Морские наливные устройства
Общеизвестно, что в целом ряде случаев (большие расстояния, маргинальные месторождения, большие глубины, сложный рельеф дна, наличие сейсмических зон и т.д.) транспортирование углеводородов танкерным флотом обходится значительно дешевле трубопроводного транспорта, особенно при использовании супертанкеров с водоизмещением свыше 500 тысяч тонн.
Наливные устройства причального типа (нефтепричалы)
Нефтепричалы выполняются в виде узких пирсов, расположенных параллельно, под углом или перпендикулярно к берегу.
Пирсы бывают односторонние и двухсторонние.
Пирсы состоят из:
- технологических площадок;
- швартовых палов;
- отбойных палов;
- разворотных палов;
- эстакад;
- трубопроводов.
Технологические площадки.
На технологической площадке располагаются все шланговые устройства для заполнения (опорожнения) танкера. Площадка имеет небольшие размеры и на неё передаются только незначительные вертикальные нагрузки, вызванные весом наливного оборудования. Горизонтальные нагрузки от танкеров на технологическую площадку не передаются. Верхний передний край технологической площадки выходит за линию отбойных палов и нависает над палубой танкера. Иногда на технологической площадке располагают вспомогательные швартовые тумбы, рассчитанные на небольшие усилия при закреплении швартовых, устраняющих продольные подвижки танкеров.
|
|
Швартовые палы это устройства на которых устанавливаются швартовые тумбы (кнехты) или любые другие устройства для закрепления носовых, кормовых и прижимных швартовов. Швартовые палы воспринимают основную горизонтальную нагрузку, отжимающую танкер от причала. Борт танкера швартовых палов не касается.
Отбойные палы это устройства наиболее выдающиеся в акваторию (не считая нависающей части технологической площадки) к которым и прижимается борт танкера. Отбойные палы воспринимают основную горизонтальную нагрузку, прижимающую танкер к причалу.
Разворотные палы это устройства устанавливаемые у головы пирса, пользуясь которым судно разворачивается у причала.
Эстакады (соединительные мостики) это устройства, объединяющие выше названные элементы в единый технологический комплекс и связывающие его с берегом. По эстакадам прокладываются трубопроводы, дороги и подъездные пути. Эстакада, ведущая к берегу, иногда переходит в дамбу.
Наиболее распространенной конструкцией нефтепричалов в настоящее время являются пирсы на свайных основаниях.
При массивных конструкциях технологических площадок отбойные палы обычно не делаются, а сами площадки снабжаются отбойными приспособлениями.
|
|
Причалы для обслуживания крупнотоннажных танкеров сейчас сравнительно редко проектируют в виде набережных.
Однако:
- многие традиционные порты не в состоянии принимать корабли с такой большой осадкой;
- многие традиционные фарватеры так же не в состоянии пропустить суда с такой большой осадкой;
- во многих странах есть законодательные ограничения по водоизмещению танкеров, разрешенных к швартовке, вызванные наличием близко расположенных крупных городов;
- продолжительное время налива, которое в условиях постоянно и повсеместно меняющейся погоды (особенно в северных условиях) создаёт массу дополнительных проблем;
- строительство же искусственных глубоководных гаваней со всей их инфраструктурой чрезвычайно дорогое удовольствие.