Механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную деятельность НС. Понятие управления в психической деятельности. Функциональная морфология нервной системы

Функциональная морфология нервной системы.

Тема 2

Психологическая структура личности. Структурно-функциональная организация нервно-психи-

ческой деятельности.

1. Психологическая структура личности. Понятия чело­век, индивид, личность, индивидуальность субъект и объект дея­тельности и их соотношения.

2. Понятие о направленности личности. Потребности, ин­тересы, установки мировоззрение и идеалы личности.

3. Нейрон как структурно-функциональная единица нерв­ной системы.

Рекомендуемая литература.

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихоло­гического анализа. — М., 1990.

2. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М., 1986.

3. Психология /под ред. А.А.Крылова. — М., 1998.

4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М., 1999.

1. Психологическая структура личности. Понятия чело­век, индивид, личность, индивидуальность субъект и объект дея­тельности и их соотношения.

Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия "человек", индивид, субъект, "личность", "индивидуальность".

Коренным или родовым, исходным понятием является понятие че­ловек. Человек — это прежде всего биологическое существо, при­надлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens.

Понятие индивид характеризует человека как носителя опреде­ленных свойств (дать схему).

(схема св-в индивида)

Субъект — это категория, характеризующая активное, преобра­зующее начало в человеке (чаще всего используются по отношению к какой-либо деятельности);

Понятие "личность" несколько уже, чем понятие "человек". Личность — это конкретный человек, взятый в системе его ус-

тойчивых социально обусловленных психологических характеристик,

которые проявляются в общественных связях и отношениях

Личность занимает определенное положение в обществе и вы­полняющий определенную общественную роль. Роль — это социальная

функция личности; например, роли матери и отца -воспитание де­тей, роль директора школы — управление коллективом учителей и организация процесса обучения учащихся.

Индивидуальность -это личность в ее своеобразии. Когда гово­рят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личнос­ти. Обычно словом "индивидуальность" определяют какую-либо гла-

венствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окру­жающих.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмо­циональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта состоит в способности видеть то, что не замечают другие, в особенности переработки ин­формации, т. е. в умении ставить проблемы и решать их. Своеобра­зие чувств может заключаться в чрезмерном развитии одного из них (интеллектуального или морального), в большой подвижности эмо­ций. Особенность воли проявляется в силе воли, удивительном му­жестве или самообладании. Оригинальность может состоять в сво­еобразном сочетании свойств конкретного человека, придающем осо­бый колорит его поведению или действиям.

Необходимо отметить одно из изречений: "Индивидом рождают­ся, личностью становятся, индивидуальность отстаивают".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: