Типология политической культуры. Любая политическая культура отражает интересы, общественное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности

Любая политическая культура отражает интересы, общественное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности, нации, региона и других субъектов политической жизни. Для отражения процесса изменения политической культуры вводится понятие типа политической культуры.

Для анализа и сравнения политических культур используется типология, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделяют три основных типа, сосредоточив внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации власти.

Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на традиционные местные ценности. Индивиды маловосприимчивы к глобальной политической культуре, им свойственна политическая наивность. Политические взгляды носителей этой культуры «растворены» в религиозных и социальных стереотипах и традициях. Для них характерным является отсутствие политической активности и интереса к политической жизни.

Подданническая политическая культура базируется на основополагающей ценности подчинения власти и предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе, слабое участие граждан в ее функционировании. Носители этого типа политической культуры так же, как и представители патриархальной культуры, ориентируются на традицию, но делают свой выбор сознательно. Подчиняясь власти, индивид считает, что власть обязана решать все его насущные проблемы. Он ждет социальных гарантий, пособий и т.д.

Активистская политическая культура характеризуется отчетливой ориентацией гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе. Отличительные признаки этой культуры – активность, вовлеченность, рациональность. Граждане стремятся воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств: выборов, демонстраций и т.д.

На практике эти типы взаимодействуют, образуя смешанные формы. В современном обществе господствуют второй и третий типы.

По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур выделяют два типа политических культур: интегрированную (однородную – гомогенную) и фрагментарную (разнородную - гетерогенную).

Интегрированная культура характеризуется тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием гражданских процедур в разрешении конфликтов, лояльностью по отношению к существующему политическому режиму.

Фрагментарная политическая культура характеризуется отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между отдельными группами, лояльности к государственным структурам. Такой культуре присуща высокая конфликтность, применение насилия, отсутствие эффективных процедур улаживания конфликтов, нестабильность правительства. Существует резкая поляризация электората, к политическим оппонентам относятся как к врагам.

В зависимости от отношений к власти выделяют господствующую политическую культуру и контркультуру.

Исходя из общего цивилизационного подхода выделяют западный и восточный тип политической культуры.

Для западного типа характерна ориентация на индивида, стремление к последовательному повышению роли и значения личности в политической жизни общества. Базовым принципом отношения к действительности на западе стало отношение к труду как к залогу жизненного преуспевания. Рациональное отношение к жизни, идеи состязательности, стремление к прогрессу: «трудись и преуспеешь», «соревнуйся и прославишься» – вот те идеологические постулаты, которые двигали развитие западной цивилизации, заставляли совершать рывки в развитии производства, вели к неуклонному росту благосостояния его населения. Государство воспринималось как институт, защищающий права и свободы человека, поддерживающий его социальные инициативы. Важнейшим регулятором политической жизни стало право и закон.

Базовые ценности восточного типа культуры формировались при постоянном доминировании в жизни общества властвующих структур, господстве коллективистских форм организации частной жизни, подавлении индивидуализма. Идеологическим постулатом для восточной политической культуры стало господство не закона, а обычая, не конституции, а мнение руководства. Основным уделом человека признаются исполнительские функции, поддержание идей справедливости, порядка, гармонии верхов и низов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: