Культура домонгольской Руси

Две основные идеи лежали в основе культуры домонгольской Руси: идея православия и идея воинства Руси, осознание общности всей Русской земли. Русь вступила в полосу своего расцвета, вырос ее международный авторитет. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства, складывался эпос, его сюжеты сохранились в записанных много веков спустя былинах. Не позднее конца IX – начала X вв. на Руси появились славянские азбуки – кириллица и глаголица. Соединение славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии, а также Болгарии (уже в течение столетия к этому времени являвшейся христианским государством) приобщил страну к византийской и славянской христианской (православной) культурам, а через них к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Ее высокий уровень был во многом обусловлен применением славянского языка в качестве языка церковной службы и в качестве литературного; понятного всему населению (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католицизм, где языком церковной службы была латынь – язык, незнакомый большинству населения).

Уже в XI в. появляется оригинальная древнерусская литература. К выдающимся литературным памятникам мирового средневековья относятся такие произведения, как “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона (середина XI в.). “Поучение” Владимира Мономаха (начало XII в.), “Повесть временных лет” (начало XII в.), “Слово о полку Игореве” (конец XII в.), “Слово Даниила Заточника” (конец XII в.), “Слово о погибели русской земли” (середина XIII в.). С принятием христианства мощный импульс получает развитие иконописи, фресковой живописи, расцветает каменное зодчество. В 989-996 гг. построена первая каменная церковь Киевской Руси - Десятинная церковь (древние источники называют ее церковью Богородицы). Вершиной зодчества XI в. является Софийский собор (1037) в Киеве, построенный греческими и русскими мастерами. В XI в. были построены также Софийские соборы в Новгороде и Пскове, воздвигнуты каменные строения во Владимиро-Суздальской земле. Шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1115).

Таким образом, в период феодальной раздробленности Русь представляла собой своеобразную федерацию княжеств и земель. Исторические условия существования Руси не изменились, оставалась и обогащалась культура, вера, единый древнерусский язык. Резкое изменение условий исторического существования русских земель произошло позднее, в середине XIII в. – с монголо-татарским завоеванием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: