Структура нормы права. Содержание норм права составляют дозволения, обязывания и запреты

Содержание норм права составляют дозволения, обязывания и запреты.

Содержание также можно рассматривать как:

1. формально-юридическое – это то содержание, которое реально выражено, закреплено в официальных документах (источниках права).

2. политическое – с этой точки зрения содержание нормы права представляет собой модель поведения, идеальную с точки зрения политически господствующих в данном обществе сил. (Т.е. отвечает на вопрос, почему именно так сформулировано, закреплено (по содержанию) правовое предписание на данном этапе исторического развития в данном государстве. Т.е. почему выбран именно данный вариант регулирования общественных отношений.).

3. оценочное – норма права как модель поведения являет­ся критерием для познания, оценки реальных фактических поступков субъектов как правомерных или неправомерных.

Виды:

1. По предмету правового регулирования (в зависимости от регулируемых отноше­ний) нормы права подразделяются на: нормы конституционного, гражданского, уго­ловного, семейного права и др.

2. По роли в правовом регулировани и нормы делятся на

1. ре­гулятивные (рассчитаны на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, составляющих основную массу отношений), которые в свою очередь подразделяются на:

- наделяющие правами,

- обязывающие и

- запрещающие;

2. нормы-принципы

3. охранитель­ные (рассчитаны на отклоняющееся от нормы поведение, неправомерные, правонарушающие действия);

4. учредительные (нормы-статусы);

5. обеспечительные (нормы-гарантии),

6. декларативные (нормы-объявления, нормы-цели);

7. дефинитивные (нормы-определения);

8. коллизионные (нормы-арбитры);

9. оперативные (нормы-инструменты – например, определяющие дату вступления НПА в силу).

3. По характеру обязательности нормы подразделяются на

· императивные нормы, требование которых представляет одностороннее волеизъявление властвующего субъекта и не может быть изменено соглашением сторон.

· диспозитивные, которые предоставляют участникам отношений право самим путём соглашения определять круг и объём прав и обязанностей.

4. По субъектам правотворчества различают нормы,

· исходящие от государства и

· непосредственно от гражданского общества.

5. По сфере действия вычленяются

· нормы общего действия (распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства).

· нормы ограниченного действия (имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами (субъекты РФ)).

· локальные нормы (действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур)

6. В зависимости от функциональной роли:

· исходные (определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи и направления: декларативные, нормы-принципы, дефинитивные)

· общие нормы (присущи общей части той или иной отрасли права и распространяют своё действие на все или большую часть институтов отрасли)

· специальные (относятся к отдельным институтам, регулируют определённый вид родовых общественных интересов с учётом присущих им особенностей) Детализирующие.

7. В зависимости от характера:

· материальные (устанавливают, определяют существо правила поведения, статус)

· процессуальные, процедурные (определяют порядок реализации материальных норм)

8. По времени действия:

· постоянные (не имеют законодательно установленного предела времени действия; действуют пока существуют регулируемые ими отношения).

· временные (можно определить временные пределы действия нормы, которые определяются законодателем)

9. По юридической силе (по источнику закрепления)

10. По степени определённости предписания:

· абсолютно определённые (точно определены условия, права и обязанности сторон, меры ответственности)

· относительно определённые (устанавливается возможность определить вариант поведения в определённых границах исходя из конкретных обстоятельств дела)

· альтернативные (предполагают возможность выбора из нескольких предложенных вариантов регулирования – права потребителя при продаже ему некачественной вещи)

В основном в учебной литературе выделяют юридическую и логическую структуру нормы права.

Структура нормы права (юридическая) – это её внутреннее строение, характеризуемое наличием взаимосвя­занных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в источниках права.

Выделяют трёхзвенную структуру нормы права, к элементам которой относят гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на условия, при наличии которых реализуется норма. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придаёт им значение юридического факта. Гипотезой может служить любая оговорка – «если иное не предусмотрено законом или договором», «перечень случаев, когда допускается увольнение работника», «само употребление слов» по договору» (необходимость заключения договора). В нормах, рассчитанных на непрерывное действие (прежде всего в конституционном праве), гипотеза не является необходимым элементом.

