Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:
- оценка выполнения плана по производству и реализации продукции;
- оценка объема реализуемой продукции;
-оценка роста производства продукции высшей категории качества.
Анализ ведется в двух сферах: производства и обращения готовой продукции.
Выделяются этапы анализа:
1)анализ производства продукции (ассортимента и номенклатуры выполнения заказов по поставкам продукции, ритмичности производства продукции и отгрузки ее на склад предприятия, качества работ и продукции);
2)анализ реализации продукции (выполнения плана отгрузки, структуры и ассортимента отгруженной продукции, равномерности и ритмичности отгрузки, выполнения обязательств по отгрузке конкретным получателем, претензии, рекламаций, причин принятия продукции на ответственное хранение, сроков прохождения продукции от поставщика до получателя, способов доставки);
3)анализ остатков нереализованной продукции: оплаты отгруженной продукции; системы расчетов, сроков и формы оплаты, платежеспособности покупателя, объема реализации, поступления выручки от реализации, остатков готовой продукции на складе, остатков товаров в пути;
|
|
4)анализ факторов и резервов возможного увеличения производства и реализации продукции.
Выделяются продукция: валовая; товарная; отгруженная; реализованная.
Эти показатели взаимосвязаны между собой.
1) ВП=ТП+(НЗПн.г.- НЗПк.г.),
где НЗП - остатки незавершенного производства на начало и конец года.
2) ОП=ТП+(ОГПн.г.-ОГПк.г.),
Где ОГП – остатки готовой продукции на начало и конец года.
3)РП=ОП+(ООПн.г.-ООПк.г.),
где ООП – остатки отгруженной, но не оплаченной продукции на начало и конец года.
Реализованную продукцию можно представить как производную объема продукции и цен:
РП = SQi * Цi,
где: Qi – объем каждого вида продукции в натуральном выражении;
Цi – цена каждого вида продукции.
Таким образом, реализация зависит от изменения объема реализованной продукции и цен.
Общая оценка динамики показателей производства и реализации проводится в сопоставимых ценах.
Анализируя общую сумму реальной продукции, следует иметь в виду, что реализация данного отчетного периода зависит от продукции, изготовленной в этом периоде, и от изменений в переходящих остатках готовой продукции.
Анализ ассортимента и структуры выпуска и реализации продукции.
Ассортимент – это состав продукции по видам и наименованиям.
Целевая установка анализа – оценить выполнение плана по ассортименту каждого вида продукции и по предприятию в целом.
Наиболее распространенный способ – стоимостная оценка, когда в зачет выполнения плана по ассортименту берется наименьшее число, т.е. фактический выпуск, но не выше плана:
|
|
Такой анализ позволяет изучить следующие вопросы:
1) выполнение обязательного ассортимента госзаказа и ассортимента в разрезе договоров поставки;
2) соответствие ассортимента профилю данного предприятия;
3) обеспеченность производства продукцией данного ассортимента поставками материальных ресурсов и комплектующих изделий;
4) выполнение заданий по ассортименту кооперированных поставок продукции на экспорт;
5) оценка производства и сбыта ассортимента в разрезе договоров.
Анализ равномерности и ритмичности производства и реализации продукции.
Равномерный выпуск практически невозможен. Причины:
1) наращивание объемов выпуска;
2) неодинаковое количество рабочих дней по периодам;
3) в индивидуальном и малосерийном производстве сборка идет не каждую декаду.