Олигополия. Антимонопольная политика государства

Антимонопольная политика государства

Регулирование деятельности естественной монополии

Антимонопольная политика государства

Рынок действует по определенным принципам, которые монополия подрывает. Поэтому борьба с монополией является одновременно защитой основных принципов рыночной экономики.

Антимонопольная политика – это целенаправленная деятельность государственных органов по защите и усилению конкурентных начал в экономике и созданию препятствий для возникновения чрезмерной власти монополий.

Эта политика находит выражение в следующих действиях:

  • предупреждение образования и сокращения существующей сферы монопольного ценообразования;
  • разработка антимонопольного законодательства и применение его в хозяйственной практике;
  • исключение условий для возникновения дефицита в экономике;
  • проведение децентрализации ресурсов при их чрезмерной концентрации в одних руках;
  • принудительное разукрупнение фирм, монопольно контролирующих рынок.

Естественная монополия – это неустранимый без ущерба для общества вид монополии.

Она возникает в сферах, где один производитель, используя положительный эффект масштаба производства, удовлетворяет полностью рыночный спрос. Если при этих условиях ввести принудительную конкуренцию между производителями, то их суммарные затраты превысят уровень издержек прежнего монополиста, что неминуемо вызовет рост цен (например, подвод конкурирующих водопроводных, электрических, газовых сетей к жилому городскому дому).

Государство заинтересовано в том, чтобы естественные монополисты не злоупотребляли своим положением.

В наиболее развитом виде антимонопольное законодательство существует в США, где оно впервые и возникло в 1890 г. с принятием антитрестовского закона Шермана.

Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

При олигополии у фирм возникают несовместимые стремления, с одной стороны, объединившись с другими олигополистами, можно получить дополнительный доход, с другой стороны, победив конкурентов (а их немного), можно получить еще больший доход, правда, с меньшей вероятностью.

Вследствие этого поведение олигополиста на рынке описывается несколькими методами:

  • графиком ломаной кривой спроса;
  • моделью сговора;
  • лидерством в ценах;
  • соблюдением принципа «издержки плюс».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: