Законы
Понятие, признаки, виды.
Правовой акт – это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права, имеющий официальный характер и обладающий юридической силой, выражающий властные предписания и направленный на регулирование общественных отношений в общем или индивидуальном порядке.
Правовые акты подразделяются нормативные правовые акты и ненормативные правовые акты.
Ненормативные правовые акты не содержат норм права и распространяются на конкретных, индивидуально определённых субъектов. Это, например, судебные решения, приказы руководителей, протоколы об административных правонарушениях, различные предписания, предупреждения, распоряжения …
Нормативные правовые акты (НПА) содержат нормы права и распространяются на неопределённый круг лиц (на всех). Они подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Закон – это обладающий высшей юридической силой НПА, принятый в особом порядке высшим законодательным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Высшая юридическая сила закона означает то, что все подзаконные НПА должны соответствовать закону, не противоречить ему, а в случае противоречия приоритетом будет пользоваться закон.
Характерные признаки закона:
1. Закон – это правовой акт, содержащий нормы права. То есть это нормативный правовой акт.
2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего законодательного органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.
3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.
4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные правовые акты.
5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов.
6. Принимается в соответствии со специально регламентированной процедурой.
Виды (классификация) законов:
1. в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства:
- конституционные (органические) (закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание) В Российской Федерации это Конституция РФ, Закон РФ о внесении поправок в Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Конституции (уставы) субъектов,
- текущие или обычные (принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны). К ним относятся федеральные законы РФ, законы субъектов РФ. Особой разновидностью текущих законов являются кодифицированные и чрезвычайные законы. Кодифицированные законы – юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни (Основы законодательства и кодексы). Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.
2. В федеративном государстве, каким является и Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации.
3. Деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые и межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права).
4. По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих).
5. По субъектам принятия на принятые на референдуме, Федеральным Собранием РФ и представительными органами субъектов.
6. По сроку действия делятся на постоянные и временные.
Подзаконные НПА – это НПА, обладающие меньшей юридической силой, чем закон, принятые достаточно широким кругом субъектов на основании и во исполнение законов.
Все нормативные правовые акты, кроме законов, называются подзаконными. По юридической силе они стоят ниже законов, не должны им противоречить. Они издаются на основании и во исполнение законов (то есть регулируют порядок реализации закона). Они исходят от достаточно большого круга субъектов. Как правило, носят более специальный характер, т.е. направлены на регулирование какого-то конкретного вопроса, который в более общей форме урегулирован в законе. Могут носить локальный характер действия (например, акты органов местного самоуправления, локальные акты).
Признаки подзаконных нормативных правовых актов:
1. носят нормативный характер (в них формально закрепляются нормы права, т.е. правила поведения, распространяющиеся на неопределённый круг лиц)
2. принимаются на основании и во исполнение закона (т.е. в них закрепляются непосредственно вопросы о полномочиях органов государственной власти и других субъектов по реализации положений закона)
3. обладают меньшей юридической силой, чем законы (т.е. в случае противоречия предпочтение отдаётся закону)
4. принимаются достаточно широким кругом субъектов (например, главой государства, Правительством, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления)
В зависимости от органа, принявшего подзаконный НПА, их подразделяют на:
1. общие (принимаемые органами общей компетенции – Президентом, Правительством).
2. ведомственные (акты органов исполнительной власти)
3. местные (акты органов местного самоуправления)
4. локальные (принимаются и действуют в рамках организаций)
Виды подзаконных актов: 1) указы (нормативные и могут быть ненормативными) Президента РФ; 2) постановления (нормативные правовые акты) Правительства РФ – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, государственных служб, агентств регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры (ведомственные нормативные правовые акты); 4) решения и постановления органов государственной власти субъектов (например, Указы или Постановления главы субъекта РФ, акты Правительства субъекта РФ, ведомственные нормативные правовые акты на уровне субъекта РФ); 5) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов, которым относятся решения представительного органа местного самоуправления, акты местной администрации; 7) локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, уставы, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:
– нормативные акты государственных органов;
– нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
– нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
– общефедеральные;
– нормативные акты субъектов Российской Федерации;
– нормативные акты органов местного самоуправления;
– локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как:
– нормативные акты неопределенно-длительного действия;
– временные нормативные акты (например, принимаемые и действующие в период чрезвычайных ситуаций, либо программы, разработанные на определённый период времени).