Классификация:

1. от количества обстоятельств, обо­значенных в норме:

· простые (одно обстоятельство),

· сложные (наличие или отсутствие нескольких обстоятельств в совокупности),

· альтернативные (связывает дейст­вия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье НПА обстоятельств).

2. в зависимости от формы выражения:

· абстрактные (содержит общие, родовые признаки условий действия нормы)

· казуистические (связывает реализацию нормы со строго определёнными жизненными обстоятельствами)

Диспозиция – это структурный элемент нормы права, определяющий само правило поведения.

Классификация:

1. По способу изложения:

· прямая – только указывает на само правило поведения, не раскрывая полностью его содержания.

· описательная – раскрывает содержание модели необхо­димого поведения, содержит указание на существенные признаки поведения.

· отсылочная – содержит правило поведения в самой общей форме, от­сылая субъекта реализации к др. статье или части НПА (напр., те же действия, совершенные по­вторно).

· бланкетная диспозиция – содержит правило поведения в самой общей форме, отсы­лая субъекта реализации к другим НПА.

2. по степени обязательности предписания:

· императивная

· диспозитивная

· рекомендательная

3. в зависимости от формы выражения:

· управомочивающие

· обязывающие

· запрещающие

Регулятивные нормы права, как правило, устанавливают содержание правила поведения, которое выражается в мере дозволенного или должного поведения сторон регулируемого отношения. Та часть правовой нормы, которая закрепляет права и обязанности как меру их поведения, именуется диспозицией. В охранительных нормах сам запрет выступает диспозицией, а описание противоправного деяния рассматривается как гипотеза.

Санкция

Указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. Существует точка зрения, что санкции могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания, так и позитивными – меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником). И в этом смысле нельзя отождествлять санкцию и наказание.

Классификация:

1. по степени определенности:

· абсо­лютно определенные (точно указан вид наказания, последствия),

· относительно определенные (правоприменитель может определить конкретный вид ответственности),

2. по характеру предусмотренных санкций:

· простые (предусматривают только один вид наказания)

· альтернативные (предусматривают два (реже – несколько) видов неблагоприятных последствий).

· кумулятивные (предусматривают основное и дополнительное наказание)

3. по содержанию:

· карательные и

· восстановительные.

Следует отметить, что норма права и статья нормативного правового акта не всегда совпадают. Статья НПА может содержать несколько норм, может быть и по-другому: норма излагается в нескольких статьях одного НПА, иногда в различных законах. Бывает и так, что в отдельные статьи выделяются санкции тех или иных норм. Поэтому, приводя в качестве примера правовую норму в единстве всех трех её элементов, приходится анализировать несколько статей нормативного правового акта.

Также в тексте НПА может быть не выражено всех трёх элементов (гипотезы, диспозиции, санкции). Но это не означает, что НПА плохо разработан. При разработке НПА правотворческий субъект исходит из необходимости создать достаточно компактный текст (но не в ущерб содержанию). Поэтому те элементы нормы права, которые человек может «домыслить» на основе логики, в тексте НПА не прописываются. Например, если вы заключили трудовой договор, то в тексте НПА нет необходимости прописывать, что между работником и работодателем возникли трудовые правоотношения. Это и так понятно. Или если в Уголовном кодексе за совершение того или иного деяния предусмотрено наказание, то нет необходимости прописывать, что такие деяния совершать нельзя. Это тоже всем понятно.

Достоинством трёхэлементной (трёхзвенной) схемы является то, что эта схема побуждает правотворческих субъектов и практических работников к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объёме, к сопоставлению неразрывно связанных между собой статей нормативных актов. Именно таким образом, обращая внимание не только на центральную часть нормы права – диспозицию, но и на гипотезу и санкцию, можно создать условия для надлежащей реализации права. Особенно это важно для правовых норм, элементы которых содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона). Для этого нужно при решении любого юридического дела тщательно изучить все те положения законодательства, которые связаны с применяемым правоположением, т.е. не следует ограничиваться анализом отдельных статей нормативных актов.

Некоторые авторы выделяют таким образом логическую структуру нормы права, которая позволяет логически реконструировать нормы права, если в тексте НПА изложены не все структурные элементы (гипотеза, диспозиция, санкция). Она выражается в формуле «если ….. то ….. иначе….».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: