Механизм ценообразования
Механизм ценообразования - это принятый способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом влияния ценообразующих факторов. Различают два подхода к формированию цен: затратный (производственный) и рыночный. В первом случае в основу цены товара кладут производственные затраты, связанные с выпуском товара, во втором - определяющим фактором ценообразования считается конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.
Суть затратного метода состоит в том, что цена товара зависит от издержек производства и обращения, необходимых для производства и реализации единицы продукции. Это, однако, вовсе не означает, что цена равна сумме таких издержек. Затратный механизм ценообразования учитывает то обстоятельство, что производитель и продавец товара должны не только возместить издержки, но и получать определенную прибыль. Соответственно формула цены, определяемой на основе затратного подхода, будет иметь следующий вид:
Ц = С + Пр,
|
|
где С - средние издержки на производство и реализацию единицы товара, руб.; Пр -прибыль, получаемая производителями (продавцом) за единицу товара, руб.
Суть рыночного механизма ценообразования заключается в том, что цена должна обеспечить выравнивание спроса и предложения, согласование интересов двух сторон - продавца и покупателя на свободном рынке. Такая цена получила название рыночной.
Цены на сельскохозяйственную продукцию весьма неустойчивы и подвержены влиянию ряда факторов; наибольшее значение из них имеют:
конкуренция;
конъюнктура рынка, спрос и предложение;
государственное регулирование цен;
издержки производства и реализации продукции;
налоги;
качество продукции;
сроки и каналы реализации продукции;
упаковка и реклама.
В сложившихся в России экономических условиях цены на многие виды сельхоз-продукции, особенно на продукцию животноводства, не компенсируют даже затрат на ее производство. Поэтому нужен механизм государственного регулирования этих цен.
Система цен - совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между участниками рынка.
Различные виды цен в народном хозяйстве тесно связаны между с собой. Их взаимосвязь выражается, в частности, в том, что повышение или понижение одних, как правило, вызывает изменения других (обычно в том же направлении). Особую роль в формировании цен на продукцию сельского хозяйства играют цены промышленных товаров (техники, удобрений, нефтепродуктов, ядохимикатов и т. д.) и тарифы транспорта. Повышение этих цен приводит к их росту и в сельском хозяйстве.
|
|
По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. В зависимости от сферы торговли или характера обслуживаемого оборота различают оптовые, розничные, закупочные цены и тарифы.
Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым организациям.
Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети. Обычно по этим ценам реализуют товары в небольшом объеме населению, в меньшей мере - предприятиям. Розничная цена выше оптовой на величину торговой
надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения и создается прибыль в организациях розничной торговли.
Закупочные цены - это цены, по которым государство закупает продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителей для своих нужд.
Определенной спецификой обладают цены на услуги, то есть на такие виды деятельности, при которых не создается самостоятельный продукт в материально-вещественной форме, но изменяется состояние уже имеющегося продукта. Цены, устанавливаемые на разного рода производственные и непроизводственные услуги (транспортные, коммунальные, связи и т. д.) называются тарифами (расценками).
В зависимости от государственного воздействия цены бывают регулируемые и свободные (рыночные).
Регулируемые цены устанавливаются и регулируются соответствующими государственными органами управления на продукты повышенной социальной значимости.
Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Переход от фиксированных государственных цен к свободным рыночным называется либерализацией цен.
По времени действия различают цены:
постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
сезонные, действующие в пределах определенного периода времени.
Довольно часто вид цены определяется типом рынка, на котором она образуется. По этому признаку различают биржевые, аукционные, комиссионные цены.
Существуют и другие виды цен.
Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласованию сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор (контракт) самостоятельно определяют уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а верхний и нижний их уровень, либо связь с другими ценами (рыночными и т. д.). Оговаривается также допустимость корректировки контрактных цен в связи с инфляцией, принятием новых нормативных актов.
Монопольные цены устанавливаются организациями, не имеющими конкурентов на рынке. Обычно монополисты завышают цены на собственную продукцию и занижают цены да товары, приобретаемые ими. Для защиты от таких недобросовестных действий применяются меры антимонопольного законодательства.
Внутрихозяйственные (трансфертные) цены применяются при реализации продукции между подразделениями предприятия.
В экономическом анализе и статистике широко используются сопоставимые (неизменные) цены. Это единые для всей страны цены какого-либо определенного года, используемые при сопоставлении стоимостных показателей (например, объема производства) в динамике.
Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка. Это либо реально действующие на международном рынке цены, либо цены, признанные на определенный период организациями, ведающими такой торговлей.
|
|
Регулирование цен представляет собой вмешательство государства в механизмценообразования. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок за кредит.
Разновидностью регулируемых цен в сельском хозяйстве являются целевые и гарантированные цены.
Целевые цены устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, для получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода по всем отраслям экономики и прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены на сельскохозяйственную продукцию используются в качестве основы для установления гарантированных цен и залоговых ставок при залоге сельхозпродукции, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельхозпродукции непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям. Они рассчитываются на основе целевых цен и устанавливаются органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям (с учетом прочих форм государственной поддержки) получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Перечень сельскохозяйственной продукции, объемы (квоты) ее реализации, уровень гарантированных цен и порядок их применения устанавливаются Правительством РФ.
Смысл гарантированных цен в условиях рынка - оказать государственную поддержку предприятиям в случае, когда сбыт продукции по тем или иным причинам затруднен. Эти цены целесообразно индексировать в зависимости от темпов инфляции.
|
|
Залоговые цены (ставки) устанавливаются на основе целевых цен при осуществлении залоговых операций. Под залог продукции сельскохозяйственное предприятие может получать бюджетные ресурсы и кредиты; предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая. По окончании срока залога залогодатель принимает одно из двух возможных решений. Во-первых, он может выкупить заложенную продукцию, то есть возвратить кредиты с процентами, устанавливаемыми, как правило, по льготной ставке. Во-вторых, он может известить залогодержателя о невозвращении полученного кредита, и тогда заложенная продукция переходит в собственность залогодержателя.
Использование гарантированных цен и залоговых операций позволяет формировать государственные продовольственные ресурсы, осуществлять поддержку доходов товаропроизводителей и регулирование рыночной конъюнктуры по основным видам продукции (зерно, семена масличных культур, шерсть, продукция переработки).
Если рыночные (договорные) цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня или в случае, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать товары из-за сокращения спроса на них, государство должно осуществлять закупочные интервенции по гарантированным ценам (в форме закупок или залоговых операций). В результате предложение на рынке снизится и рыночная цена стабилизируется.
Если уровень рыночных (договорных) цен неоправданно повышается из-за временного дефицита продукции, государство должно осуществлять товарные интервенции в форме распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов.
В условиях насыщения отечественного рынка импортным продовольствием целесообразно иметь гибкую систему регулирования импорта, направленную на создание равных условий для конкуренции. Если внутренние и мировые цены находятся на примерно одинаковом уровне, необходимости в регулировании нет, поскольку отечественный потребитель при прочих равных условиях предпочтет отечественную продукцию. Если же внутренние цены выше импортных и сбыт отечественного продовольствия затруднен, целесообразно устанавливать так называемые пороговые (защитные) цены, используемые при определении таможенных пошлин.
Ценовая политика - весьма тонкое дело, и требует взвешенного подхода. Государственное регулирование цен на продукцию сельского хозяйства должно обеспечить каждому нормально работающему предприятию, расположенному в зоне массового товарного производства, доход, достаточный для ведения расширенного воспроизводства, то есть рентабельность (без учета инфляции) на уровне 30-40 %. Кроме того, государственное регулирование должно стимулировать производителей искать более выгодные рынки сбыта продукции; это значит, что по мере стабилизации экономики удельный вес продукции реализуемой по регулируемым ценам, должен неуклонно сокращаться.