Лекция 5. Разработка дизайн-концепции
- Методы проектирования в дизайне одежды
- Комбинаторные методы проектирования в дизайне
Термин «дизайн» появился в нашей стране относительно недавно. До этого проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей «технической эстетикой».
До сих пор ведутся дискуссии о самом содержании дизайна, его целях и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти считает, что цель дизайна - создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации.
Иного мнения придерживается другой теоретик дизайна Т Мальдонадо. Он утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий.
Всякий предмет, в отличие от произведения искусства, имеет какое-либо жизненно важное предназначение, другими словами, функцию. Но почти у каждого человека есть потребность в том, чтобы окружать себя красивыми предметами. Поэтому ценность вещи охватывает два начала - пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое.
|
|
- Понятие дизайн-концепции одежды
Дизайн — творческая проектная деятельность, целью которой является создание гармоничной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.
Творческая концепция - основная идея, ценностное, смысловое содержание проекта.
Дизайнеры новички часто допускают одну и ту же ошибку – создают серию разрозненных моделей, не имеющих единой концепции
Концептуальность - общая творческая установка, составляющая суть проектной культуры.
Состоятельная творческая концепция:
а) отражает индивидуальное мировоззрение автора
б) связана с основными тенденциями развития культуры и общества в целом.
в) отражает важные проблемы, которые волнуют человека и общество в ту или иную эпоху
г) призывает вносить свой вклад в решение их проблем
Особенности тех или иных концепций в дизайне связаны с основными подходами к проектированию:
1. Ценностный подход рассматривает проектирование как деятельность по созданию ряда объективных и субъективных ценностей, связанных с образом жизни, как индивидуума, так и общества и соответственно с типом личности, социальными и личностными ценностными нормативами, в том числе эстетическими. (поэтому концепции зачатую основываются на особом восприятии цвета, формы и проч)
2. Системный подход рассматривает объект дизайнерского проектирования как систему взаимно связанных материально-функциональных и социокультурных элементов. Системный подход требует установления четких функциональных связей между средой, её элементами (вещами) и процессами, протекающими в ней с участием человека (общества). Результатом такого подхода к проектированию является построение системного объекта;
|
|
3. Средовой подход рассматривает предметно-пространственную среду как результат освоения человеком его жизненного окружения. Деятельность и поведение человека принимаются в качестве центра и определяющего фактора, связывающего отдельные элементы среды воедино.
Концепции, существующие в дизайне одежды, как правило, и и связанны с общими тенденциями изменения образа жизни.
Специфика дизайна одежды заключается в том, что:
1. Несмотря на то, что концепции, существующие в дизайне одежды находятся в русле основных проблем дизайна своего времени, но эти общие тенденции воплощаются в очень большом разнообразии авторских концепций (разные дизайнеры по-разному относятся к функции вещи, являются сторонниками разных концепций гардероба, прибегают к разным способам формообразования, предназначают свою одежду людям, ведущим разный образ жизни, и т.п.)
2. Концепции находят свое воплощение прежде всего в визуальной форме. Традиции сезонного ритма смены моды привели к тому, что основной формой реализации творческой концепции в дизайне одежды является демонстрация моделей - модный показ. Концептуальность проявляется не только в самих моделях одежды (хотя это самое важное), но и в создании определенного образа (прическа, грим, манера движения), музыкальном оформлении и месте проведения показа.
В XX в. можно было говорить о двух «глобальных» концепциях в проектировании:
- функционализме, определявшем развитие дизайна в первой половине XX в.
- постмодернизме («новом дизайне», «антифункционализме»), который появился в эпоху постмодерна - в последней трети XX в.
Основными принципами функционализма были:
- функциональность,
- целесообразность
- универсальность форм.
Его основные установки:
- простота вместо сложности,
- обыкновенное вместо необыкновенного,
- долговечное вместо модного,
- функциональное вместо эмоционального,
- разумное вместо эффектного.
- апология научно-технического прогресса,
- механицизм,
- тяготение к авторитарным проектно-идеологическим доктринам,
- абстрактно-типологическое моделирование потребителя продуктов дизайна.
Эти черты присущи творческой концепции Коко Шанель.
Отличительные черты постмодернизма:
- гуманитарно-экологически ориентированное сознание,
- формирование «средового подхода» в дизайне.
- свобода творческого самовыражения (и дизайнера, и потребителя);
- «проектный реализм», что означает способность дизайнера меняться вслед за изменением реальности и появлением новых потребностей
- концептуальный, типологический и жанровый плюрализм (разнообразие). Это связано с тем, что у разных социальных групп и подгрупп разные системы ценностей, а значит, и разные взгляды на цели вещей, разные эстетические запросы
- индивидуализация образа. В качестве доказательства можно привести высказывания известных модельеров. Так, например, знаменитый итальянский модельер Дж. Армани ведет войну с «рабством костюма», приближая то время, когда человек «сам сможет выбрать свой стиль, пусть даже с элементами эклектики, но сугубо субъективный. Нельзя навязывать какие-то правила или диктат». Великий французский кутюрье И.Сен-Лоран сказал, что «мода - это не униформа. В нее надо непременно вносить нечто свое индивидуальное. Она не должна доминировать над личностью, а, наоборот, подчеркивать ее особенности».
|
|
Современный дизайн признает право каждого человека на воплощение его как индивидуальности и, следовательно, право каждого человека на выбор индивидуального стиля жизни и манеры поведения, на реализацию своих собственных эстетических предпочтений, которые ранее могли оцениваться как проявление «плохого вкуса». Тенденция к индивидуализации образа остается актуальной и в дизайне одежды
- радикальный эстетический эклектизм.
Современная мода представляет собой не одно модное направление, а много «мод» для разных групп потребителей, множество стилевых направлений существующих друг с другом и удовлетворяющие разнообразные эстетические запросы.