Подходы к нуждающейся и помогающей личности в контексте
1. проблема нищенства – работы Д. Дриля, Я. Харламова, А. Левенстима, Е. Максимова, П. Чистякова: предлагаются законодательные и репрессивные меры борьбы: изоляция, высылка, помещение в институты «труда».
2. проблема проституции – работы В. Тарновского, Д. Ашхарумова, А. Баранова, П. Безобразова, И. Приклонского, Б. Бентовина: рассматривается как явление, тесно связанное с преступностью, истоки которого усматриваются в социально-экономических проблемах обществе и месте женщин в социальных отношениях.
3. проблема пьянства и алкоголизма – Н. Григорьев, Я. Михайловский, А Коровин, Д. Бородин, С. Первушин, Д. Воронов: исследуются социально-исторические корни этого явления, его особенности в городах и деревнях, формы и методы борьбы.
4. патологии института детства – работы Д. Дриля, М. Шимановского, С. Гогеля, М. Гернета: предлагаются законодательные, социально-педагогические формы и методы борьбы с этим явлением.
Бехтерев, Якоби, де-Сеньи: в рассмотрении личности нуждающихся теперь в качестве основополагающих критериев учитываются не нравственно-этические принципы, а естественно-научные, связанные с вопросами социального здоровья человека; в рассмотрении личности помощника наблюдается отход от добровольной помощи к осознанию, что помощь должна осуществляться профессионалами, специально обученными и подготовленными для тех или иных клиентов. Большая роль, особенно в решении социальной патологии предоставлена врачам. Формируется определённая специализация в области общественного призрения.
|
|
Таким образом, в данный период наблюдаются следующие основные направления общественной и научной мысли о сущности общественной помощи: теологическое, конфессиональное; правовое направление, теория законодательства в социальных вопросах; общественная благотворительность и призрение как культурно-исторический и социально-политический процесс; «общественная и профессиональная гигиена»; воспитание и «исправительное воспитание»; система организаций помощи; теория страхования; теоретические проблемы помощи инвалидам; обучение специалистов; «призрение нравственно падших и патронат над выпущенными из тюрем».
Каждое направление имело свою научную традицию, свой подход к пониманию сущности частного и общественного призрения, но оно являлось и логическим продолжением развития общественной мысли в данном кластере познания, основывающимся на предшествующих познавательных тенденциях.
Тема 7. Государственное обеспечение в СССР (1917 –1991 гг.)
В соответствии с идеологией нового времени переосмысливается концепция взаимодействия между людьми в обществе, вырабатывается новое видение проблемы помощи и благотворительности. Отказавшись от принципа благотворительности, рабоче-крестьянское правительство осуществляло коммунистическое социальное обеспечение, при котором каждый инвалид и нуждающийся, каждый нетрудоспособный, будь то ребенок или взрослый, может надеяться, что государство не даст ему умереть с голода, придет ему на помощь. На основе этих начал широко развертывается система социального обеспечения, а также система социального страхования. Государство вновь становится субъектом помощи, причем церковь как партнер уже не участвует в данной деятельности, как это было в XIX в. Партийные установки относительно церкви развиваются в течение нескольких десятилетий.
|
|
Условно можно выделить два периода в оформлении идей социальной поддержки:
1. с 1919 по 1941 гг., когда происходит сужение источников познания социальной помощи дореволюционного периода и оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе.
2. с 50-х и до конца 80-х гг., когда особо интенсивно и последовательно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально-правовой реабилитации инвалидов.
Основные теоретические вопросы первого периода связаны с проблемами организации социального обеспечения и социального страхования в обществе, уточнением дефиниций данных областей познания, отношением их к предшествующему научному наследию. Появляются научные труды в области теории социального обеспечения и социального страхования. Среди них работы Н. Милютина, А. Забелина, Н. Вигдорчика, В. Яроцкого, 3. Теттенборн и др. Именно с них начинается становление марксистско-ленинского подхода к социальному обеспечению и социальному страхованию.
Н. Милютин главные задачи в «переустройстве социального быта» видел в организации социального обеспечения и охраны труда. Для решения этой задачи необходимо развивать важнейшие виды социального обеспечения – пособия по случаю бедствий и безработицы, утраты трудоспособности, болезней, увечий, т. е. задействовать весь арсенал средств, разработанных в дореволюционное время, с учетом новых условий. В области охраны труда предусматривалось «ограждение машин», «перестройка фабрик и заводов», сокращение рабочего дня на вредных производствах, организация инспекции труда.
В отличие от капиталистического социального обеспечения, которое шло за счет предпринимателей, социальное обеспечение в социалистическом обществе осуществляется из средств, которые образовывались из «предметов производства». Обоснование правильности этой идеи мы видим у А. Забелина: пролетариат ведет борьбу с «социальной необеспеченностью», которая тесно связана с профессиональными рисками, постепенно преобразующимися в результате классовой борьбы в социальные риски. Социальное обеспечение является одной из форм классовой борьбы, направленной на удовлетворение социальных потребностей пролетариата. Развитие крупного производства обострило противоречия между пролетариатом и буржуазией и выдвинуло новую идеологию помощи – «социальное обеспечение», которое являясь результатом классовой борьбы, «представляет определенную отрасль классовой политики». Социальное обеспечение в новых условиях должно осуществляться государственной властью.
Подходы В. Яроцкого к теории социального страхования рассматриваются по той же логике. Отталкиваясь от теории «профессионального риска», он делает выводы, что природа их лежит в противоречиях между буржуазией и пролетариатом, т.е. профессиональные риски, по сути, являются рисками социальными. В этой связи в основу теории социального страхования нужно положить принцип «коллективной ответственности за индивидуальное благополучие», который станет основным для теории и практики социального страхования. Значительная роль в деле социального страхования отводится государству, особенно его аппарату, который перешел в «руки пролетариата». Понятие риска рассматривается как понятие единого социального риска, в связи с чем возникает необходимость создания единой системы страхования «без участия страхуемых».
|
|
3. Теттенборн на основе сопоставления различных видов помощи стремится выделить родовые, системные свойства социального обеспечения.
В конце 20-х – 30-е гг. в работах Н. Милютина, И. Ксенофонтова, Ф. Дягтерева, П. Вержбиловского и других намечается тенденция отхода от теоретического обоснования социального обеспечения и переход к обоснованию его организационно-практических моделей.
Теория социального обеспечения и страхования развивается только в рамках «ленинских идей». Выводятся специфические экономические и социальные законы, на основе которых выстраивается теоретическая модель социального обеспечения и страхования.
Исходя из основного экономического закона социализма, в 70-х–80-х гг. социальное обеспечение рассматривается как «совокупность отношений, связанных с производством и распределением частей необходимого и прибавочного продукта в составе общественных фондов потребления». Западноевропейский опыт социального обеспечения подвергается критике.
Следуя традициям научной школы XIX – начала XX столетия, в 20-30-е годы в теоретических и практических подходах к социальному обеспечению большое внимание уделяется различным проблемам социальной патологии, таким, как профессиональное нищенство, беспризорность, проституция. Первые крупные монографии, посвященные профилактике алкоголизма, появляются только в 80-х гг. Все проблемы освещаются на страницах журналов «Социальное обеспечение» и «Вопросы социального обеспечения».
|
|
К концу 30-х годов ведущей научной тематикой становятся проблемы инвалидности и медицинско-трудовой экспертизы. В 70-х годах ставится вопрос о научном статусе врачебно-трудовой экспертизы как самостоятельной научной парадигмы.
Выходят сборники по теории и практике социального обеспечения: «Вопросы теории и практики социального обеспечения» (1978), «Проблемы развития социального обеспечения на современном этапе» (1980), «Проблемы теории и практики социального обеспечения в СССР» (1980). В этих работах проблематика сфокусирована на таких основных вопросах, как пенсионное обеспечение, трудоустройство инвалидов, обучение и переобучение инвалидов, протезирование, обеспечение нетрудоспособных, социальная помощь слепым и глухим. По сути, эти направления являлись кластерами научного познания.
После 1917 г. изменяются политическая и идеологическая системы, структура управления и хозяйствования, формируются новые общественные отношения. Советская власть в лице Совета Народных Комиссаров проводит следующие мероприятия в области социального обеспечения.
Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями.
Вместо упраздненных ведомств в НКГП учреждались отделы, которые курировали проблемы социальной помощи определённой категории нуждающихся. Помимо отделов при НКГП учреждаются самостоятельные исполнительные комитеты, функция которых – помощь и поддержка определенной категории нуждающихся.
19 августа 1917 г. принят закон о биржах труда.
Правительство приступает к реализации страховой программы большевистской партии: введение государственного страхования. 13 ноября 1917г. объявлен декрет «О социальном страховании». Источниками страховых фондов объявлены страховые взносы предприятий и лиц, использовавших наёмный труд. Выносятся различные «Положения о страховании».
В ноябре 1917 г. – Декрет «Об увеличении пенсий».
С ноября 1917 г. декретом совнаркома все лечебные учреждения и предприятия переданы предпринимателями в ведение больничных касс.
К марту 1918 г. оформляются основные направления деятельности в области государственного социального обеспечения: выдача пайков семьям, в которых основной кормилец призван на фронт; предоставление убежища для военно-увечных и назначение им пенсий; курирование учебных заведений государственного призрения.
7 августа 1918 г. издан декрет «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств…»
В период 1918-1920 гг. социальное страхование трансформируется в социальное обеспечение. 31 октября 1918 г. – «Положение о социальном обеспечении трудящихся». Ликвидированы все прежние страховые учреждения. Социальное обеспечение гарантировалось всем без исключения, во всех случаях временной и постоянной утраты трудоспособности или по причине безработицы.
28 апреля 1919 г. – Положение «О социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств».
Увеличивается количество учреждений для детей-сирот и инвалидов.
В связи с большим объемом мероприятий остро стояла проблема их финансового и материального обеспечения. Для её решения НКГП практиковал различные меры от целевого перераспределения материальных средств, организации благотворительных лотерей до введения определенных налогов.
В апреле 1919 г. введён новый порядок образования и использования финансовых фондов, в связи с чем, единым полноправным «хозяином» системы социального обеспечения и монопольным субъектом управления стало государство. Были заложены основы централизованной системы управления социальным обеспечением.
Целенаправленная государственная поддержка нуждающихся как средство проведения государственной социальной политики активно начинает осуществляться с апреля 1918 г., когда образуется наркомат социального обеспечения (НКСО). Этот государственный орган определил новую стратегию социальной помощи, исходя из задач строительства социалистического общества.
С введением новой государственной политики в области социальной помощи начинает оформляться классовый подход в предоставлении различных видов помощи. Согласно положению о социальном обеспечении трудящихся, право на получение помощи со стороны государства имели лица, «источниками существования которых является собственный труд, без эксплуатации чужого».
Установлены основные виды социального обеспечения: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий (по старости, в связи с потерей трудоспособности, беременным и роженицам).
Постепенно оформляется и административная система социального обеспечения. 25 июня 1918 г. в Москве прошёл I съезд комиссаров социального обеспечения. Он определил организационную структуру управления социальным обеспечением, его центральных, губернских и уездных органов, решались вопросы разграничения полномочий взаимоотношений НКСО с другими комиссариатами.
К концу июня 1918 г. НКСО развивает свою деятельность в области социального обеспечения в следующих направлениях: охрана материнства и младенчества; работа в детских домах; деятельность по обеспечению несовершеннолетних, обвиняемых в противоправных действиях; выдача продовольственных пайков; обеспечение увечных воинов; медицинская помощь.
Деятельность по социальному обеспечению трудящихся осуществляется изначально различными ведомствами (Комиссариат труда, Биржа труда, Комиссариат здравоохранения, Комиссариат земледелия и т. д.). В ведении Народного комиссариата труда находится нормирование заработной платы, учет и распределение рабочей силы, «установление общих норм пенсий и пособий. К Комиссариату здравоохранения относились все лечебные учреждения, находящиеся ранее в НКСО.
С начала 20-х гг., с приходом НЭПа существенно меняется стратегия социального обеспечения и основными направлениями деятельности НКСО на данный период являлись: обеспечение крестьянства и лиц «самостоятельного труда» в порядке обязательной взаимопомощи; кооперация инвалидов; социальное страхование рабочих; государственное обеспечение в городах семей красноармейцев.
Наряду с данными видами помощи органам НКСО вменялись другие виды деятельности: оказание «помощи жертвам контрреволюции», борьба с нищенством и проституцией, помощь при стихийных бедствиях, опека и попечительство. Помощь жертвам контрреволюции начинает осуществляться НКСО еще с 1918 г., когда при губернских и уездных отделах НКСО организуются отделы, оказывающие помощь пострадавшим. К этой категории нуждающихся были причислены советские работники, политические амнистированные, политические эмигранты, политические беженцы, семьи вышеобозначенных лиц. Им оказывалась помощь в виде предоставления работы, одежды, жилья, определения детей в приюты, медицинской помощи больным, временной денежной помощи, пенсий.
Целенаправленная работа по ликвидации различных аспектов социальной патологии – нищенства, проституции – НКСО осуществляет совместно с Наркомздравом, поскольку данные социальные патологии, несли и другую проблему – вспышку инфекционных заболеваний. В отношении них НКСО использует методы общественного призрения, когда трудовая помощь переосмысливается и направляется на данную категорию. Подобная помощь с 1919 г. разворачивается в лечебно-воспитательных и трудовых учреждениях. Организуются распределители для нищих, в зависимости от трудоспособности они направлялись в различные типы учреждений: старики и увечные распределялись в убежища, дети – в детские дома,безработные – в отделы распределения рабочей силы, тунеядцы – в специальные трудовые коммуны.
К середине 20-х гг. основным объектом деятельности НКСО по социальному обеспечению становится крестьянство в связи с массовым голодом (лето 1921 г.). Поэтому приоритетным направлением в деятельности НКСО становится работа по социальному обеспечению крестьянства, организация крестьянской общественной взаимопомощи (КОВ). С 1922 г. в деревнях стали создаваться крестьянские комитеты общественной взаимопомощи, на которые возлагались функции самообеспечения и патронажа нуждающихся. Основными формами деятельности комитетов крестьянской взаимопомощи являлись: оказание индивидуальной помощи красноармейцам, инвалидам (пособия, ссуды, трудовая помощь); социальная взаимопомощь (общественные запашки, запасные магазины, поддержка школ и больниц, изб-читален, домов для инвалидов); правовая помощь (защита интересов малоимущего слоя при взимании налогов, отпуске леса, наделении лугами). Они осуществляли контроль за обработкой земель красноармейцев, инвалидов, сирот и бедноты, организовывали «воскресники».
В 20-е гг. традиционные крестьянские «помочи» приобретают классовую направленность и носят обязательный, организационный характер. Наряду с государственными мерами разворачивается мирская помощь в среде красноармейцев, служащих, рабочих, крестьян в виде пожертвований.
Декретом от 18 июля 1921 г. создана Центральная комиссия помощи голодающим — Помгол, наделенная чрезвычайными полномочиями. Основные задачи комиссии: выяснение размеров голода, рассмотрение ходатайств о признании голодающими отдельных губерний и уездов, изыскивание средств для борьбы с голодом и др.
В октябре 1922 г. организована Центральная комиссия по борьбе с последствиями голода – Последгол, выдвигаются новые цели и задачи государственной помощи, среди которых кроме оказания помощи детям призрение и их эвакуация из голодных районов, осуществляется также организация помощи инвалидам, где основная стратегия связана с расширением «взаимопомощи, самопомощи, трудовой и профессиональной помощи».
Ведётся борьба с детской беспризорностью. Эта задача возлагалась на Совет защиты детей, а чуть позже – на Комиссию по улучшению жизни детей при ВЦИКе (декретом ВЦИК от 10 февраля 1921 г.). Организовывались детские трудовые коммуны длябеспризорников. Также создаётся Детская социальная инспекция при отделе Правовой защиты детей Наркомпроса, которая проводила работу по борьбе с нищенством, детской беспризорностью, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, с эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье.
6 февраля 1928 г. – постановление «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи», а 28 мая 1928 г. – «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящихся в городах и рабочих поселках».
Уделялось внимание обеспечению подростков и молодежи работой (февраль 1927 г. – постановление «О мероприятиях, обеспечивающих доступность получения работы молодежью и подростками»).
В августе 1925 г. принято «Положение об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семейств, умерших или безвестно отсутствующих инвалидов труда». По нему право на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности вследствие старости получали нетрудоспособные рабочие и служащие при условии достижения возраста не менее 50 лет и наличия трудового стажа 8 лет.
Проблемами инвалидов в советской России занимались общественные организации – Всероссийский союз кооперации инвалидов (Всекоопинсоюз), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское объединение глухонемых (ВОГ), основной задачей которых было социальное обеспечение инвалидов. Создаются кассы взаимопомощи для выполнения социально-бытовых функций по обслуживанию инвалидов. 16 марта 1931 г. при НКСО РСФСР учрежден Совет по трудовому устройству инвалидов.
К началу 30-х гг. намечается некоторая стабилизация норм выплат. Появляются специальные пенсии — персональные. В 1928-1932 гг. проводится разработка законодательства о пенсионном обеспечении по старости как самостоятельном виде социального обеспечения. Первые пенсии по старости были установлены от 5 января 1928 г. Определялся возраст для получения пенсии по старости: для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет; необходимый для назначения пенсий трудовой стаж устанавливался одинаковый для мужчин и женщин – не менее 25 лет. 15 мая 1929 г. – постановление «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости».
В 30-е гг. происходит переориентация в деятельности социального обеспечения, где наряду с декларированием полного государственного обеспечения трудящихся, выдвигается тезис о «борьбе со всякого рода паразитизмом и тунеядством». Основная задача социального обеспечения в эти годы – работа по трудоустройству и обучению инвалидов. Среди других задач: обеспечение семей призванных в Красную Армию и на флот; обеспечение пенсиями инвалидов войны, семей лиц, погибших на войне, нетрудоспособных; организация касс взаимопомощи в колхозах; оказание помощи слепым и глухим; содействие кооперативам инвалидов.
В 1930 г. упразднены биржы труда.
В 1937г. выходит новое положение о Народном комиссариате социального обеспечения РСФСР. По нему, круг основных задач НКСО расширяется и охватывает такие сферы, как государственное обеспечение инвалидов труда и других категорий; организация материально-бытового, культурного, лечебно-оздоровительного и санитарно-курортного обслуживания; руководство деятельностью учреждений социального обеспечения, «делом трудового производства инвалидов»; работа врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК); руководство работой протезных учреждений, сетью касс общественной взаимопомощи; подготовка кадров работников по социальному обеспечению, составление планов развития социального обеспечения в РСФСР; утверждение законов по социальному обеспечению.
Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с вопросами попечения детей-сирот и другими проблемами военного времени.
С конца июня 1941 г. выпускается целый ряд указов, послуживших основой для социального обеспечения семей фронтовиков.
Указом от 26 июня 1941 г. регламентируется порядок выплат пособий семьям, в 1942 г. в указ вносятся уточнения сообразно новым условиям.
4 июня 1943 г. принято постановление СНК СССР «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны».
Социальная помощь и социальная реабилитация раненых – следующий комплекс проблем в данный период.
8 октября 1941 г. создаются комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии. В декабре 1942 г. Государственным комитетом обороны организованы дома для инвалидов Великой Отечественной войны.
Проблемы охраны детства и попечения сирот в условиях военного времени принимают новые черты. Задача теперь состоит в эвакуации в глубь страны воспитанников детских домов. В постановлении СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» предусматривались создание дополнительной сети детских домов, а также участие граждан в воспитании детей в форме опеки и патронажа.
После войны с восстановлением народного хозяйства преобразуется и административная система управления социальным обеспечением. В 1949 г. вместо НКСО образовывается Министерство социального обеспечения. Новым этапом в становлении социального обеспечения можно считать конец 50-х гг. Верховный Совет СССР 14 июля 1956 г. принимает Закон о государственных пенсиях, по которому не только расширяется круг лиц, которым предоставляются пенсии, но и в самостоятельную отрасль выделяется законодателъство о социальном обеспечении. Положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению трудящихся.
В январе 1961 г. изменяется положение о Министерстве социального обеспечения РСФСР, его функции значительно расширяются: выплата пенсий; организация врачебно-трудовой экспертизы; трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов; материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей; предоставление протезно-ортопедической помощи.
В 1964 г. принимается Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Тем самым в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение.
Важнейшим направлением деятельности социального обслуживания населения являлось материальное обеспечение, которое шло по трем основным направлениям: государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Финансирование государственного социального обеспечения осуществлялось за счет государственных, республиканских и местных бюджетов (оно распространялось на военнослужащих, учащихся и другие категории граждан). Финансирование государственного социального страхования обеспечивалось за счет страховых взносов предприятий, организаций и дотаций государства (оно распространилось на рабочих и служащих). Социальное обеспечение колхозного крестьянства осуществлялось за счет средств колхозов и дотаций государственного бюджета. На всех граждан СССР распространялось бесплатное медицинское обслуживание.
К 70-м гг. основными принципами социального обеспечения в СССР являлись: всеобщность социального обеспечения; многообразие видов обслуживания; обеспечение граждан различными видами социальной помощи за счет государственных и общественныхсредств.
В начале 80-х гг. происходит переосмысление функций и задач социального обеспечения. Помимо традиционных к ним добавляются такие функции: выполнение заданий государственного плана и обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины и др. Основным направлением деятельности стало социальное обеспечение нетрудоспособного населения.
К середине 80-х гг. отмечены негативные общественные тенденции. В условиях административно-командной системы была установлена государственная монополия на социальное страхование. Происходит сужение парадигмы помощи, многие виды социального патронажа, оформившиеся эволюционным путем, в общественной практике утрачиваются.Огосударствление соцобеспечения сопровождалось неоправданной ликвидацией давно возникших и приносивших большую пользу благотворительных обществ «старой» России и лишением общественных организаций советского периода возможности участия в деле социальной помощи нуждающимся. Был полностью ликвидирован институт монастырской и церковно-приходской благотворительности. Общественное призрение практически сводится в данный период только к проблемам социального обеспечения. Одним из противоречий советской системы соцобеспечения было её провозглашение «самой гуманной в мире» и одновременное проведение жёсткой политики «классового подхода» в области общественного призрения. Отрицательным моментом было и огосударствление системы детского призрения, упразднение всех занимавшихся попечением о детях благотворительных организаций, унификация содержания и воспитания детей посредством создания домов-интернатов.
Таким образом, по сравнению с дореволюционной Россией социальное обеспечение в советский период поднялось на качественно новый уровень, превратившись в единую государственную систему, которая выступала в нескольких организационно-правовых формах, обусловленных спецификой обеспечения отдельных категорий граждан в связи с особенностями их трудовой деятельности. Благодаря глубокому и целенаправленному реформированию дела социальной помощи нуждавшимся, в стране было введено полное социальное обеспечение трудящихся при всех видах потери трудоспособности. Характерными чертами социального обеспечения являлись его всеобщность, равное право на его получение, доступность условий обеспечения, предоставление многообразных видов и форм социального обеспечения.