Многообразие организационных форм учебного процесса - отличительная черта обучения студентов в педагогическом училище. Широкое распространение получили два варианта организации обучения. При первом варианте лекция и семинар используются в рамках обычной организации обучения, когда ведущей формой учебного процесса, служит урок. Поэтому для сообщения новых знаний могут быть использованы и лекции и уроки. Преподаватель имеет право выбора организационной формы, ориентируясь на особенности и принципы отбора учебного материала для той или иной формы.
Второй вариант использования лекций и семинаров предполагает применение лекционно-семинарской системы, типичной в полном ее виде для высшей школы. Лекционно-семинарская система обучения дает возможность повысить уровень преподавания, активизировать познавательную деятельность студентов, привить им навыки самостоятельной работы. Чаще всего эта система применяется на старших курсах обучения, а также в работе со студентами, обучающимися на базе средней школы.
В зависимости от имеющейся материально-технической базы, вместительности аудиторий чтение лекций опускается до потоков, включающих в себя не менее двух учебных групп, и отдельно для каждой учебной группы.
Семинарские занятия по содержанию максимально согласовывают с лекционным курсом, при этом они не должны ни опережать, ни отставать от лекций. Планы семинаров составляют на весь семестр. Каждый план сообщают студентам в начале изучения темы, чтобы у них было достаточно времени для подготовки. С целью оказания помощи в подготовке к семинарам в учебных кабинетах или в библиотеке оформляют стенды-выставки рекомендуемой литературы. Возможна организация дежурства преподавателей для проведения групповых и индивидуальных консультаций, ответов на вопросы, которые возникают во время самостоятельной подготовки.
Для обобщения и систематизации знаний и умений студентов целесообразно в систему лекций и семинаров включать итогово-обобщающие уроки по отдельным разделам программы, а также по сквозным проблемам курса. На эти уроки отбирают учебный материал, касающийся самых важных вопросов, основных целей, связей, центральных понятий, правил и закономерностей. Большое внимание уделяют сложному учебному материалу, который недостаточно глубоко и прочно усваивается студентами.
Такое обобщающее повторение при лекционно-семинарской системе преподавания делает учебный процесс более целенаправленным и эффективным.