Понятие, значение и функции цен

В экономической литературе нет единого определения понятия «цена», их известно несколько. Согласно одному из них, цена есть денежное выражение стоимости товара, которая определяется затратами труда на его производство,то есть имеет трудовую природу. Однако такое определение обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого определения не представля­ется возможным устанавливать цены предметов, не являющихся результатом человече­ского труда - например земли и природных богатств. Согласно трудовой теории стоимо­сти, они не могут иметь цену в собственном смысле слова.

Другое определение цены, как количества денежных единиц (товаров, услуг) за ко­торые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. Третье определение цены имеет более широкое, рыночное толкование. Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Другими словами, вне рынка, без купли-продажи о цене говорить нельзя, ее способен установить только рынок. Этот подход представляется более универсальным и конструктивным.

Цены должны обеспечивать эквивалентный обмен между сельским хозяйством и промышленностью, насыщение продовольственного рынка за счет приоритетного и эф­фективного развития отечественного производства. От цены зависит как возмещение из­держек производства, так и прибыль предприятия АПК. Существующий в России уровень цен обусловливает низкий уровень рентабельности сельскохозяйствен­ного производства в большинстве предприятий.

В условиях рынка высокая эффективность сельскохозяйственного производства возможна только при наличии экономически обоснованной системы цен и ценообразова­ния, поскольку цена устанавливается в соответствии не только с рыночным равновесием, но и с равновесием между издержками производства сельскохозяйственной продукции и экономическими возможностями товаропроизводителей.

Для товаропроизводителя важно, чтобы цены реализации позволяли получать при­быль и вести расширенное воспроизводство. Однако ныне на некоторые виды сельскохозяйственной продукции действуют цены, которые не всегда обеспечивают должный уро­вень рентабельности аграрного производства, а нередко, особенно в животноводстве, не позволяют оплатить вложенный труд и возместить материальные затраты.

В последние годы крайне неблагоприятно складывалось соотношение цен на сель­скохозяйственную продукцию и на средства производства. За годы аграрной реформы це­ны на промышленную продукцию росли более высокими темпами, чем на сельскохозяй­ственную. В результате образовался и углубился так называемый дисцаритет цен.

Функции цены характеризуют роль, которую она играет в экономике. Первичной ее функцией следует считать измерительную; благодаря цене удается измерить стоимость (ценность) товара.

Как измеритель стоимости цена приобретет учетную функцию; переводя количест­во и качество товара из натуральных единиц в денежные, мы получаем возможность вести учет, сопоставлять доходы и расходы, рассчитывать валовую и товарную продукцию, ва­ловой и чистый доход, себестоимость, прибыль и другие экономические показатели.

Цена выполняет также важную регулирующую функцию. В рыночной экономике цены - это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения. Повышение или понижение цены приводит к выравниванию величин спроса и предложения; тем са­мым цена действует как важнейший регулятор рыночной экономики.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообра­зование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями народ­ного хозяйства, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Эта функция реализуется за счет отклонения цены от стоимости, а также через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накоп­ления дорожных фондов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда за­нятости населения и других.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что при определенных условиях она стимулирует рост выпуска продукции, повышение ее качества, переход к новым тех­нологиям и т. д.

Таким образом, цена является важнейшим инструментом рыночной экономики, мощным рычагом управления экономическими процессами. Вместе с тем цена есть объек­тивная категория, ее величина обусловлена действием законов стоимости, спроса и пред­ложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: