Лекция 4. Нравственное воспитание

Нравственное воспитание - процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Мораль – совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.

Основополагающие базовые категории нравственного воспитания –нр. чувство, сознание

Нравственное чувство - постоянное эмоциональное ощущение, переживание реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний.

Субъективной движущей силой развития нрав­ственного сознания является нравственноемышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

Цель нравственного воспитаниявоспитание нравственной самостоятельности личности.

Результат НВнравственная воспитанность личности.

Структура НВ:

Действия и состояния

Цели и мотивы

Представления и убеждения

Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на формирование нравственности учащихся.

Актуальность проблемы установлена на основе выявления ряда противоречий, которые можно дифференцировать по двум основаниям:

I. Противоречия в общественных устоях общества.

II. Противоречия в воспитательном процессе.

Рассмотрим их:

I. Противоречия, обусловленные социальными изменениями, которые происходят в обществе:

1. Между переходом российского общества к рыночным отношениям, которые по своей сути безнравственны, и тем, что русский человек по своему менталитету сострадателен и милосерден.

2. Между необходимостью гуманизации отношений в обществе, с одной стороны, и ужесточением условий, с другой стороны.

3. Между проявлением в обществе приоритетов таких качеств, как предприимчивость, индивидуализм, стяжательство, и необходимостью воспитания в человеке трудолюбия, коллективизма, добросовестности, самостоятельности и т.д.

II. Противоречия в самом воспитательном процессе:

1. Между целенаправленным педагогическим руководством нравственным воспитанием и стихийным влиянием среды на ребенка.

2. Между системой нравственного воспитания в школе и взглядами, которые существуют в большинстве современных семей.

3. Между необходимостью индивидуализации нравственного воспитания с учетом уровня воспитанности каждого ребенка и преодолением массовых форм нравственного воспитания.

Сущность нравственного воспитания заключается в единстве нравственного сознания, чувств, поведения.

Исходя из сущности нравственного воспитания, определяется понятие «нравственная воспитанность». Нравственная воспитанность – это результат нравственного воспитания. Нравственная воспитанность имеет следующую структуру: 1) нравственные представления личности; 2) нравственные чувства; 3) опыт нравственного поведения.

Нравственное развитие личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающие поколения развиваются под влиянием внешних и внутренних, общественных и природных, организованных и стихийных сил. Всё, с чем соприкасаются школьники, - люди, вещи, явления окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: