билдинг в США, небоскребы Мис ван дер Роэ).

Конструктивизм с четкими геометрическими формами был особо популярен в 30-40-е гг. ХХ в. Стиль добавлялся включением в ансамбль труб, цилиндров и других элементов, декоративно сопутствующих глобальной индустрии. Характерными памятниками архитектуры этого жанра являются Дом культуры им. Русакова в Москве, небоскреб Эмпайр Стэйт Билдинг в США, Центр Ж. Помпиду во Франции. В 90-е гг. ХХ в. его отголоском стал деконструктивизм (Институт солнца в Германии).

Упрощение, стремление к удешевлению строительства к концу ХХ в. стало приводить к обезличенности архитектуры. Это вызвало среди архитекторов призыв вернуться к искусству, к национальным традициям. Период 70-90-х гг. ХХ в. стал временем постмодернизма (Пьяца Д, Италия в США, Дом для семьи архитектора Ботта в Швейцарии).

Музыкальная жизнь ХХ в. обширна и многообразна. В ней возникают жанры присущие и другим структурным единицам культуры: модернизм, импрессионизм, экспрессионизм, абстракционизм. Новаторство было обусловлено изменение положения человека в мире. Происходит утрата целостности мироощущения; формально получая все права, на деле при всеобщей унификации личность человека утрачивает свое значение.

Первоначально под модернизмом понималось все новаторство в музыке, но сейчас принято выделять жанры музыки по их теоретической основе. Модернизм менее всего разорвал связи с породившими его романтизмом и реализмом, хотя начало модернизма принято считать с творческого союза антиромантиков, «Группа шести» антиромантиков опробовала такие формы, как акробатический балет- пантомима, гротескный дивертисмент.

Существенные для модернизма был сюжет «варварства», олицетворявший силу, мужество, суровость. Этот интерес привел и к изучению неевропейской музыки. Если ранее лишь в качестве экзотики в произведения вводились мотивы Индии или Китая, то сейчас композиторы стараются полностью строить свои произведения на глубинном изучении фольклора. Европу потрясли балеты И.Стравинского «Жар- птица», «Петрушка», «Весна священная». О.Мессиан создал музыкальный словарь ритмов Индии, созвучных ХIII в. К. Орф обратил внимание на древние мистерии и диалектные песни.

Более упрощенным, но очень распространенным стал джаз, основанный именно на интересе к чужим культурам. К этой стилистике относятся «Регтайм» и «Эбеновый концерт» И. Стравинского. На основе использования ритмов возникает рок, переходящий и в большие формы («Иисус Христос - суперзвезда», «Стена» Пинк Флойда и т.д.).

Длительное время существовало одно из направлений модернизма «неоклассицизм», взявший из романтизма и реализма структурные закономерности музыки, но придавший им новую выразительность. Лозунг И. Стравинского «Назад к Баху» относился к периоду его творчества, связанного именно с этим направлением. Композитор П. Хиндемит, писал в стиле барокко, опираясь на произведения Баха и стилистику Возрождения.

Импрессионизм в музыке, как и в изобразительном искусстве, стремился выразить различные мимолетные оттенки настроения с помощью красочной колористики. Мелодия как протяженный и законченный элемент музыки начинает ослабевать, в это же время обогащается ладо-гармонический язык и оркестровый стиль, т.к. именно они ответственны за передачу картинно- красочного начала. Начало жанру было положено творчеством К. Дебюсси. В свою очередь огромное влияние на него оказала поездка в Россию и знакомство с М.Мусоргским. Для Франции Россия представляла восточную, экзотическую страну. Всемирная выставка, на которой были представлены большие этнографические ауди-визуальные ряды, представлявшие народы Океании, Австралии, окончательно убедила К. Дебюсси в поисках нового музыкального начала. Самыми известными произведениями К. Дебюсси являются «Детский уголок», «Послеполуденный отдых фавна» и др.

Последователем импрессионизма был и М. Равель. В свою очередь он также отдал дань восхищения М. Мусоргским, произведя оркестровку его «Картинок с выставки». Характерной чертой творчества М. Равеля является обращение к фольклору («Испанский час», «Дафнис и Хлоя», «Испанская рапсодия»). Виртуозность М. Равеля проявилась в концерте «Ре мажор для левой руки», созданного им для пианиста Захера, потерявшего правую руку на фронте. Известнейшее «Болеро» было написано для русской балерины Иды Рубинштейн. М. Равель считал, что переходить в импрессионизму можно только после изучения классики, от которой сам заимствовал стройность форм.

Отдельные работы А.Скрябина исследователи также относят в жанру импрессионизма из-за изощренности его ладо-гармоничнского языка («К пламени», «Ирония»), но его интерес к мистериям, священнодействию уводят его в сторону от импрессионизма.

Музыкальный экспрессионизм развивался в 20-30 гг. ХХ в. Творчество композиторов ХIХ в. Р. Вагнера («Тристан и Изольда) и Р. Штраусом («Саломея») послужило исходной базой для нового жанра. В противовес классическими и романтическим идеалам с их идеализированным восприятием, экспрессионизм привнес в искусство трагическое отношение к окружающему миру. Истоками экспрессионизма является проблематика отчужденности человека, окружающее его зло, символика грядущей войны. В противовес бездуховной жизни экспрессионизма выражает веру в духовные силы человека, запредельность его сознания, пророчества и познание интуитивной истины. Зародился экспрессионизм в первое десятилетие ХХ в. в Германии. Самыми известными мастерами жанра являются А. Шенберг, А. Берг, А. фон Веберн. А. Шенбург ввел понятие додекафонии- произведению, основанном на 12 тонах, что было основано на переосмыслении музыки Возрождения (ХIU -ХUI вв.). Огромное внимание экспрессионисты уделяли форме выражения. Каждой из них пользовался скрытой от слушателя серией звуков. Главным выразительным средством стала атональность, додекафония, речевой вокал, приближающийся к декламации под музыку. Четкость формы позволила А. фон Веберна создать музыкальное произведение, длящееся всего 19 секунд. Жанр получил развитие и после Второй Мировой Войны. Трагедийность усиливалась акцентированием катастрофичности, ужаса, мрака, деградации общества. После Второй Мировой войны экспрессионизм получил дальнейшее развитие в авангардизме.

Авангардизм окончательно расстается с тональной музыкой. В жанре нет единых идейных платформ, можно говорить только о группах, использующих те или иные приемы звучания. Новые формы требуют подготовленного слушателя, авангардизм является наиболее четко выраженным образцом элитарной культуры. В середине ХХ в. была популярна конкретная музыка, представляющая собой запись различных шумов окружающего мира, часто искусственно деформированных (пародией на этот жанр является «Необыкновенный концерт» кукольного театра С. Образцова»). Экспериментальным звучанием обладала и запись человеческого голоса, искаженного многократными наложениями и «прокручиванием» пленки в обратном направлении. Жанр очень тесно связан с НТР, без использование электронной аппаратуры, синтезаторов трудно представить авангардизм. Композиторами, работавшими в этом жанре были О. Мессиан, С.Прокофьев, А. Шнитке.

В литературе продолжаются лучшие традиции реализма (Д. Голсуорси, Р.М. дю Гар, Т. Манн, Б. Шоу). Мировые войны получили отражение в творчестве Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя в образе «потерянного поколения».

Необычным был подход Я. Гашека к этому же периоду. Вопросу войны и мира он решил с помощью смеховой культуры вместе в героем солдатом Швейком. Этот же процесс осмысления войны привел филолога Д.Р. Толкиена к «Властелину колец»- созданию второй реальности в жанре фентези. Религиозная назидательность К. Льюиса в «Нарнии» меньше известна русскому читателю. Вторая Мировая воина привела к обоснованию У. Голдинга о звере внутри человека и его одичания(«Повелитель мух»). «Ответственность за свою планету» испытывал и А.де Сент- Экзюпери.

Крупнейшими произведениями, созданными в стиле модерн были книги М.Пруста «В поисках утраченного времени» и «Улисс» Д.Джойса. М. Пруст отразил поток индивидуального сознания в сменяющихся картинах воспоминаний героя; Д. Джойс- неизменность человеческой природы и отсутствии исторического прогресса на примере одного дня из жизни простого человека.

Об опасности идеализации современного человечества предупреждали фантасты А.Азимов, А. Кларк, Р. Шекли. Постепенно из фантастики выделяется направления фэнтези и мистики.

Отражением криминализации общества ХХ в. получило отражение в детективном жанре. (Ж. Сименон, А. Маклин и др.)

Итак, во всех областях культуры в ХХ в. происходят быстрые, революционные перемены. Наука и техника существенно меняют и обогащают духовную жизнь, прежде всего в странах, относящихся к индустриальному типу общества. В связи с активизацией процесса складывания мировой цивилизации, это влияние все больше сказывается и на обществах традиционного и переходного типов. Стремление индустриальной цивилизации к безудержному прогрессу оказалось агрессивным и разрушительным для традиционных культур. И как показал опыт ХХ в. - для нее самой. Сегодня налицо черты глобального кризиса цивилизации и культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: