Признаки государства. Эта типология связана с понятием "цивилизация"

Признаки государства

Цивилизационная типология

Эта типология связана с понятием "цивилизация". Цивилизация это устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками (А. Тойнби).

Как видно из определения, цивилизационный подход подчеркивает, что государство определяется кроме экономических причин также духовно-культурными и нравственными факторами. Цивилизация, ее уровень, ее ценности (стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека, культура) влияют и на государственную организацию общества. Классическим примером может служить Европа, в которой протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания соответствующих ей государственно-правовых начал, а также современная Япония.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.

Первый - локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древне­египетская, шумерская, эгейская и др.). Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

Второй - особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно­европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социополитических культур.

В современных гуманитарных науках наметилась тенденция объединять эти два подхода, поскольку, взятые в отдельности, они оба оказываются несовершенными в попытках объяснить движение и ход истории.

Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками, функциями и формами их реализации.

Признаками государства являются:

· наличие публичной власти;

· суверенитет;

· территория и административно-территориальное деление;

· правовая система;

· гражданство;

· налоги и сборы.

1. Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.

Аппарат управления подразумевает органы законода­тельной и исполнительной власти и другие органы, с по­мощью которых осуществляется управление.

Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли.

Это: армия, полиция, органы безопасности, прокуратура, суды, система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).

Публичная власть:

~ отделена от общества;

~ не имеет общественного характера и непосредственно народу не подконтрольна (имеется в виду контроль за вла­стью в догосударственный период);

~ осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де­путатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав­ление) является основным видом деятельности;

~ опирается на писаное формализованное право;

~ подкреплена принудительной силой государства.

2. Государственный суверенитет - независимость вла­сти данного государства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть внутренним и внешним.

Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исклю­чительное право принимать законы.

Внешний суверенитет - полная независимость во внеш­неполитической деятельности государства.

Государственный суверенитет не следует путать с на­родным суверенитетом. Народный суверенитет - исход­ный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суве­ренитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.

3. Территория государства - то пространство, на кото­рое распространяется его юрисдикция.

Территория обычно имеет специальное деление, име­нуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удоб­ства управления.

В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к оп­ределенной территории, а не к племени или роду.

4. Правовая система - юридический «костяк» государ­ства. Государство, его институты, власть закреплены в пра­ве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства.

5. Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, про­живающих на территории государства, с данным государ­ством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязан­ностей и ответственности.

6. Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собирае­мые с физических и юридических лиц, находящихся в го­сударстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.

Государство обладает определенными свойствами и признаками и предстает перед каждым человеком, прежде всего, в качестве формы общества. Оно обеспечивает взаимодействие между собой людей, проживающих на определенной территории, в рамках конкретных границ. Государство связано с взаимодействием людей и через них организует производственные, социальные и другие процессы в обществе.

Государство особым, юридическим способом объединяет людей, посредством института гражданства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.

Основная проблема заключается в определении «золотой середины» между обеспечением прав человека, предоставлении ему свободы для самореализации и творчества и, с другой стороны, в упорядочении деятельности каждого индивидуума в интересах сообщества. Государство не решает проблемы, как это может показаться на первый взгляд, а создает и поддерживает в работоспособном состоянии организационные и правовые условия для решения проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: