Проблема правового государства (Кант, Фихте, Гегель)

В немецкой классической философии права никто кроме Фихте не использовал термин «правовое государство». Фихте правовое государство трактовал как торговое государство, в котором правовая справедливость зиждется на объективных торгово-экономических основаниях.

Он считал, что торговля, рынок создают в государстве здоровые основания человеческих отношений.

[В истории социальных наук мысль об объективных экономических основаниях государства и его развития высказывалось в разных ракурсах: Скидмарт: «Торговля делает народы братьями», Фихте (см. выше), Маркс рассматривал экономический базис (система производственных отношений) как экономическую основу общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – это рабовладельческий, первобытнообщинный, феодальный, капиталистический, коммунистический типы общества].

Структура общественно-экономической формации:

государственно-правовая надстройка
базис

Кант употреблял термин «всеобщее гражданское правовое общество». В этой связи методологически продуктивно различать формальные признаки правового государства и реальные свойства правового общества с другой стороны (это реальные свойства гражданско-правового общества – образованность, просвященность граждан, высокий уровень правосознания, культура).

Гегель. Гегелевская философия права включает в себя учение о государстве:

1. «Государство – это манифестация (выражение/результат) народного духа».

2. «Государство – это нравственный универсум, действительность нравственной идеи». Гегель считал, что у государства 2 задачи: а) обеспечение, установление порядка; б) нравственная задача. Государство обязано формировать идеологические гражданские сознания в устремленности к правовому идеалу.

3. Последователи Гегеля в 19 в. и последующих веках называется гегелиянцы.

Можно выделить несколько направлений в гегелиянстве. Коснемся в этой связи только одной проблемы: то, что писал Гегель о государстве методически продуктивно по отношению к правовому государству.

Нередко Гегелю приписывают крайний этатизм (приоритет государства над личностью) и даже связывают его учение о государстве с фашистской версией этатизма на том основании, что его мысль «государство – манифестация народного духа» может рассматриваться как идеологическая основа. При этом в качестве альтернативы такому подходу рассматривается понимание правового государства как наднационального исторического феномена.

Есть понятие «правовая политика», в РФ она базируется на Конституции – основном законе, в котором РФ определяется как правовое, социальное государство. Это задает ориентиры правовой политики, которая в конечном счете определяет подходы к законодательной и правоприменительной деятельности во всех отраслях права. Кроме того, эти подходы оказывают влияние и на международное право – в той мере, в которой наше государство участвует в законодательном процессе в сфере международного права и в правоприменительной деятельности по соответствующему кругу проблем.

14. Гегель. Книга «ФП»: Раздел «Абстрактное право» (Проблемы правогенеза – в связи с концепцией собственности).

Гегель выводит право из собственности (понимая ее в соответствии с моделью частной собственности).

Ход его рассуждений:

1. Человек без собственности – «голая субъективность», с нее взять нечего.

2. Вкладывая свою волю в некоторую вещь, человек делает ее своей.

3. В результате постепенно складывается обмен на основе произвола воль (законов еще нет).

4. В процессе обмена возникает обман, поэтому складывается «потерпевшее, пострадавшее, всеобщее», т.е. формируются коллективные способы защиты собственности, постепенно возникает система санкций за определенные типы нарушений права собственности.

5. В своих истоках право рождается и служит из собственности и для защиты собственности.

6. В дальнейшем развитии право переходит от защиты собственности к защите «особенности».

15. Гегель: универсальный цикл саморазвития права.

Книга «ФП» состоит из 3-х разделов:

1. «Абстрактное право»: в абстрактном праве я имею субъективное право, а другой имеет обязанности в отношении этого права. Это характеристика примитивного типа правосознания: это неразрывное (бедное) право. Это начальный этап правогенеза.

2. «Моральность»: мое право находится в условиях внешних обусловленностей с моими обязанностями, человек воспринимает свои права тождественно своему бытию, а обязанности – как навязывание извне, но подлежащее выполнению. На этом этапе большую роль играет санкция как фактор реализации нормы.

3. «Нравственность»: право и обязанность занимают равноценное положение в правосознании, т.к. индивидуальная частная воля в гораздо большей степени содержит в себе элемент правового всеобщего. Объективные и субъективные моменты свободной воли взаимопроникают. Истинная свобода в том, что индивидуальная воля в качестве своей цели имеет не только субъективные интересы, но и правовое всеобщее. Это самый высокий тип правосознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: