Проблем социальной патологии

Подходы к нуждающейся и помогающей личности в контексте

1. проблема нищенства – работы Д. Дриля, Я. Харламова, А. Левенстима, Е. Максимова, П. Чистякова: предлагаются законодательные и репрессивные меры борьбы: изоляция, высылка, помещение в институты «труда».

2. проблема проституции – работы В. Тарновского, Д. Ашхарумова, А. Баранова, П. Безобразова, И. Приклонского, Б. Бентовина: рассматривается как явление, тесно связанное с преступностью, истоки которого усматриваются в социально-экономических проблемах обществе и месте женщин в социальных отношениях.

3. проблема пьянства и алкоголизма – Н. Григорьев, Я. Михайловский, А Коровин, Д. Бородин, С. Первушин, Д. Воронов: исследуются социально-исторические корни этого явления, его особенности в городах и деревнях, формы и методы борьбы.

4. патологии института детства – работы Д. Дриля, М. Шимановского, С. Гогеля, М. Гернета: предлагаются законодательные, социально-педагогические формы и методы борьбы с этим явлением.

Бехтерев, Якоби, де-Сеньи: в рассмотрении личности нуждающихся теперь в качестве основополагающих критериев учитываются не нравственно-этические принципы, а естественно-научные, связанные с вопросами социального здоровья человека; в рассмотрении личности помощника наблюдается отход от добровольной помощи к осознанию, что помощь должна осуществляться профессионалами, специально обученными и подготовленными для тех или иных клиентов. Большая роль, особенно в решении социальной патологии предоставлена врачам. Формируется определённая специализация в области общественного призрения.

Таким образом, в данный период наблюдаются следующие основные направления общественной и научной мысли о сущ­ности общественной помощи: теологическое, конфессиональ­ное; правовое направление, теория законодательства в соци­альных вопросах; общественная благотворительность и призре­ние как культурно-исторический и социально-политический процесс; «общественная и профессиональная гигиена»; воспи­тание и «исправительное воспитание»; система организаций помощи; теория страхования; теоретические проблемы помощи инвалидам; обучение специалистов; «призрение нравственно падших и патронат над выпущенными из тюрем».

Каждое направление имело свою научную традицию, свой подход к пониманию сущности частного и общественного при­зрения, но оно являлось и логическим продолжением развития общественной мысли в данном кластере познания, основываю­щимся на предшествующих познавательных тенденциях.

Тема 7. Государственное обеспечение в СССР (1917 –1991 гг.)

В соответствии с идеологией нового времени переосмыслива­ется концепция взаимодействия между людьми в обществе, вырабатывается новое видение проблемы помощи и благотвори­тельности. Отказавшись от принципа благотворительнос­ти, рабоче-крестьянское правительство осуществляло коммунистическое социальное обеспечение, при котором каждый инва­лид и нуждающийся, каждый нетрудоспособный, будь то ребе­нок или взрослый, может надеяться, что государство не даст ему умереть с голода, придет ему на помощь. На основе этих начал широко развертывается система социального обеспечения, а также система социального страхования. Государство вновь становится субъектом по­мощи, причем церковь как партнер уже не участвует в данной деятельности, как это было в XIX в. Партийные установки от­носительно церкви развиваются в течение нескольких десяти­летий.

Условно можно выделить два периода в оформлении идей социальной поддержки:

1. с 1919 по 1941 гг., когда происходит сужение источников познания социальной помощи дореволюционного периода и оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе.

2. с 50-х и до конца 80-х гг., когда особо интенсивно и последовательно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально-правовой ре­абилитации инвалидов.

Основные теоретические вопросы первого периода связаны с проблемами организации социального обеспечения и социаль­ного страхования в обществе, уточнением дефиниций данных областей познания, отношением их к предшествующему науч­ному наследию. Появляются научные труды в области теории социального обеспечения и социального страхования. Среди них работы Н. Милютина, А. Забелина, Н. Вигдорчика, В. Яроцкого, 3. Теттенборн и др. Именно с них начинается становление марксистско-ленинского подхода к социальному обеспечению и со­циальному страхованию.

Н. Ми­лютин главные задачи в «переустройстве социального быта» видел в организации социального обеспечения и охраны труда. Для решения этой задачи необходимо развивать важнейшие виды социального обеспечения – пособия по слу­чаю бедствий и безработицы, утраты трудоспособности, болез­ней, увечий, т. е. задействовать весь арсенал средств, разрабо­танных в дореволюционное время, с учетом новых условий. В области охраны труда предус­матривалось «ограждение машин», «перестройка фабрик и за­водов», сокращение рабочего дня на вредных производствах, организация инспекции труда.

В отличие от капи­талистического социального обеспечения, которое шло за счет пред­принимателей, социальное обеспечение в социалистическом обществе осу­ществляется из средств, которые образовывались из «предме­тов производства». Обоснование правильности этой идеи мы видим у А. Забелина: пролетариат ведет борь­бу с «социальной необеспеченностью», которая тесно связана с профессиональными рисками, постепенно преобразующимися в результате классовой борьбы в социальные риски. Социальное обеспечение является одной из форм классовой борьбы, направленной на удовлетворение соци­альных потребностей пролетариата. Развитие крупного производства обостри­ло противоречия между пролетариатом и буржуазией и выдви­нуло новую идеологию помощи – «социальное обеспечение», которое являясь результатом классовой борьбы, «представляет оп­ределенную отрасль классовой политики». Социальное обеспечение в новых условиях должно осуществлять­ся государственной властью.

Подходы В. Яроцкого к теории социального страхования рас­сматриваются по той же логике. Отталкиваясь от теории «профессионального риска», он делает выводы, что природа их лежит в противоре­чиях между буржуазией и пролетариатом, т.е. профессиональ­ные риски, по сути, являются рисками социальными. В этой связи в основу теории социального страхования нужно поло­жить принцип «коллективной ответственности за индивидуаль­ное благополучие», который станет основным для теории и практики социального страхования. Значительная роль в деле социального страхования отводится государству, особенно его аппарату, который перешел в «руки пролетариата». Понятие риска рассматривается как понятие единого социального риска, в связи с чем возникает необходимость создания единой системы страхования «без участия страхуемых».

3. Теттенборн на основе сопоставления различных видов по­мощи стремится выделить родовые, системные свойства соци­ального обеспечения.

В конце 20-х – 30-е гг. в работах Н. Милютина, И. Ксенофонтова, Ф. Дягтерева, П. Вержбиловского и других намечается тенденция отхода от теоретического обоснования социального обеспечения и переход к обоснованию его организационно-практических моделей.

Теория социального обеспечения и страхования разви­вается только в рамках «ленинских идей». Выводятся специфические экономические и социальные законы, на основе кото­рых выстраивается теоретическая модель социального обеспе­чения и страхования.

Исходя из основного экономического закона социализма, в 70-х–80-х гг. социальное обеспечение рассматривается как «совокупность отношений, связанных с производством и рас­пределением частей необходимого и прибавочного продукта в составе общественных фондов потребления». Западноевропейский опыт социального обеспечения подвергается критике.

Следуя традициям научной школы XIX – начала XX столе­тия, в 20-30-е годы в теоретических и практических подходах к социальному обеспечению большое внимание уделяется раз­личным проблемам социальной патологии, таким, как профес­сиональное нищенство, беспризорность, проституция. Первые крупные моно­графии, посвященные профилактике алкоголизма, появляют­ся только в 80-х гг. Все проблемы освещаются на страницах журналов «Социальное обеспечение» и «Вопросы со­циального обеспечения».

К концу 30-х годов ведущей научной тематикой становятся проблемы инвалидности и медицинско-трудовой экспертизы. В 70-х годах ставится вопрос о научном стату­се врачебно-трудовой экспертизы как самостоятельной научной парадигмы.

Выходят сборники по теории и практике социального обеспе­чения: «Вопросы теории и практики социального обеспече­ния» (1978), «Проблемы развития социального обеспечения на современном этапе» (1980), «Проблемы теории и практики со­циального обеспечения в СССР» (1980). В этих работах пробле­матика сфокусирована на таких основных вопросах, как пенси­онное обеспечение, трудоустройство инвалидов, обучение и пе­реобучение инвалидов, протезирование, обеспечение нетрудо­способных, социальная помощь слепым и глухим. По сути, эти направления являлись кластерами научного познания.

После 1917 г. изменяются политическая и идеологическая системы, структура управления и хозяйствова­ния, формируются новые общественные отношения. Советская власть в лице Совета Народных Комиссаров проводит следующие мероприятия в области социального обеспечения.

Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит по­литику упразднения существующих органов помощи с перерас­пределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями.

Вместо упраздненных ведомств в НКГП учреждались отделы, которые курировали проблемы социальной помощи определённой категории нуждающихся. Помимо отделов при НКГП учреждаются самостоятельные исполнительные комитеты, функция которых – помощь и поддержка определенной категории нуждающихся.

19 августа 1917 г. принят закон о биржах труда.

Правительство приступает к реализации страховой программы большевистской партии: введение государственного страхования. 13 ноября 1917г. объявлен декрет «О социальном страховании». Источниками страховых фондов объявлены страховые взносы предприятий и лиц, использовавших наёмный труд. Выносятся различные «Положения о страховании».

В ноябре 1917 г. – Декрет «Об увеличении пенсий».

С ноября 1917 г. декретом совнаркома все лечебные учреждения и предприятия переданы предпринимателями в ведение больничных касс.

К марту 1918 г. оформляются основные направ­ления деятельности в области государственного социального обеспечения: выдача пайков семьям, в которых основной кор­милец призван на фронт; предоставление убежища для военно-увечных и назначение им пенсий; курирование учебных заве­дений государственного призрения.

7 августа 1918 г. издан декрет «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств…»

В период 1918-1920 гг. социальное страхование трансформируется в социальное обеспечение. 31 октября 1918 г. – «Положение о социальном обеспечении трудящихся». Ликвидированы все прежние страховые учреждения. Социальное обеспечение гарантировалось всем без исключения, во всех случаях временной и постоянной утраты трудоспособности или по причине безработицы.

28 апреля 1919 г. – Положение «О социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств».

Увеличивается количество учреждений для детей-сирот и инвалидов.

В связи с большим объемом мероприятий остро стояла проблема их финансового и материального обеспечения. Для её решения НКГП практиковал различные меры от целевого перераспределения материальных средств, организации благо­творительных лотерей до введения определенных налогов.

В апреле 1919 г. введён новый порядок образования и использования финансовых фондов, в связи с чем, единым полноправным «хозяином» системы социального обеспечения и монопольным субъектом управления стало государство. Были заложены основы централизованной системы управления социальным обеспечением.

Целенаправленная государственная поддержка нуж­дающихся как средство проведения государственной социаль­ной политики активно начинает осуществляться с апреля 1918 г., когда образуется наркомат социального обеспечения (НКСО). Этот государственный орган определил новую стратегию социальной помощи, исходя из задач строительства социалис­тического общества.

С введением новой государственной политики в области соци­альной помощи начинает оформляться классовый подход в пре­доставлении различных видов помощи. Согласно положению о социальном обеспечении трудящихся, право на получение по­мощи со стороны государства имели лица, «источниками суще­ствования которых является собственный труд, без эксплуата­ции чужого».

Установлены основные виды социального обеспечения: врачебная помощь, выдача пособий и пен­сий (по старости, в связи с потерей трудоспособности, беремен­ным и роженицам).

Постепенно оформляется и административная система соци­ального обеспечения. 25 июня 1918 г. в Москве прошёл I съезд комиссаров социального обеспечения. Он определил организационную структуру управления социальным обеспечением, его центральных, гу­бернских и уездных органов, решались вопросы разграничения полномочий взаимоотношений НКСО с дру­гими комиссариатами.

К концу июня 1918 г. НКСО развивает свою деятельность в области социального обеспечения в следу­ющих направлениях: охрана материнства и младенчества; ра­бота в детских домах; деятельность по обеспечению несовершен­нолетних, обвиняемых в противоправных действиях; выдача продовольственных пайков; обеспечение увечных воинов; меди­цинская помощь.

Деятельность по социальному обеспечению трудя­щихся осуществля­ется изначально различными ведомствами (Комиссариат труда, Биржа тру­да, Комиссариат здравоохранения, Комиссариат земледелия и т. д.). В ведении Народного комиссариата труда находится нормирование заработной платы, учет и рас­пределение рабочей силы, «установление общих норм пенсий и пособий. К Комиссариату здравоохранения относились все ле­чебные учреждения, находящиеся ранее в НКСО.

С начала 20-х гг., с приходом НЭПа существенно меняется стратегия социального обеспечения и основными направлениями деятель­ности НКСО на данный период являлись: обеспечение кресть­янства и лиц «самостоятельного труда» в порядке обязательной взаимопомощи; кооперация инвалидов; социальное страхова­ние рабочих; государственное обеспечение в городах семей крас­ноармейцев.

Наряду с данными видами помощи органам НКСО вменялись другие виды деятельности: оказание «помощи жер­твам контрреволюции», борьба с нищенством и проституцией, помощь при стихийных бедствиях, опека и попечительство. Помощь жертвам контрреволюции начинает осуществляться НКСО еще с 1918 г., когда при губернских и уездных отделах НКСО организуются отделы, оказывающие помощь пострадав­шим. К этой категории нуждающихся были причислены совет­ские работники, политические амнистированные, политичес­кие эмигранты, политические беженцы, семьи вышеобозначенных лиц. Им оказывалась помощь в виде предоставления работы, одежды, жилья, определения детей в приюты, медицинской помощи больным, временной де­нежной помощи, пенсий.

Целенаправленная работа по ликвидации различных аспек­тов социальной патологии – нищенства, проституции – НКСО осуществляет совместно с Наркомздравом, поскольку данные социальные патологии, несли и другую проблему – вспышку инфекционных заболеваний. В отношении них НКСО использует мето­ды общественного призрения, когда трудовая помощь переос­мысливается и направляется на данную категорию. Подобная помощь с 1919 г. разворачивается в лечебно-воспитательных и трудовых учреждениях. Организуются распредели­тели для нищих, в зависимости от трудоспособности они направ­лялись в различные типы учреждений: старики и увечные распределялись в убежища, дети – в детские дома,безработные – в отделы распределения рабочей силы, тунеядцы – в спе­циальные трудовые коммуны.

К середине 20-х гг. основным объектом деятельности НКСО по социальному обеспечению становится крестьянство в связи с массовым голодом (лето 1921 г.). Поэтому приори­тетным направлением в деятельности НКСО становится работа по социальному обеспечению крестьянства, организация крес­тьянской общественной взаимопомощи (КОВ). С 1922 г. в деревнях стали создаваться крестьянские коми­теты общественной взаимопомощи, на которые возлагались функции самообеспечения и патронажа нуждающихся. Основными формами деятельности комитетов крестьянской взаимопомощи являлись: оказание индивидуальной помощи красноармейцам, инвалидам (пособия, ссуды, трудовая по­мощь); социальная взаимопомощь (общественные запашки, запасные магазины, поддержка школ и больниц, изб-читален, домов для инвалидов); правовая помощь (защита интересов ма­лоимущего слоя при взимании налогов, отпуске леса, наделе­нии лугами). Они осуществляли контроль за обработкой земель крас­ноармейцев, инвалидов, сирот и бедноты, организовывали «воскресники».

В 20-е гг. тради­ционные крестьянские «помочи» приобретают классовую на­правленность и носят обязательный, организационный харак­тер. Наряду с государствен­ными мерами разворачивается мирская помощь в среде красно­армейцев, служащих, рабочих, крестьян в виде пожертвований.

Декретом от 18 июля 1921 г. создана Центральная комиссия помощи голодающим — Помгол, наделенная чрезвычайными полномочиями. Основные задачи комиссии: выяснение разме­ров голода, рассмотрение ходатайств о признании голодающи­ми отдельных губерний и уездов, изыскивание средств для борь­бы с голодом и др.

В октябре 1922 г. организо­вана Центральная комиссия по борьбе с последствиями голода – Последгол, выдвигаются новые цели и задачи государствен­ной помощи, среди которых кроме оказания помощи детям призре­ние и их эвакуация из голодных районов, осуществляется так­же организация помощи инвалидам, где основная стратегия связана с расширением «взаимопомощи, самопомощи, трудо­вой и профессиональной помощи».

Ведётся борьба с детской беспризорностью. Эта задача возлагалась на Совет защи­ты детей, а чуть позже – на Комиссию по улучшению жизни детей при ВЦИКе (декретом ВЦИК от 10 февраля 1921 г.). Организовывались детские трудовые коммуны длябеспризорников. Также создаётся Детская социальная инспек­ция при отделе Правовой защиты детей Наркомпроса, которая проводила работу по борьбе с нищенством, детской беспри­зорностью, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, с эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье.

6 февраля 1928 г. – постановление «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи», а 28 мая 1928 г. – «О порядке и услови­ях передачи воспитанников детских домов и других несовер­шеннолетних трудящихся в городах и рабочих поселках».

Уделялось вни­мание обеспечению подростков и молодежи работой (февраль 1927 г. – постановление «О мероприятиях, обеспечивающих доступность получения работы молодежью и подростками»).

В авгу­сте 1925 г. принято «Положение об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семейств, умерших или безвестно отсутствующих инвалидов труда». По нему право на пенсион­ное обеспечение в случае потери трудоспособности вследствие старости получали нетрудоспособные рабочие и служащие при условии достижения возраста не менее 50 лет и наличия трудо­вого стажа 8 лет.

Проблемами инвалидов в советской России занимались обще­ственные организации – Всероссийский союз кооперации инвалидов (Всекоопинсоюз), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское объедине­ние глухонемых (ВОГ), основной задачей которых было социальное обеспечение инвалидов. Создаются кассы взаимопомощи для выполнения социально-бытовых функций по обслуживанию инвалидов. 16 марта 1931 г. при НКСО РСФСР учрежден Совет по трудо­вому устройству инвалидов.

К началу 30-х гг. намечается некоторая стабилизация норм выплат. Появляются специальные пенсии — персональные. В 1928-1932 гг. проводится разработка законодательства о пенсионном обеспечении по старости как самостоятельном виде социального обеспечения. Первые пенсии по старости были установлены от 5 января 1928 г. Определялся возраст для получения пенсии по старости: для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет; необходимый для назначения пенсий трудовой стаж устанавливался одинаковый для мужчин и женщин – не менее 25 лет. 15 мая 1929 г. – постановление «Об обеспечении в порядке социально­го страхования по случаю старости».

В 30-е гг. происходит переориентация в деятельнос­ти социального обеспечения, где наряду с декларированием полного государственного обеспечения трудящихся, выдвига­ется тезис о «борьбе со всякого рода паразитизмом и тунеяд­ством». Основная задача социального обеспечения в эти годы – работа по трудоустройству и обучению инвалидов. Среди других задач: обеспечение се­мей призванных в Красную Армию и на флот; обеспечение пен­сиями инвалидов войны, семей лиц, погибших на войне, нетру­доспособных; организация касс взаимопомощи в колхозах; ока­зание помощи слепым и глухим; содействие кооперативам ин­валидов.

В 1930 г. упразднены биржы труда.

В 1937г. выходит новое положение о Народном комиссариа­те социального обеспечения РСФСР. По нему, круг основ­ных задач НКСО расширяется и охватывает такие сферы, как государственное обеспечение инвалидов труда и других катего­рий; организация материально-бытового, культурного, лечеб­но-оздоровительного и санитарно-курортного обслуживания; руководство деятельностью учреждений социального обеспече­ния, «делом трудового производства инвалидов»; работа врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК); руководство работой протез­ных учреждений, сетью касс общественной взаимопомощи; подготовка кадров работников по социальному обеспечению, со­ставление планов развития социального обеспечения в РСФСР; утверждение законов по социальному обеспечению.

Социальная помощь и защита в пе­риод Великой Отечественной войны связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустрой­ством инвалидов, с вопросами попечения детей-сирот и други­ми проблемами военного времени.

С конца июня 1941 г. выпускается целый ряд указов, послу­живших основой для социального обеспечения семей фронтовиков.

Указом от 26 июня 1941 г. регламентируется порядок вы­плат пособий семьям, в 1942 г. в указ вносятся уточнения сооб­разно новым условиям.

4 июня 1943 г. при­нято постановление СНК СССР «О льготах для семей военно­служащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Оте­чественной войны».

Социальная помощь и социальная реабилитация раненых – следующий комплекс проблем в данный период.

8 октября 1941 г. создаются коми­теты помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии. В декабре 1942 г. Государственным комитетом обороны организованы дома для инвалидов Великой Отече­ственной войны.

Проблемы охраны детства и попечения сирот в условиях воен­ного времени принимают новые черты. Задача теперь состоит в эвакуации в глубь страны воспитанников детских домов. В постановлении СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» предусматривались создание дополнительной сети детских домов, а также участие граждан в воспитании детей в форме опеки и патронажа.

После войны с восстановлением народного хозяйства преоб­разуется и административная система управления социальным обеспечением. В 1949 г. вместо НКСО образовывается Ми­нистерство социального обеспечения. Новым этапом в становлении социального обеспечения мож­но считать конец 50-х гг. Верховный Совет СССР 14 июля 1956 г. принимает Закон о государственных пенсиях, по кото­рому не только расширяется круг лиц, которым предоставля­ются пенсии, но и в самостоятельную отрасль выделяется законодателъство о социальном обеспечении. Поло­жено начало всеобщему государственному пенсионному обеспе­чению трудящихся.

В январе 1961 г. изменяется положение о Министерстве со­циального обеспечения РСФСР, его функции значительно расширяются: выплата пенсий; организация врачебно-трудовой эк­спертизы; трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов; материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей; предоставление протезно-ор­топедической помощи.

В 1964 г. принимается Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Тем самым в стране осуществля­ется всеобщее государственное пенсионное обеспечение.

Важнейшим направлением деятельности социального обслу­живания населения являлось материальное обеспечение, кото­рое шло по трем основным направлениям: государственное соци­альное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Финансирование государ­ственного социального обеспечения осуществлялось за счет госу­дарственных, республиканских и местных бюджетов (оно рас­пространялось на военнослужащих, учащихся и другие катего­рии граждан). Финансирование государственного социального страхования обеспечивалось за счет страховых взносов предпри­ятий, организаций и дотаций государства (оно распространилось на рабочих и служащих). Социальное обеспечение колхозного крестьянства осуществлялось за счет средств колхозов и дота­ций государственного бюджета. На всех граждан СССР распрос­транялось бесплатное медицинское обслуживание.

К 70-м гг. основными принципами социального обеспечения в СССР явля­лись: всеобщность социального обеспечения; многообразие ви­дов обслуживания; обеспечение граждан различными видами социальной помощи за счет государственных и общественныхсредств.

В начале 80-х гг. происходит переосмысление функций и за­дач социального обеспечения. Помимо традиционных к ним добавляются такие функции: выполнение заданий государ­ственного плана и обеспечение строгого соблюдения государ­ственной дисциплины и др. Основным направле­нием деятельности стало социальное обеспечение нетрудоспо­собного населения.

К середине 80-х гг. отмечены негативные общественные тенденции. В условиях административно-командной системы была установлена государственная монополия на социальное страхование. Происходит сужение парадиг­мы помощи, многие виды социального патронажа, оформивши­еся эволюционным путем, в общественной практике утрачива­ются.Огосударствление соцобеспечения сопровождалось неоправданной ликвидацией давно возникших и приносивших большую пользу благотворительных обществ «старой» России и лишением общественных организаций советского периода возможности участия в деле социальной помощи нуждающимся. Был полностью ликвидирован институт монастырской и церковно-приходской благотворительности. Общественное призрение практически сводится в данный период только к проблемам социального обеспечения. Одним из противоречий советской системы соцобеспечения было её провозглашение «самой гуманной в мире» и одновременное проведение жёсткой политики «классового подхода» в области общественного призрения. Отрицательным моментом было и огосударствление системы детского призрения, упразднение всех занимавшихся попечением о детях благотворительных организаций, унификация содержания и воспитания детей посредством создания домов-интернатов.

Таким образом, по сравнению с дореволюционной Россией социальное обеспечение в советский период поднялось на качественно новый уровень, превратившись в единую государственную систему, которая выступала в нескольких организационно-правовых формах, обусловленных спе­цификой обеспечения отдельных категорий граждан в свя­зи с особенностями их трудовой деятельности. Благодаря глубокому и целенаправленному реформированию дела со­циальной помощи нуждавшимся, в стране было введено полное социальное обеспечение трудящихся при всех ви­дах потери трудоспособности. Характерными чертами социального обеспечения яв­лялись его всеобщность, равное право на его получение, доступность условий обеспечения, предоставление много­образных видов и форм социального обеспечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: