Непрерывность

Классификация принципов воспитания.

По содержанию

-гармоничное сочетание разных видов воспитания.

организационные принципы

-воспитание в коллективе;

-преемственность воспитательных воздействий.

принципы руководства

- стимулирование социальной активности,

- сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания.

6.5. Особенности воспитательного процесса.

Целенаправленность – цель воспитания должна быть близка и понятна воспитаннику, необходимо сотрудничество с воспитанником.

Многофакторность – действуют объективные и субъективные причины (характер отношений с воспитанником).

Неочевидность – результаты не всегда сразу ощутимы.

Динамичность – воспитательный процесс подвижен и изменчив.

Длительность – К. Гельвеций писал: «Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание».

Комплексность – единство целей, задач, содержания, форм и методов подчиненных идеи целостного формирования личности.

Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов – в одних и тех же условиях одними и теми же действиями могут быть достигнуты разные результаты.

Двусторонний характер – идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю обратная связь.

Противоречивость – между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.

6.6. Понятие о методах, средствах и приемах воспитания.

М етоды воспитания - комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата.

Средства воспитания – средства воздействия на воспитанников.

Среди средств воспитания выделяют: материальные, способы коммуникации, знаковые символы, технические социальная группа, коллектив, культурные ценности.

Приемы воспитания – специфические действия по использованию элементов или отдельных средств воспитания в конкретной педагогической ситуации.

Например, убеждение может выступать в качестве методического приема, используемого в рамках методов примера и упражнения.

6.7. Классификация методов воспитания.

В 60-е гг. XX в. общепринятой следующая:

воздействия на сознание ребенка

воздействия на поведение ребенка.

В 70-е гг. появилась классификация, содержащая три группы методов:

- методы целенаправленного формирования качеств личности;

- методы стимулирования естественного саморазвития личности;

- методы коррекции развития личности.

В конце 70-х – начале 80-х гг. классификация методов воспитания Т. Е. Конниковой и Г. И. Щукиной

- формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности,

- формирования общественного сознания

- методы стимуляции деятельности.

В. А. Караковский предложил классификацию воспитания, для воспитателей-практиков.

• словом;

• делом;

• ситуацией;

• игрой;

• общением;

• отношениями.

В педагогической литературе встречается классификация, выделяющая следующие методы воспитания:

• воздействия

• убеждения - обращение к уму, опыту чувствам человека, способствует добровольному принятию и осмыслению им нравственных норм и идей, а также превращению их в основные мотивы поведения;

Средства убеждения: рассказ, объяснение, доказательство, лекция, беседа, инструктаж, диспут, доклад.

Пример – целенаправленном и систематическом воздействии на воспитанников разнообразными видами положительных примеров, как образцов для подражания.

Средства примера: личный пример воспитателя, примеры из жизни и деятельности выдающихся людей, из истории, произведений литературы и искусства.

Упражнение – многократная повторяемая деятельность человека необходимая для совершенствования навыков поведения, которые характеризуют воспитанность личности.

Средства упражнения: общественные поручения, выполнение задач деятельности и др.

Поощрение – метод активного побуждения воспитанника к положительной, инициативной деятельности, оно вызывает положительный эмоциональный настрой, развивает творческие силы человека, помогает ему осознать степень своего вклада в достижение общих целей, закрепить положительные черты характера.

Средства поощрения: одобрение, благодарность, похвала, награждение и др.

Принуждение – совокупность средств и приемов педагогического воздействия на людей, с целью предупредить и затормозить их нежелательные поступки, вызвать чувство вины перед собой и другими людьми.

Средства принуждения: требование, запрет, предупреждение о возможном наказании, наложение дисциплинарного взыскания, осуждение, наказание.

• организации деятельности;

• стимулирования;

• диагностики.

Если в качестве основания для классификации принять социальный опыт ребенка, то можно выделить следующие воспитательные методы:

• формирования социального опыта детей;

• самоопределения личности ребенка;

• мотивации деятельности и поведения;

• стимулирования и коррекции действий в воспитательном процессе.

Выбор методов воспитания должен изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов поможет быстрее достичь поставленной цели.

6.8. Формы воспитания.

Формы воспитания – внешне выраженные способы организации процесса воспитания.

По количеству воспитанников: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные), массовые.

По частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические.

По способам проведения: лекции, беседы, дискуссии, обсуждения, коллективная работа, индивидуальные поручения, участие в общественно полезной деятельности, опека, шевство, товарищеская помощь, посещение культурных мероприятий.

По месту проведения: в процессе обучения, труда, внешкольной работы.

По времени проведения: плановые, профилактические, отчеты, подведение итогов.

Формы воспитания становятся эффективными тогда, когда используются педагогом в соответствии с требованиями принципов воспитания, вписываются в выбранные методы, сочетаются со средствами и приемами воздействия.

6.9. Цели воспитания.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - сочетающей в себе физическое совершенство, духовное богатство, моральную частоту, рационально проявляющую свои психологические качества, способной достигать поставленных целей.

Формирование системы отношений личности к миру и самой себе – в результате которого человек понимает характер своих отношений с миром, обществом, другими людьми адекватно осознает и проявляет свои интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности.

Воспитание гражданской личности – формирование у человека высоких патриотических чувств и социально-значимых качеств.

Воспитание культурной личности – воспитание человека эстетически и духовно совершенным.

Воспитание социально-компетентной личности – правильно понимающей и адекватно оценивающей свои связи с другими людьми, строящего с ними бесконфликтные отношения, имеющие навыки эффективного коммуникативного взаимодействия.

Воспитание самостоятельно развитой личности - формирование у человека способностей к самосовершенствованию и к позитивному самоизменению.

6.10. Компоненты воспитания.

Умственное – направлено на развитие интеллектуальных способностей человека, широты кругозора, интереса к познанию окружающего мира, самостоятельности познавательной деятельности, формирование культуры учебного и интеллектуального труда.

Трудовое – ориентировано на формирование ответственного, добросовестного, творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накоплению профессионального опыта.

Нравственное – развитие нравственных качеств воспитанников, привитие им навыков правильного общественного поведения, формирование системы моральных принципов личности.

Эстетическое – развитие эстетического отношения к действительности, что выражается в способности восприятия прекрасного.

Физическое – воспитание физических качеств личности, совершенствование двигательных, навыков, формирование воли и характера.

Гражданское – ориентировано на становление у человека ответственного отношения к другим людям, семье, Отечеству, развитие чувства ответственности за себя, за свою страну и судьбу всей планеты.

Правовое – формирование системы знаний о своих правах и обязанностях, а также осознания ответственности за их несоблюдение, ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции.

Экологическое – ориентировано на бережное отношение к природе (ресурсам, флоре и фауне).

Экономическое – нацелено на формирование экономического мышления, качеств бережливости, расчетливости, предприимчивости, формирование системы знаний о проблемах собственности, системы хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Тема 7. Семья как субъект педагогического взаимодействия и развития личности.

7.1. Определение семьи.

Семья – это группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью.

7.2. Классификация видов семей.

по количеству детей

- бездетная;

- однодетная;

- малодетная;

- многодетная семья;

по составу

- неполная,

- простая,

- сложная;

по семейному стажу

- молодожены;

- молодая семья;

- семья среднего супружества;

- пожилая супружеская семья.

7.3. Задачи семьи:

– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;

– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

7.4. Функции семьи.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией.

И. В. Гребенников относит к функциям семьи

- репродуктивную;

- экономическую;

- воспитательную;

- коммуникативную

- организации досуга и отдыха.

Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис[74] выделяют следующие функции:

- воспитательную,

- хозяйственно-бытовую,

- эмоциональную,

- духовного общения,

- первичного контроля

- сексуально-эротическую

Функции традиционных семей [75]:

• хозяйственно-экономическая;

• репродуктивная;

• воспитательно-образовательная;

• рекреативная[76]– организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи.

7.5. Факторы, препятствующие реализации функций семьи.

– условия жизни членов семьи (материальные, бытовые и др.);

– личностные особенности членов семьи (уровень образования, характер, определенное воспитание, интересы и пр.);

– особенности взаимоотношений между членами семьи и др.

2. Семейное воспитание

Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи в современном обществе с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей с образовательными и другими учреждениями.

7.6. Факторы, влияющие на семейное воспитание.

Выделяют следующие факторы семейного воспитания.

- наследственность,

- физическое и психическое здоровье детей и родителей,

- материально-экономическая обеспеченность,

- социальное положение,

- уклад жизни,

- количество членов семьи,

- место проживания,

- отношение к ребенку

Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

7.7. Принципы семейного воспитания.

Общие принципы семейного воспитания:

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

• открытость и доверительность отношений с детьми;

• оптимистичность и доброжелательность взаимоотношений в семье;

• последовательность в своих требованиях;

• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Частные принципы, семейного воспитания:

- не применять физические наказания,

- не читать чужие письма и дневники;

- не морализировать;

- не говорить слишком много;

- не требовать немедленного повиновения;

- не потакать негативным поступкам.

7.8. Виды воспитания в семье.

Выделяют следующие виды:

- физическое, (физическое здоровье детей)

- эстетическое,

- трудовое, (первичного опыта трудовой деятельности, трудолюбие)

- умственное (развитие интеллекта и творческих способностей)

- нравственное воспитание детей (воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: