Тема 1. Основные этапы истории развития экскурсионного дела в России

Конечно, самые первые упоминания о коллективных поездках и походах с познавательной целью теряются где-то во тьме веков. Ни один мало-мальски надежный источник не берется сказать со всей определенностью, что экскурсии зародились в одном конкретном месте, и назвать это место или хотя бы страну. Как выглядели первые экскурсии, кто в них участвовал, тоже остается неизвестным. Большинство исследователей дружно склоняются к мысли о том, что первыми экскурсиями с некоторой натяжкой можно считать перемещения паломников к святым местам. Некоторые компоненты, присущие экскурсиям, действительно в таких перемещениях присутствуют. Например, конечная цель путешествия, общая идея, групповой характер и т.д. Возможно даже наличие некоего организатора и вдохновителя, которого условно можно считать если не экскурсоводом, то руководителем группы. Вместе с тем, конечно, назвать паломнические "походы" экскурсионными сложно из-за отсутствия информационной "начинки", придающей смысл любому перемещению. Если с путешествиями в буквальном смысле этого слова человечество познакомилось еще в древние века, практически сразу как только освоило различные способы передвижения - село на лошадей, на корабли и повозки, если активные виды туризма - сплав на плотах и лодках, пешие и конные походы и прочее вообще были близки самым первым нашим предкам, то всерьез об экскурсиях в близком к современному смысле начали упоминать только в восемнадцатом веке (по крайней мере, в России).

В Европе путешествие как форма отдыха, развлечения и установления коммуникативных связей, развивается с античных времен. Мотивами поездок в другие регионы были торговля, образование, паломничество, лечение. Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки-экскурсии – Олимпиады. В Средние века усиливается религиозный фактор путешествия – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок.Петровские реформы в России ознаменовались обязательными “гранд-турами” для молодых дворян, имеющими целью образование и повышение культурного уровня, предваряющими вступление на профессиональное или политическое поприще. Путешествия способствовали расширению кругозора, однако являлись элитарными в связи с примитивизмом средств передвижения. Бурное развитие экскурсионных туров началось во второй половине XX столетия и связано с экономическими, транспортными, социально-политическими тенденциями развития. Становятся более разнообразными цели и мотивы путешествий: курортные, с целью отдыха и лечения; экскурсионные, с целью знакомства с природными, историческими, культурными достопримечательностями; деловые – для проведения деловых переговоров; научные – для знакомства с достижениями науки.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Термин “экскурсия” происходит от латинского “excursio”-поездка. Экскурсии зародились на основе поездок познавательного, образовательного, научного характера. Экскурсионная деятельность и экскурсионные организации способствовали более широкому развитию туристского движения в России. История развития экскурсионной деятельности насчитывает свыше ста лет. Первые сведения об экскурсиях появились во второй половине XVIII в. Это были школьные экскурсии, которые предшествовали появлению туризма. Передовые педагоги того времени - Н.И Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев и другие - начинают высказывать идеи о целесообразности организации для детей прогулок и экскурсий в природу. Эти мысли и идеи сами по себе не являются оригинальными - они уже опубликованы в переведенных на русский язык произведениях известного чешского педагога Яна Амоса Коменского, придававшего огромное значение наглядности и предметности в системе обучения и воспитания. В конечном итоге рекомендации о проведении школьных экскурсий нашли отражение в "Уставе народных училищ" (1786 г.), а в "Школьном уставе" (1804 г.) указывалось, что надо устраивать не только прогулки (экскурсии) в природу, но и посещать мануфактуры, мастерские ремесленников и другие предприятия. К сожалению, внедрение метода наглядности, а значит, и проведение подобных экскурсий шло очень медленно и тяжело, поэтому экскурсионные "вылазки" школяров той поры можно было пересчитать по пальцам. Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми был декабрист И.Д. Якушенко. Находясь в ссылке, он работал в женской школе, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками с целью изучения растительного мира.

Во второй половине XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся. Школьные экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. С 1899 г. при педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, училищ и школ.

Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.

Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации.

Крымский горный клуб. В XIX в. среди россиян большую популярность получил горный район Крым, к которому легко было добраться по суше и по морю. Крымские горы привлекали доступностью своих хребтов и удобными для путешествий тропами. К тому же целительный сухой климат благоприятно сказывался на людях с заболеваниями дыхательной системы. Эти свойства сделали его наиболее посещаемым районом России.

Однако передовые идеи, как известно, буквально носятся в воздухе, поэтому рано или поздно овладевают массами и внедряются в практику. В конце ХIХ века - а это, как известно, был период бурного развития буржуазных отношений, подъема и успехов культуры и роста национального самосознания - передовая часть общества увлеклась так называемым "родиноведением". К этому времени относится общественно-научная деятельность выдающегося русского педагога и ученого Константина Ушинского, который разработал новые приемы обучения, включающие, кроме всего прочего, развитие в учениках умений наблюдать окружающую действительность, природу. В своих трудах он рекомендовал применять наиболее активный метод обучения - экскурсию, в первую очередь, природоведческую, позволяющую ребенку самому видеть и воспринимать окружающий мир, действительность. Экскурсию как передовой метод обучения стали применять педагоги отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений. Так, в 1876 году студенты Новороссийского университета совершили экскурсию в Крым для ознакомления с его геологией, флорой и фауной. Руководил этой экскурсией профессор университета И.А. Головкинский. Он пригласил на экскурсию 25 студентов Новороссийского университета, для которых добился бесплатного проезда на пароходе Русского общества пароходства и торговли из Одессы в Крым и обратно. Экскурсанты познакомились с Ялтой, Никитским садом, морским побережьем горной частью Крыма, собрали геологические коллекции. Позже профессор Н.А. Головкинский выпустил путеводитель по Крыму – одно из первых популярных краеведческих изданий.

Интерес, который проявляли в конце XIX в. к Крыму, определил появление второго в России объединения любителей гор (первым был Кавказский горный клуб, основанный в 1877 г.). Клуб был основан в Одессе в 1890 г. и получил название Крымского горного клуба.

Крымский горный клуб поставил перед собой следующие цели:

1.научное исследование Таврических (Крымских) гор и распространение собираемых о них сведений;

2.поощрение к посещению и исследованию этих гор и облегчение пребывания в них естествоиспытателям и художникам, отправляющимся в горы с научной или артистической целью;

3.поддержка местных отраслей сельского хозяйства, садоводства и мелкой горной промышленности;

4.охрана редких горных видов растений и животных.

Клуб существовал материально за счёт взносов своих членов, различных пожертвований, средств, получаемых от общих экскурсий, изданий трудов клуба.

Свою деятельность клуб начал с организации экскурсии 19 членов в Крым в апреле 1891 г. Экскурсанты посетили Севастополь и ознакомились с археологическими раскопками в Херсонесе, древним Инкерманским монастырём, высеченным в известняках, Айтодорским маяком, Никитским садом и другими достопримечательностями Крыма. Во время этой восьмидневной экскурсии членами клуба были собраны геологические, почвенные, ботанические, энтомологические коллекции, которые должны были послужить основой при создании музея Крымского горного клуба.

С первого же года клуб приступил к собиранию данных по геологии, географии, флоре, фауне, этнографии, археологии и истории Крыма и поставил задачу начать издание этих материалов с целью популяризации Крыма как туристского района. И уже в 1891 г. первый выпуск “Записок Крымского горного клуба” увидел свет, после чего регулярное их издание продолжалось в течение 25 лет.

Известность Крымского горного клуба (позже переименованного в Крымско-Кавказский горный клуб) с каждым годом возрастала, что было связано с активной экскурсионной деятельностью, проводимой им, и с открытием новых отделений клуба в различных городах России. Основу деятельности отделений клуба составляла организация экскурсий.

Правление Крымско-Кавказского клуба, начав с экскурсий в Крым для своих членов и для всех желающих, постепенно расширило географию поездок и с 1910 г. начало уделять внимание экскурсиям на Кавказ. А в 1913г. экскурсионная секция подготовила многодневные маршруты по Крыму, Кавказу, Уралу, к Днепропетровским порогам. Приглашение принять участие в этих экскурсиях заранее публиковалось в “Записках клуба”.

Особое место в деятельности Крымско-Кавказского горного клуба занимало Ялтинское отделение. Именно это отделение занялось широкой экскурсионной деятельностью, организацией туристских поездок и экскурсий в Крым и по наиболее интересным местам Крымского побережья.

Ялтинским отделением было сформулировано несколько задач:

1.создание троп для пешеходных экскурсий в горы;

2.установление указателей дальнейшего движения и пройденного расстояния, а также скамеек для отдыха;

3.создание туристского приюта. Туристский приют был создан на Чатырдаге (первый в России);

4.разработка новых экскурсионных маршрутов; заключение контрактов с поставщиками лошадей и экипажными мастерами; поиск мест для проживания экскурсантов; хлопоты об удешевлении экскурсий для учащихся и др.

Год от года экскурсионная деятельность Ялтинского клуба набирала силу. Число экскурсантов постоянно увеличивалось. Экскурсии отделения отличались большим разнообразием маршрутов. Основу их составляли однодневные экскурсии в окрестностях Ялты.

Популяризация экскурсий проводилась путём рассылки плакатов и брошюр с их описанием в учебные заведения, различные учреждения крупных городов России, публикации рекламных сообщений об экскурсиях, еженедельного вывешивания объявлений с расписанием экскурсий в гостиницах, пансионатах, водолечебницах. Такие методы распространения экскурсий принесли свои плоды. Экскурсиями Ялтинского отделения стали пользоваться приезжие из разных мест.

Особую заботу все отделения Крымско-Кавказского горного клуба проявляли об ученических экскурсиях. В “Записках” были обнародованы “Основания для организации ученических экскурсий В Крым…”,в которых подчёркивалось значение для молодёжи: “Развивая в молодёжи пытливость ума и любознательность, они вместе с тем имеют и гигиеническое значение, давая юношам возможность провести более или менее продолжительное время на чистом воздухе в гористых местностях, что вместе с передвижением по горам должно способствовать физическому развитию и укреплению организма”. По ходатайству правления отделения для участников ученических экскурсий предоставлялось или бесплатное помещение для проживания в ялтинских школах, или крайне дешёвое в некоторых гостиницах.

Понимая, что для дальнейшего развития экскурсионного дела необходимо большое число подготовленных экскурсоводов, правление клуба начало с 1902 г. подготовку руководителей экскурсий из числа школьных учителей.

Педагогические экскурсии Крымско-Кавказского горного клуба стали ещё одной действенной формой пропаганды туризма в России, поскольку в последующие годы участники этих экскурсий возвращались в Крым, но уже с десятками своих учеников, выполняя тем самым задачу клуба “устремить русских туристов мощным потоком” в этот благодатный край.

За время своей работы (более чем за 20 лет) Крымско-Кавказский горный клуб стал влиятельной экскурсионной организацией в России. Он заложил прочный фундамент экскурсионного дела в нашей стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: