Информационные системы в туристическом и гостинично- ресторанном бизнесе
Лекция 15
Компьютерные информационные технологии (КИТ)
Глобальные системы резервирования (ГСР) (англ. Global Distribution Systems- GDS) представляют собой широко распространенные во многих странах специальные информационные системы, подключение к которым позволяет туристическим компаниям и гостиницам автоматизировать широкий набор своих профессиональных функций- бронирования гостиниц, авиаперелетов, автомобилей, железнодорожных перевозок, паромов, круизов.
Впервые понятие "компьютерная система бронирования" появилось в Европе и США в 1960-х годах. В те годы гражданская авиация находилась на этапе активного развития. "Телефонная" технология бронирования мест туристическими агентами и "бумажная" технология управления заполняемостью рейсов авиакомпаниями перестали справляться с обслуживанием растущего пассажиропотока, что и привело к необходимости автоматизации подобного рода деятельности.
Первые компьютерные системы бронирования были созданы отдельными авиакомпаниями и предназначались исключительно для обслуживания нужд собственных туристических агентов.
Авиакомпания American Airlines и компания IBM совместными усилиями создали первый программно-аппаратный комплекс SARBE, впоследствии переименованный в Sabre. Потом стали появляться системы, ориентированные на потребности отдельных авиакомпаний, такие как Panamac, Deltamatic - для авиакомпаний PanAM и Delta Airlines соответственно.
Спустя некоторое время сложилась такая ситуация, что, с одной стороны, в активно работающих турагентствах было установлено несколько терминалов, принадлежащих различным авиакомпаниям, а, с другой стороны, авиакомпаниям приходилось тратить все больше и больше средств на технологическое развитие систем бронирования. Логичным решением в этой ситуации стало объединение усилий авиакомпаний в разработке и продвижении на рынке компьютерных систем бронирования. Результатом этой интеграции и явилось возникновение ГСР.
В современном мире насчитываются десятки систем резервирования, однако всего четыре системы принято относить кGDS:
· Amadeus (АМАДЕУС),
· Sabre
· Galileo
· Worldspan.
Они получили широкое распространение во всем мире, к этим системам подключено около 500 тысяч терминалов по всему земному шару.
Представление гостиницы в любой ГСР обязательно должно включать в себя следующие позиции: общее описание, описание номерного фонда, описание тарифов, цены, информацию о наличии мест.
Общее описание определяет возможности гостиницы как объекта размещения и содержит адрес, месторасположение, год постройки и год последней реконструкции здания, данные об инфраструктуре, и т.п. Сюда же относятся сведения о ближайших достопримечательностях.
В описании номерного фонда указываются типы и классы номеров, приводится их подробное описание и вместимость. Под вместимостью понимается количество обслуживаемых лиц, которое может быть размещено в номере на штатных и дополнительных кроватях. Именно на основании характеристик вместимости определяется возможность размещения нескольких человек в одном гостиничном номере.
Тарифный план - это набор правил приобретения гостиничных услуг, отказа от них и возникающие в связи с этим требования и ограничения, а тариф – это цена за номер в сутки, а также предлагаемая систем скидок.
Информации о наличии мест указывается на каждую конкретную дату, существует возможность бронирования в on- line режиме.
Бронирование осуществляется, как правило, с помощью специального модуля «Бронирование».
Модуль «Бронирование» («Резервирование») создан для выполнения функции бронирования гостиничных мест и работает в режиме подтверждение/отказ с привязкой ко времени. Модуль «Бронирование» позволяет службе приема заказов быстро обрабатывать информацию в соответствии с запросами гостей, вовремя готовить комнаты, а также составлять прогнозы и заполнять отчеты о прибыли. Заказы на резервирование номеров, полученные либо через центральную систему резервирования, либо непосредственно от клиента. Информация о наличии мест отражается на дисплеях компьютерной сети гостиницы, которая может быть включена в общую систему бронирования гостиничной цепи или работать автономно.
Модуль «Бронирование» может составлять отчеты, необходимые для менеджеров. Наиболее типичные функции, присваиваемые модулю резервирования:
§ Запросы на резервирование
· Обоснование готовности номеров к сдаче
· Создание записей о резервировании
· Подтверждение резервирований
· Поддержание записей о резервировании
· Создание отчетов
В момент введения в компьютер запрос на резервирование сравнивается с данными о наличии свободных номеров в соответствии с алгоритмом, заданным системе.
На запрос о резервировании система может дать следующие ответы, которые появятся на экране дисплея:
. Принятие или отказ в принятии запроса на резервирование
. Предложение альтернативных вариантов типа номеров или расценки
. Предложение остановиться в другом отеле
Количество и вид отчетов по модулю резервирования функционально связаны с нуждами пользователя, возможностями программного обеспечения и содержанием базы данных. Модуль бронирования используется с целью максимизации продажи номеров путем тщательного мониторинга количества свободных номеров и предоставления детального прогноза дохода от сдачи номеров. Отчет о количестве свободных номеров показывает ежедневное количество свободных номеров каждого типа (оставшиеся номера в каждой категории).
Рассмотрим кратко наиболее известные ГСР.
ГСР AMADEUS
Число туристических агентств, работающих с Amadeus- - почти 65 тысяч офисов в более чем 210 странах мира пользуются услугами системы. В России, например, к Amadeus подключено более 800 туристических агентств.
Созданная в 1987 году авиакомпаниями Air France, Iberia, Lufthansa и SAS (в настоящее время не является акционером), она начала свое быстрое развитие.
С помощью Amadeus практически 65 000 туристских агентств и 10 000 терминалов авиакомпаний по всему миру имеют возможность бронировать:
· около 752 авиакомпаний, представляющих более 95% мест регулярных рейсов,
· около 64 000 отелей,
· 50 компаний по аренде автомобилей,
· 13 паромных, 11 круизных компаний, страховые компании и тур операторы.
Система обрабатывает от 1000 до 1750 транзакций в секунду. Среднее время ответа – 2 секунды, возможное количество одновременных подключений – более 100 тысяч.
Главный офис находится в Мадриде, Испания, офис по развитию – Ницца, Франция, главный компьютер – Эрдинг, Германия.
Система Amadeus работает в 133 странах мира. В России Amadeus представлена офисами в Москве и в С-Петербурге, которые обеспечивают работу с Россией, Беларусью. На Украине и в Казахстане также есть свои представительства системы, которая охватывает практически всю территорию СНГ, поэтому возможно забронировать перелеты на целом ряде авиакомпаний стран Содружества, а также места в гостиницах этих государств.
По данным компании, Amadeus имеет 100% долю рынка в Республике Беларусь.
Типовая система Amadeus в туристическом агентстве состоит из сетевого оборудования (модем, сетевая карта). Доступ осуществляется через сеть Интернет на основе стандартного web-браузера без использования дополнительного программного обеспечения.
Стандартный пакет услуг при подключении включает:
· Полную техническую и информационную поддержку агентов;
· On- line функциональную поддержку квалифицированных специалистов отдела Help-Desk для агентов-пользователей системы;
· Обучение по базовым курсам "JUMP IN – основы авиабронирования" и "Amadeus Hotels&Cars - основы бронирования гостиниц/автомобилей".
В системе находится также Центральный источник справочной информации (Amadeus Information System или AIS. Информацию, содержащуюся в AIS, можно разделить на 2 больших раздела:
· Информация, вносимая и обновляемая поставщиками туристических услуг (авиакомпаниями, гостиницами и компаниями по аренде автомобилей)
· Информация, вносимая и обновляемая Amadeus которая, в свою очередь, делится на:
o Информацию, независящую от Amadeus: страны, аэропорты, погода;
o Информацию, касающуюся использования Системы.
Пример:
AIS содержит информацию о более чем 200 странах мира. На информационной странице любой страны имеются следующие разделы:
· Размещение
· Достопримечательности
· Климат
· События (выставки, фестивали, и т.п.)
· Особенности национальной кухни
· Географическое описание
· Часовые пояса
· Здравоохранение, санитария и гигиена
· Государственные праздники
· Важные мелочи
· Магазины
· Особенности образа жизни
· Чаевые
· Путешествия по стране
ГСР Galileo
Компания Galileo International, являющаяся владельцем систем Galileo, впервые вышла на рынок глобальных дистрибьюторных услуг более 30 лет назад и сегодня предлагает услуги электронной дистрибьюции в области индустрии путешествий на базе компьютерных систем бронирования и современных технологий Интернет.
Galileo предоставляет возможность турагентам в более чем в 47 000 точках продажи в 121 стране мира получать доступ к информации по наличию свободных мест, расписанию и тарифам, а также бронировать номера в гостиницах, авиаперевозки, автомобили, круизы и выписывать билеты.
В системе Galileo представлены свыше 50 тысяч отелей, 493 авиакомпании мира, причем более половины из них - в режиме прямого доступа, 28 компаний по аренде автомобилей, 431 туроператор, 9 круизных групп.
Агентствам и туристическим фирмам предлагается следующее:
- Терминальные решения для подключения к системе бронирования;
- Билетопечать и отчетность;
- Продукт для самостоятельного ввода тарифов в систему Galileo;
- Оформление корпоративного сайта для бронирования в он-лайн;
- Подключение к Интернет;
- Предоставление оборудования;
- Обучение;
- Техническое сопровождение и служба оперативной поддержки.
Головной офис Galileo International находится в г. Парсиппани, штат Нью Джерси, США. Также ей принадлежит один из крупнейших в мире вычислительных центров, расположенный в пригороде г. Денвера, штат Колорадо, США. Ежедневно этот центр обрабатывает свыше 350 миллионов информационных запросов и более чем 380 миллионов бронировок в год.