Нравственное воспитание - процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Мораль – совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.
Основополагающие базовые категории нравственного воспитания –нр. чувство, сознание
Нравственное чувство - постоянное эмоциональное ощущение, переживание реальных нравственных отношений и взаимодействий.
Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний.
Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственноемышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.
Цель нравственного воспитания – воспитание нравственной самостоятельности личности.
Результат НВ – нравственная воспитанность личности.
Структура НВ:
|
|
Действия и состояния
Цели и мотивы
Представления и убеждения
Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на формирование нравственности учащихся.
Актуальность проблемы установлена на основе выявления ряда противоречий, которые можно дифференцировать по двум основаниям:
I. Противоречия в общественных устоях общества.
II. Противоречия в воспитательном процессе.
Рассмотрим их:
I. Противоречия, обусловленные социальными изменениями, которые происходят в обществе:
1. Между переходом российского общества к рыночным отношениям, которые по своей сути безнравственны, и тем, что русский человек по своему менталитету сострадателен и милосерден.
2. Между необходимостью гуманизации отношений в обществе, с одной стороны, и ужесточением условий, с другой стороны.
3. Между проявлением в обществе приоритетов таких качеств, как предприимчивость, индивидуализм, стяжательство, и необходимостью воспитания в человеке трудолюбия, коллективизма, добросовестности, самостоятельности и т.д.
II. Противоречия в самом воспитательном процессе:
1. Между целенаправленным педагогическим руководством нравственным воспитанием и стихийным влиянием среды на ребенка.
2. Между системой нравственного воспитания в школе и взглядами, которые существуют в большинстве современных семей.
3. Между необходимостью индивидуализации нравственного воспитания с учетом уровня воспитанности каждого ребенка и преодолением массовых форм нравственного воспитания.
|
|
Сущность нравственного воспитания заключается в единстве нравственного сознания, чувств, поведения.
Исходя из сущности нравственного воспитания, определяется понятие «нравственная воспитанность». Нравственная воспитанность – это результат нравственного воспитания. Нравственная воспитанность имеет следующую структуру: 1) нравственные представления личности; 2) нравственные чувства; 3) опыт нравственного поведения.
Нравственное развитие личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающие поколения развиваются под влиянием внешних и внутренних, общественных и природных, организованных и стихийных сил. Всё, с чем соприкасаются школьники, - люди, вещи, явления окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.