Методика 1
Нравственная воспитанность
Методы диагностики нравственной воспитанности:
1. Методы диагностики нравственного сознания: работа с литературным произведением, вопрос, содержащий нравственную проблему.
2. Методы диагностики нравственного поведения – игра «Веселый динозавр», наблюдение.
Изучение уровня развития нравственных представлений младших школьников.
Детям задают вопрос, позволяющий выявить, насколько у них сформировано представление о каком-либо нравственном качестве. Например, необходимо выявить, имеют ли дети представление о честности. Следовательно, детям задается следующий вопрос: «Какого человека можно назвать честным? Почему?» На вопросы дети отвечают письменно.
Обработка результатов:
1. Характеристика низкого уровня развития нравственных представлений:
а) отвечая на первую часть обоих вопросов, школьник называет имена одноклассников и литературных героев;
б) обосновывая свою точку зрения, школьник приводит частные примеры; «Сегодня он мне дал конфету», «Этот герой пожалел младшую сестру» и т.д.
|
|
2. Характеристика среднего уровня развития нравственных представлений:
а) ответ на первую часть обоих вопросов такой же, как и у учащихся первого уровня;
б) при обосновании своей точки зрения учащийся использует слова, характеризующие качества личности героя: добрый, веселый, справедливый и т.д.
3.Характеристика высокого уровня развития нравственных представлений:
а) учащийся не называет конкретные имена, а изменяет их указательными
местоимениями (тех, кого) и сочетаниями слов (тех людей, того человека);
б) обосновывает свою точку зрения так же, как и ребенок со средним уровнем.
Все ответы детей оцениваются в баллах по следующей шкале:
1 балл - низкий уровень; 2 балла - средний уровень; 3 балла – высокий уровень.
Без предварительного разбора детям читается небольшой рассказ, в котором содержание связано с исследуемым вами нравственным понятием. Для проведения данной методики лучше использовать произведения В.С. Осеевой или Л.Н. Толстого. Например, если мы выявляем представления детей о честности, то и в произведении должна содержаться эта же нравственная проблема (Толстой Л.Н. «Косточка»). После прочтения рассказа дети письменно отвечают на вопрос, позволяющий выявить уровень их представлений о данном нравственном качестве. Вопрос не должен содержать подсказку или ответ. Например, по рассказу «Косточка» можно задать вопрос: «Почему покраснел мальчик?»
Обработка результатов:
1. Характеристика низкого уровня развития нравственных представлений:
нравственная проблема школьником не выявлена, при объяснении используется пересказ событий.
|
|
2.Характеристика среднего уровня развития нравственных представлений:
проблема называется учеником, но для обоснования своей точки зрения школьник кратко пересказывает содержание.
3. Характеристика высокого уровня развития нравственных представлений: школьник называет и обосновывает нравственную проблему, делая обобщенные выводы, основанные на своем личном опыте, приводит примеры из жизни по проблеме.
Все ответы детей оцениваются в баллах по следующей шкале:
1 балл - низкий уровень; 2 балла - средний уровень; 3 балла – высокий уровень.
Средний уровень сформированности нравственных представлений учащихся в целом по классу (R) вычисляется по каждой методике отдельно по следующей формуле:
1* к + 2 * м + 3 * р, где к – количество детей с низким уровнем,
к + м + р м – количество детей со средним уровнем,
р – количество детей с высоким уровнем.
Если R находится в пределах от 1 до 1,8 баллов – низкий уровень
R находится в пределах от 1,9 до 2, 8 баллов – средний уровень
R находится в пределах от 2,9 до 3 баллов - высокий уровень
2. Проведение этического занятия: тема - по выбору, содержание - с учетом уровня развития нравственных представлений учащихся класса
Алгоритм отбора содержания и форм проведения этических занятий
Уровень | Особенности содержания этических занятий | Специфика | |
форм | методов | ||
Низкий | Рассматривается поведение одного героя в заданной ситуации. | Этическая беседа, кукольный театр. | Инсценирование, игра, обсуждение ситуации. |
Средний | Рассматривается поведение нескольких героев в одной ситуации | Живая газета, «Огонек». | Обсуждение фильмов, поступков товарищей. |
Высокий | Рассматривается поведение нескольких героев в различных ситуациях. | Диспут, читательская конференция. | Обсуждение статей из газет и журналов. |
Таблица 1
Уровень сформированности нравственных представлений учащихся
Ф.И. учащихся | Методика 1 | Методика 2 | Средний балл по двум методикам | |
1. | Иванов М. | |||
2. | Каров А | |||
3. | Лескина И. |
Низкий уровень сформированности нравственных представлений выявлен у 10 учащихся (к = 10), средний – у 4 учащихся (м = 4), высокий не зафиксирован ни у одного ученика (р = 0), следовательно, средний уровень сформированности нравственных представлений у детей данного класса вычисляем по формуле:
1* 10 + 2* 4+ 3 * 0 = 10 +8+0 = 1,3 - низкий уровень нравственных представлений.
10 + 4 14
2. Так как у детей класса выявлен низкий уровень сформированности нравственности представлений, проводим этическую беседу «Хорошо ли быть честным человеком?»
Краткий план беседы:
1. Вступительное слово
2. Обсуждение с детьми различных ситуаций
3. Работа над пониманием смысла пословиц и поговорок о честности.
Подведение итога беседы.