Категория детей с ЗПР выделена среди неуспевающих младших школьников (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и др.). Основной причиной отставания в развитии психической деятельности, по мнению некоторых исследователей, являются слабо выраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном развитии. В некоторых случаях может быть и генетическая проблема, обусловленная недостаточностью ЦНС;интоксикацией,инфекцией, и др.
Вследствие этих нарушений у детей долго наблюдается функциональная незрелость ЦНС, что приводит к слабости процессов торможения и возбуждения. У данной категории детей психические функциискладываются не так, как при нормальном развитии.
Психолого – педагогическое изучение неслышащих детей с первичной ЗПР показало, что если они обучаются в специальномобразовательном учреждении и при систематическом участии специалистов – сурдологов, то у них наблюдаетсялишь незначительноеотставание в произвольной предметно-практической деятельности, зрительном восприятии, наглядном мышлении, образной памяти. Такие дети имеют выраженное отставание от других неслышащих детей в развитии словеснойречи, в восприятии и воспроизведении устной речи, в усвоении значений слов, в овладении связной речью.
|
|
Многие из этих детей, посещаяспециализированный детский сад, знают незначительное количество простых слов, обозначающих предметы ближайшего окружения. Фразовая речь у них только начинает формироваться. Обычно они владеют дактильнойазбукой, соотносят дактиль с буквой.Относительно более успешно такие дети овладевают элементарными математическими представлениями.
Неслышащиедети спервичной ЗПР, не получившие квалифицированной сурдопедагогическойпомощи в раннем и дошкольном возрасте, к началу школьного обучения резко отличаются от неслышащих детей без первичного ЗПР. По поведению и результативности предметно-практических действийони сходны с детьми, имеющими нарушения интеллекта, но обнаруживают более высокую обучаемость.
Особенности развития неслышащих детей сЗПР, выявленные в раннем возрасте, особенно ярко проявляются в школьный период. Их обучение в условиях специальной школы I и II вида (класс 5 человек), применение традиционных методов и приемов не всегда дают желаемые результаты, что ведет педагогов к поиску наиболее эффективных условий и методов обучения.
Трудности в усвоении знанийобусловливаются недоразвитием познавательных процессов, в первую очередь памяти, а также снижением возможностей непроизвольного запоминания в процессе обучения.
|
|
Для неслышащих детей с первичной ЗПР характерны неблагоприятные показатели развития эмоционально- волевой сферы: расторможенность, отвлекаемость, отсутствие желания преодолевать трудности, повышенная утомляемость.
Все эти показатели отрицательно отражаются на результатах обучения. Пассивность детей на занятиях, ограниченность их представлений, бедность чувственного опыта не позволяют педагогу строить и планировать учебный процесс так, как в других классах.
Т.К. Королевская, описывая опыт проведения индивидуальных занятий по РСВ и ФП в классе для неслышащих детей с ЗПР, определила рекомендации по организации обучения детей этой группы.
За время безуспешного обучениядетей словесной речи в ДОУ у неслышащих детей вырабатывается негативное отношение к речевым занятиям. Необходимо заинтересовать их - только в этом случае можно обеспечить их успех в усвоении новых словесных знаний и умений.
В отличие от обычных неслышащих, детисЗПР не могут продуктивно работать на занятии 30-35 минут, их предел- 20-25 минут. Часто у таких детей на занятии отмечается противоположный желаемому результат. Учитывая все эти факторы, время занятий необходимо распределять так, чтобы каждыйребенок занимался ежедневно по 20 минут.
У неслышащих детей сЗПР отмечаются большие различия в овладении словесной речью. В начале обучения в 1 классе педагоги должны изучить уровень речевого развития каждого ученика и соответственно спланировать систему занятий.
У некоторых детей данной категории встречаются трудности в чтении текста. Его расположение на доске или на парте оказывает влияние на процесс чтения.
Часто у таких детей запаздывает или нарушается формирование произвольных движений, имеются трудности в воспроизведении дактильных знаков. Движения пальцев у них некоординированны, дактильные знаки смешиваются. Необходимо следить за тем, как ребенок дактилирует, показывать образец.
Нарушение произвольных движений, несформированность внимания и умения сосредоточиться осложняют и усвоение техники письма. Буквы получаются разной высоты, неправильных очертаний, ученик пропускает отдельные элементы букв, буквы в словах и т. д. Такие дети нуждаются в индивидуальной помощи: педагог исправляет ошибку, показывает, как надо писать (пишет в тетради ученика), учит использовать образец, напоминает, что при списывании следует прочитать сначала слово целиком и т. д.Если же и такой помощи недостаточно, учитель прибегает к дополнительным приемам: выделяет строку цветным карандашом, ставит опорные точки, пишет букву, слово вместе с учеником (его рукой).
Обследование состояния произношения детей в начале школьного обучения показывает несформированность у них произносительных навыков. Поэтому работа по формированию произношения на I этапе строится на базе ограниченного словаря. При его отборе учитываются фонемы, которыми владеет ребенок, актуальность словаря для общения, доступность его понимания.
Следует отметить, что постановка новых речевых звуков у детей данной категории связана с особыми трудностями. Как правило, они недостаточно хорошо владеют артикуляционными приемами, плохо подражают артикуляции педагога, с трудом выделяют свои мышечные ощущения. Постановка, например, звука р у большинства учащихся продолжается более года. Все это вызывает необходимость проведения в течение первого года обучения разнообразных подготовительных артикуляционных упражнений, включающих различные звукоподражания.
Семнадцать основных речевых звуков появляются в речи учащихся обычно к концу 2 класса. В связи с этим особое внимание уделяется регламентированным заменам звуков, чтобы речь детей была понятна окружающим. Эффективным средством, содействующим не только запоминанию материала, но и более уверенной реализации произносительных навыков при проговаривании (особенно на фронтальных занятиях), служит применение дактилологии. Поэтому при хоровом произнесении на уроке какого-либо речевого материала дети могут сопровождать свою устную речь соответствующими движениями руки.
|
|
Особую трудность представляет закрепление речевых звуков в самостоятельной речи. В течение всех лет обучения постоянно необходимо возвращаться и заново повторять этапы постановки звука: от изолированного произнесения к слоговым упражнениям, проговариванию слов и словосочетаний, подобранных по фонетическому принципу. Если обычно в речи неслышащих чаще всего страдает группа свистящих и шипящих звуков, у неслышащих с ЗПР постоянно возвращаются и вновь появляются разнообразные дефекты – открытая и закрытая гнусавость, сонантность, имплозивное т, смешение звуков х-т-к, с-ш-з-ж и т. д.
Часто создается впечатление, что ребенок никак не может зафиксировать точную артикуляцию, особенно в тех случаях, когда требуется мгновенное напряжение (взрывные звуки п-т-к). С большим трудом закрепляются навыки орфоэпии и словесного ударения.
Анализ результатов работы по формированию произношения к концу обучения в 3 классе позволил Т.К. Королевской сделать вывод о нецелесообразности постановки звонких б, д, г и аффрикат ц и. ч, поскольку затруднено их прочное закрепление, а кратковременное появление этих звуков только расширяет базу для всевозможных замен и смешений в речи детей.
Целью работы в 4–5-м классах может стать закрепление уже поставленных речевых звуков, параллельно должна быть продолжена работа над ритмико-интонационной стороной речи, что позволит обеспечить общую внятность речи детей.
Речевой базой для формирования произношения служитв основном программный речевой материал. Тщательнаяработа над ним в первой части занятия облегчает ученику мое произведение этого словаря при работе над слухом.
|
|
Проведение занятий по формированию произношения требует от педагога изобретательности, поиска организационных форм для обеспечения постоянного повторении учеником учебного материала, поскольку простая механическая тренировка утомляет детей и не способствует сосредоточению их внимания. Формирование произношения школьников основывается на использовании остаточного слуха, который, в свою очередь, развивается благодаря постоянной целенаправленной работе.
Для достижения успеха коррекционных занятий педагог должен использовать всевозможные приемы работы: подражание учителю с опорой на слух; фонетическую ритмику; традиционные способы постановки звуков; развитие самоконтроля учащихся – на базе тактильно-вибрационных ощущений и слуха; переход от слогосочетания, повторяющего ритмико-интонационный рисунок слова, к самому слову; специальный массаж артикуляционного аппарата.
Развитие слухового восприятия детей с ЗПР проводится с использованием обычных приемов. Проверка детей на восприятие 20 нетренированных слов, проводимая в конце обучения в подготовительном классе, как правило, обнаруживает неумение пользоваться остаточным слухом (даже при пограничном его состоянии).
На этапе окончания 2 класса выявляется значительное продвижение в развитии слухового восприятия детей, что достигается благодаря направленной коррекционной работе. В 4 классе учащиеся способны опознавать на слух даже те слова из списка, смысл которых им неизвестен (например, люстра, зарево, гранит и т. д.).
Неслышащие дети с ЗПР составляют значительную часть тех учащихся, которые не усваивают обычную школьную программу. В связи с этим они должны обучаться в отдельных классах с наполняемостью 5 человек. Обучение в классах ЗРП строится в соответствии с Федеральным планом (2002) обучения глухих детей с задержкой психического развития (10 лет обучения).
Основными общеобразовательными областями плана являются родной язык и литература, предметно-практическое обучение, математика, биология, география и экология, химия, компьютерные технологии, физика и астрономия, история; черчение, искусство, физкультура, трудовая подготовка.
Коррекционная подготовка включает ознакомление с окружающим миром, ОБЖ и музыкально-ритмические занятия, обязательные индивидуальные и групповые занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи.
В благоприятных условиях, способствующих всестороннему психофизическому развитию, неслышащие дети с первичной задержкой психического развития за более долгий временной период овладевают программой в объеме 7 классов основного общего образования.
Слабослышащие и позднооглохшие дети, имеющие дополнительные нарушения в виде задержки психического развития, могут обучаться по программе 2-го отделения (вариант 2) школ для слабослышащих и позднооглохших. I вариант 2-го отделения школ для слабослышащих и позднооглохших предусматривает обучение в подготовительном, 1–11 классах (первая ступень обучения – подготовительный, 1–4 классы; вторая ступень обучения – 7–12 классы).
Основными образовательными областями базисного учебного плана 2-го отделения (вариант 2) являются общеобразовательные курсы (родной язык и литература, математика, окружающий мир, природоведение, физика, химия, биология, география и экология, история, социальные дисциплины, искусство, черчение, физкультура), труд, профессионально-трудовое обучение, коррекционная подготовка (коррекционные курсы: предметно-практическое обучение, музыкально-ритмические занятия, обязательные индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения), обязательные занятия по выбору, факультативные занятия.
Содержание образования глухих и слабослышащих учащихся с интеллектуальной недостаточность. Учебные программы вспомогательных классов
Базисный учебный план вспомогательных классов охватывает девять лет обучения. В соответствии с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений во вспомогательные классы направляют детей со сложным дефектом сообразно своим возможностям и рекомендациям ППМПК, с согласия родителей. Слабослышащие дети с ЗПР обучаются по программе 2-го отделения.
Сочетание двух первичных дефектов и своеобразное развитие детей требует специальных условий для их обучения, направленных на коррекцию отклонений в развитии. Это вызывает необходимость разработки учебных планов, программ, специальных методик. Для преодоления отклонений в умственном развитии и неумения пользоваться слуховыми возможностями необходимы длительные усилия сурдопедагога по ФПиРСВ.
Особую роль как предмет обучения выполняет родной язык. Обучение языку осуществляется на специально выделенных уроках, индивидуальных занятиях по ФП и РСВ, в процессе обучения всем учебным предметам, в условиях специально организованной воспитательной работы.
Программный материал по языку за 9 лет обучения охватывает объём начального курса массовой общеобразовательной школы. Уроки родного языка в 1 классе включают развитие речи, ознакомление с окружающим миром и обучение произношению; во втором – обучение грамоте, развитие речи и ознакомление с окружающим миром; в 3-9 Кл. – развитие речи, формирование грамматического строя речи, чтение.
С учётом результата обучения, глухих имеющих ЗПР, в специальном классе возможен их перевод в класс с нормой интеллекта. По окончании 9 специального класса учащиеся с ЗПР могут быть переведены в 9 кл. для получения основного общего образования.