Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция

Ущерб, наносимый монополией

Сравнение поведения на рынке монополиста с поведением совершенного конкурента показывает, что он ведет себя менее эффективно, так как:

а) цена, устанавливаемая монополией, всегда выше цены совершенной конкуренции;

б) максимизируя прибыль, монополист не кривой спроса на «дешевом» рынке достигает минимума издержек, а останавливается на более высоком уровне: его интересуют не издержки, а максимальный разрыв между ними и доходом.


Рис. 21.4. Ущерб, наносимый обществу монополией
QM – объем производства при монополии.

Названные недостатки являются прямым следствием отсутствия конкуренции при монополии. Монополист, помимо сказанного, наносит ущерб покупателям.

Из рис. 21.4 видно, что монополист, установив монопольную цену PM (цена совершенного конкурента PCK), отсекает от покупателя потребительский излишек на отрезке спроса Е1 – Е2, но и сам не может им воспользоваться.

Были рассмотрены два крайних типа рынков: совершенная конкуренция и чистая монополия. Однако реальные рынки не укладываются в эти типы, они очень разнообразны. Монополистическая конкуренция — распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительная (рис. 12.5).

Рис. 12.5. Усиление рыночной власти

Отметим основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:

  • на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;
  • эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.

Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

Рис. 12.6. Цена и объем производства фирмы в условиях монополистический конкуренции, максимизирующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б):D — спрос: MR— предельный доход; МС — предельные издержки: AVC — средние переменные издержки; АТС — средние валовые издержки

Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).

Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рис. 12.7.

Рис. 12.7. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции: D — спрос; MR— предельный доход; МС — предельные издержки; АТС — средние валовые издержки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: