Классификация принципов воспитания.
По содержанию
-гармоничное сочетание разных видов воспитания.
организационные принципы
-воспитание в коллективе;
-преемственность воспитательных воздействий.
принципы руководства
- стимулирование социальной активности,
- сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).
Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания.
6.5. Особенности воспитательного процесса.
Целенаправленность – цель воспитания должна быть близка и понятна воспитаннику, необходимо сотрудничество с воспитанником.
Многофакторность – действуют объективные и субъективные причины (характер отношений с воспитанником).
Неочевидность – результаты не всегда сразу ощутимы.
Динамичность – воспитательный процесс подвижен и изменчив.
Длительность – К. Гельвеций писал: «Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание».
Комплексность – единство целей, задач, содержания, форм и методов подчиненных идеи целостного формирования личности.
Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов – в одних и тех же условиях одними и теми же действиями могут быть достигнуты разные результаты.
Двусторонний характер – идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю обратная связь.
Противоречивость – между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.
6.6. Понятие о методах, средствах и приемах воспитания.
М етоды воспитания - комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата.
Средства воспитания – средства воздействия на воспитанников.
Среди средств воспитания выделяют: материальные, способы коммуникации, знаковые символы, технические социальная группа, коллектив, культурные ценности.
Приемы воспитания – специфические действия по использованию элементов или отдельных средств воспитания в конкретной педагогической ситуации.
Например, убеждение может выступать в качестве методического приема, используемого в рамках методов примера и упражнения.
6.7. Классификация методов воспитания.
В 60-е гг. XX в. общепринятой следующая:
воздействия на сознание ребенка
воздействия на поведение ребенка.
В 70-е гг. появилась классификация, содержащая три группы методов:
- методы целенаправленного формирования качеств личности;
- методы стимулирования естественного саморазвития личности;
- методы коррекции развития личности.
В конце 70-х – начале 80-х гг. классификация методов воспитания Т. Е. Конниковой и Г. И. Щукиной
- формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности,
- формирования общественного сознания
- методы стимуляции деятельности.
В. А. Караковский предложил классификацию воспитания, для воспитателей-практиков.
• словом;
• делом;
• ситуацией;
• игрой;
• общением;
• отношениями.
В педагогической литературе встречается классификация, выделяющая следующие методы воспитания:
• воздействия
• убеждения - обращение к уму, опыту чувствам человека, способствует добровольному принятию и осмыслению им нравственных норм и идей, а также превращению их в основные мотивы поведения;
Средства убеждения: рассказ, объяснение, доказательство, лекция, беседа, инструктаж, диспут, доклад.
Пример – целенаправленном и систематическом воздействии на воспитанников разнообразными видами положительных примеров, как образцов для подражания.
Средства примера: личный пример воспитателя, примеры из жизни и деятельности выдающихся людей, из истории, произведений литературы и искусства.
Упражнение – многократная повторяемая деятельность человека необходимая для совершенствования навыков поведения, которые характеризуют воспитанность личности.
Средства упражнения: общественные поручения, выполнение задач деятельности и др.
Поощрение – метод активного побуждения воспитанника к положительной, инициативной деятельности, оно вызывает положительный эмоциональный настрой, развивает творческие силы человека, помогает ему осознать степень своего вклада в достижение общих целей, закрепить положительные черты характера.
Средства поощрения: одобрение, благодарность, похвала, награждение и др.
Принуждение – совокупность средств и приемов педагогического воздействия на людей, с целью предупредить и затормозить их нежелательные поступки, вызвать чувство вины перед собой и другими людьми.
Средства принуждения: требование, запрет, предупреждение о возможном наказании, наложение дисциплинарного взыскания, осуждение, наказание.
• организации деятельности;
• стимулирования;
• диагностики.
Если в качестве основания для классификации принять социальный опыт ребенка, то можно выделить следующие воспитательные методы:
• формирования социального опыта детей;
• самоопределения личности ребенка;
• мотивации деятельности и поведения;
• стимулирования и коррекции действий в воспитательном процессе.
Выбор методов воспитания должен изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов поможет быстрее достичь поставленной цели.
6.8. Формы воспитания.
Формы воспитания – внешне выраженные способы организации процесса воспитания.
По количеству воспитанников: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные), массовые.
По частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические.
По способам проведения: лекции, беседы, дискуссии, обсуждения, коллективная работа, индивидуальные поручения, участие в общественно полезной деятельности, опека, шевство, товарищеская помощь, посещение культурных мероприятий.
По месту проведения: в процессе обучения, труда, внешкольной работы.
По времени проведения: плановые, профилактические, отчеты, подведение итогов.
Формы воспитания становятся эффективными тогда, когда используются педагогом в соответствии с требованиями принципов воспитания, вписываются в выбранные методы, сочетаются со средствами и приемами воздействия.
6.9. Цели воспитания.
Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - сочетающей в себе физическое совершенство, духовное богатство, моральную частоту, рационально проявляющую свои психологические качества, способной достигать поставленных целей.
Формирование системы отношений личности к миру и самой себе – в результате которого человек понимает характер своих отношений с миром, обществом, другими людьми адекватно осознает и проявляет свои интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности.
Воспитание гражданской личности – формирование у человека высоких патриотических чувств и социально-значимых качеств.
Воспитание культурной личности – воспитание человека эстетически и духовно совершенным.
Воспитание социально-компетентной личности – правильно понимающей и адекватно оценивающей свои связи с другими людьми, строящего с ними бесконфликтные отношения, имеющие навыки эффективного коммуникативного взаимодействия.
Воспитание самостоятельно развитой личности - формирование у человека способностей к самосовершенствованию и к позитивному самоизменению.
6.10. Компоненты воспитания.
Умственное – направлено на развитие интеллектуальных способностей человека, широты кругозора, интереса к познанию окружающего мира, самостоятельности познавательной деятельности, формирование культуры учебного и интеллектуального труда.
Трудовое – ориентировано на формирование ответственного, добросовестного, творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накоплению профессионального опыта.
Нравственное – развитие нравственных качеств воспитанников, привитие им навыков правильного общественного поведения, формирование системы моральных принципов личности.
Эстетическое – развитие эстетического отношения к действительности, что выражается в способности восприятия прекрасного.
Физическое – воспитание физических качеств личности, совершенствование двигательных, навыков, формирование воли и характера.
Гражданское – ориентировано на становление у человека ответственного отношения к другим людям, семье, Отечеству, развитие чувства ответственности за себя, за свою страну и судьбу всей планеты.
Правовое – формирование системы знаний о своих правах и обязанностях, а также осознания ответственности за их несоблюдение, ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции.
Экологическое – ориентировано на бережное отношение к природе (ресурсам, флоре и фауне).
Экономическое – нацелено на формирование экономического мышления, качеств бережливости, расчетливости, предприимчивости, формирование системы знаний о проблемах собственности, системы хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.
Тема 7. Семья как субъект педагогического взаимодействия и развития личности.
7.1. Определение семьи.
Семья – это группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью.
7.2. Классификация видов семей.
по количеству детей
- бездетная;
- однодетная;
- малодетная;
- многодетная семья;
по составу
- неполная,
- простая,
- сложная;
по семейному стажу
- молодожены;
- молодая семья;
- семья среднего супружества;
- пожилая супружеская семья.
7.3. Задачи семьи:
– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;
– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
7.4. Функции семьи.
Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией.
И. В. Гребенников относит к функциям семьи
- репродуктивную;
- экономическую;
- воспитательную;
- коммуникативную
- организации досуга и отдыха.
Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис[74] выделяют следующие функции:
- воспитательную,
- хозяйственно-бытовую,
- эмоциональную,
- духовного общения,
- первичного контроля
- сексуально-эротическую
Функции традиционных семей [75]:
• хозяйственно-экономическая;
• репродуктивная;
• воспитательно-образовательная;
• рекреативная[76]– организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи.
7.5. Факторы, препятствующие реализации функций семьи.
– условия жизни членов семьи (материальные, бытовые и др.);
– личностные особенности членов семьи (уровень образования, характер, определенное воспитание, интересы и пр.);
– особенности взаимоотношений между членами семьи и др.
2. Семейное воспитание
Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи в современном обществе с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей с образовательными и другими учреждениями.
7.6. Факторы, влияющие на семейное воспитание.
Выделяют следующие факторы семейного воспитания.
- наследственность,
- физическое и психическое здоровье детей и родителей,
- материально-экономическая обеспеченность,
- социальное положение,
- уклад жизни,
- количество членов семьи,
- место проживания,
- отношение к ребенку
Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
7.7. Принципы семейного воспитания.
Общие принципы семейного воспитания:
• гуманность и милосердие к растущему человеку;
• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
• открытость и доверительность отношений с детьми;
• оптимистичность и доброжелательность взаимоотношений в семье;
• последовательность в своих требованиях;
• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Частные принципы, семейного воспитания:
- не применять физические наказания,
- не читать чужие письма и дневники;
- не морализировать;
- не говорить слишком много;
- не требовать немедленного повиновения;
- не потакать негативным поступкам.
7.8. Виды воспитания в семье.
Выделяют следующие виды:
- физическое, (физическое здоровье детей)
- эстетическое,
- трудовое, (первичного опыта трудовой деятельности, трудолюбие)
- умственное (развитие интеллекта и творческих способностей)
- нравственное воспитание детей (воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость.)