Судебная система.
Функционирует единая централизованная судебная система, в которой применяются как законы федерации, так и законы штатов.
Уровни судебной системы в Индии (их 6).
1. Суды панчаятов. Это особенность Индии, это органы МС, в составе которых есть панчаяты. Суды такие создаются в деревнях, рассматривают обычно незначительные уголовные и гражданские суды. В городах такие суды называются народными.
2. Суды мунсифов. Мунсиф – это судья-индус в колониальный период. Рассматривают только гражданские дела с ограниченной ценой иска (до 5 000 рупий).
3. Дополнительные суды. Рассматривают гражданские дела без ограничения цены иска, а также апелляции на решения судо мунсифов.
4. Окружной суд. Неограниченная юрисдикция по первой инстанции по гражданским и уголовным делам. И апелляция по решениям нижестоящих судов.
5. Высокий суд штата, рассматривает дела по 1 инстанции и по апелляции. Особенность: осуществляет конституционный контроль, но при окончательном решении Верховного суда Индии. Судьи назначаются президентом после консультации с губернатором штата и главным судьёй.
6. Верховный Суд. Состоит из главного судьи и 17 членов. Назначаются президентом из числа виднейших юристов страны после консультации с главным судьёй и министрами кабинета. Ст. 124.
Основные полномочия Верховного Суда.
В качестве суда 1 инстанции рассматривает споры между федеральным уровнем и штатами, между штатами.
Высшая апелляционная инстанция по гражданскими и уголовным делам.
Издаёт предписания по вопросам судопроизводства.
Осуществляет конституционный контроль. В том числе толкование конституции. Оценка конституционности законов. Рассмотрение жалоб на нарушение основных прав граждан.
19 октября 2011 г.
Самый многочисленный штат - 170 млн. человек. Есть штат Сикхим (500 тыс. чел.).
Площадь самого большого (Раджастан) можно сравнить с ФРГ. А площадь Боа с территорией Люксембурга.
Социально-экономическое и культурное развитие различается.
Известен штат Пенджаб (родной для ситхов). Физическая культура развита, поэтому часто охраняют высших лиц Индии.
Ещё один штат – Буджарап. Недалеко от Пакистана. Последние десятилетия происходили теракты там.
Утарпрадуш. Тадж-Махал находится здесь.
Индия – национально-языковая федерация, хотя критериев для характеристики и классификации индийского общества больше. Более 500 народов здесь проживают. 22 официальных языка (от хинди от санскрита). более 1,5 тыс. диалектов. Различные религии. Более 80 % - индуисты, около 10 % - ислам. Около 1 % - христиане, буддисты и другие.
До сих пор существует секта парсы. Это выходцы из Персии, которые сформировали культуру интересную, они – последователи заостризма (одна из древнейшей религии мира).
Кастовая и варновая системы.
В конституции Индия прямо не называется федерацией, но используется термин «Индийский Союз». Индийская федерация имеет централизованный характер: символ это централизации такой: 1. Штаты не имеют своих конституций (кроме штата Джамму и Кашмир). 2. Нет собственного гражданства у штатов. 3. Территории штатов могут быть изменены без их согласия. 4. Существует развитая и активно применяемая система мер федерального вмешательства. 5. Существует единая судебная система.
Состав территорий и порядок изменения территориального устройства.
Среди субъектов выделяются 3 типа.
1. Штаты. Их 28. Утарпрадуж, Раджастан, Гоа, Джамму и Кашмир, Ассан (чай там выращивают).
2. Национально-столичная территория Дели.
3. Союзные территории. Их 6.
· Андаманские и Никабарские острова. Далеко на востоке, ближе к Мьянме. Там живут нигритосы, они близки к африканских пегмеем. Одна из древнейших групп этнических в Индии.
· Дадра и Нагархавели.
· Даман и Диу. Португальская бывшая территория.
· Лакшадвип.
· Пондишери (или Пондучери).
· Чандиггарх. Является ещё и столицей двух штатов.
Конституция не гарантирует территориальную целостность субъектам федерации. Согласно ст. 2 парламент может посредством закона принять в союз или образовать новые штаты на таких условиях, которые сочтёт нужными. Так, парламент посредством обычного закона может присоединить или отделить от штата территорию; увеличить или уменьшить её; изменить границы штата; изменить названия штата.
Федеративная реформа продолжается с получения независимости о по сегодняшний день. В 1950-е гг. были ещё и княжества.
Штат Джамму и Кашмир – исключение. Тут на изменение штата требуется согласие её легислатуры.
Разграничение полномочий между федерацией и штатами
Подробно отражено в приложении 7 к конституции. Выделяются виды полномочий:
1. Исключительная компетенция федерация. 97 вопросов.
2. Совместная компетенция. 47 вопросов.
3. Исключительная компетенция штата. 66 вопросов.
Характер перераспределения полномочий сложился в пользу федерации.
Во-первых, Совет штатов по решению, принятому 2/3 своих членов, может отнести к своей компетенции любой вопрос, включённый конституцией в сферу исключительного ведения штатов.
Во-вторых, благодаря частым федеральным мерам вмешательства, центр нередко формирует законодательство штатов с учётом своих практических нужд.
Меры федерального вмешательства
3 основные:
1. Назначаемый президентом губернатор штата может резервировать закон штата на усмотрение президента республики. Это означает, что такие законы могут вступать в силу лишь после одобрения президента.
2. При введении президентом чрезвычайного положение на территории того или иного штата парламент Индии получает право издавать законы для штата по любым вопросам. А центральна исполнительная власть берёт под свой контроль административные учреждения штата.
3. В штатах может быть введено прямое президентское правление. Это специальный правовой режим, который вводится президентом в отношении территории на основании доклада губернатора или по собственной инициативе. Причина выступают случаи, «когда конституционный механизм в штатах оказывается несостоятельным». Подробнее в ст. 356 конституции. После издания специальных прокламаций президент принимает на себя функции правительства штата, а полномочия законодательного органа передаются федеральному парламенту.
Фактически это означает роспуск легислатуру штата и замена правительства новым губернатором.
Все 3 основные меры применяются часто. Прямое президентское правление около 100 раз. Постоянно меняется состав, границы и т.д. Наблюдать за федеративной реформой в Индии сложно.