Разумной целью для общества может быть максимизация положительной разницы между доходами и расходами в системе перевозок. Будем называть эту разность общественной прибылью или просто прибылью.
Общественные издержки можно разделить на три категории:
а) расходы, непосредственно связанные с поездкой и порождаемые едущими (затраты времени на передвижение, расходы на топливо и т.д.);
б) расходы, связанные со строительством и содержанием транспортной инфраструктуры – эксплуатационные расходы общественного транспорта; эти расходы производятся в основном органом управления перевозками, например, мэрией города;
в) расходы, связанные с использованием транспортной инфраструктуры (например, плата за ущерб окружающей среды).
Общественные издержки очень трудно определить, измерить и оценить.
Еще более сложной представляется задача определения, измерения и оценки общественных доходов. (Например, вблизи новой дороги цены растут, в результате возрастает прибыль – это доход. С другой стороны требуется плата за шум, загрязнение окружающей среды – это расход.)
|
|
Таким образом, учитывая все вышесказанное, целесообразно в качестве целевой функции выбирать разность между доходами и расходами или просто суммарный расход на поездку по сети.
Далее необходимо рассмотреть вопрос о прибыли пользователей сети при планировании перевозок.
Рассмотрим простой случай одной дороги и одной транспортной связи АВ.
Если едущий пассажир решил попасть из пункта А в пункт В, то будет выполняться следующее соотношение
,
где – доходы едущего от пребывания в пункте А.
Если знак этого неравенства был бы противоположным, то поездка не имела бы смысла.
При этом расходы едущего при перемещениях в самом пункте А исключаются, т.е.
.
Доходы и расходы в этом случае – индивидуальные переменные. Так, для некоторых пользователей сети изменение расходов будет означать и изменение их поведения.
Рассмотрим ситуацию с пассажиром, который изменяет свое поведение.
Предположим, что он едет из А в В. Тогда выполняется соотношение
.
Однако, когда расходы становятся равными величине
,
можно предположить, что пассажир отказывается от поездки, поскольку эта величина для него становится непомерно большой. В таком случае выполняется соотношение:
.
Если , то для пассажира выполняется условие
или
.
Расход является той «ценой», которую рассматриваемый пассажир согласен платить за проезд из А в В. Поэтому величина для данного пассажира называется платежеспособностью.
Когда расходы едущего пассажира составляют величину (где ), то в этом случае говорят, что пассажир обладает потребительской прибылью
|
|
.
Далее можно определить общие доходы от поездки из А в В как сумму всех индивидуальных доходов пользователей сети.
Использую обратную функцию к функции спроса , получим:
,
где – общие доходы пользователей от поездки из А в В для потока ;
– общие доходы пользователей от пребывании в А.
При определении общих доходов пользователей таким образом возникают некоторые практические трудности:
1. Обратная функция к функции спроса обычно известна только на очень небольшом интервале изменения потока, так как это затраты на перевозку, зависящие от величины потока.
2. Обратная функция к функции спроса не определяется при , то есть при нулевой величине потока.
Эти трудности решаются путем определения не общих доходов пользователей сети, а только изменений в этих доходах.
Чтобы сделать это, предположим, что имеет место переход от ситуации
к ситуации
.
Тогда общее изменение доходов пользователей от поездки по сети можно записать в виде:
.
Величину можно аппроксимировать площадью трапеции под кривой функции, обратной к функции спроса (Рисунок 22).
Рисунок 25. Изменения доходов пользователей сети
Непосредственно из рисунка 25 следует, что:
.
Кроме изменений в доходах пользователей транспортной сети важным является изменения в расходах пользователей и изменения разности этих двух величин.
Напомним, что разность между доходами и расходами пользователей сети ранее определили как потребительскую прибыль.
Таким образом, изменения потребительской прибыли будут равны
.
Здесь через S обозначена потребительская прибыль от поездки из А в В.
Если снова аппроксимировать интеграл площадью трапеции, то в результате получим (Рисунок 26).
Рисунок 26. Изменения потребительской прибыли пользователей сети при поездке из А в В