Эластичность спроса и предложения. Понятие рыночного равновесия

Понятие рыночного равновесия. Цена равновесия

Факторы, влияющие на предложение

Факторы, влияющие на спрос

Основы теории спроса и предложения

1)Спрос: кривая и закон спроса

3)предложение: кривая и закон предложения

D – спрос

S – предложение

P – цена

Q – количество, объём

E – эластичность

I – доход

-1-

Спрос – форма выражения потребности, представленная на рынке и обеспеченная средствами.

Цена спроса – максимальная цена, которую готов заплатить покупатель (потребитель) за тот или иной товар при определённых условиях в единицу времени.

Функция спроса D представляет собой зависимость объёма Q от определяющих его факторов:

QD = fD (P, I, число покупателей, вкусы, предпочтения, сезонность, товаро-заменители и т.д.)

QD = fD(P)

               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Экономический смысл закона спроса заключается в обратной зависимости между ценой и объёмом спроса (с повышением цены спрос сокращается и наоборот)

Закон спроса можно объяснить при помощи эффектов дохода и замещения и закона убывающей предельной полезности.

Эффект дохода указывает на то, что если цена продукта падает, то покупательная способность растёт, т.е. покупатель в результате снижения цены может купить больше данного товара и в то же время купить другие товары, т.к. покупательная способность денег увеличивается; более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в том, что снижение цены на определённый товар стимулирует человека приобрести его вместо аналогичных, но более дорогих товаров, покупатель при этом склонен заменять дорогие товары более дешёвыми или альтернативными товарами.

Эффекты дохода и замещения приводят к тому, что покупатель всегда склонен покупать большее количество продукта по более низкой цене. Они действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них.

Если направление эффекта дохода совпадает с направлением эффекта замещения, то такие товары называются нормальными, но существуют низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки. В случае изменения цен на такие товары эффекты дохода и замещения действуют в противоположных направлениях.

Исключения из закона спроса:

1)Когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены к повышению спроса на товар, ситуация носит название эффект Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления называется товаром Гиффена. В этом случае эффект дохода перевешивает эффект замещения.

2)Некоторые потребители сокращают свой спрос на товар при снижении его цены в силу того, что данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет «быть как все», такая ситуация носит название Эффект сноба.

3)Когда повышение цены приводит к увеличению спроса, речь идёт о дорогостоящих эксклюзивных товарах, т.к. богатый покупатель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений – эффект Веблена.

Закон убывающей предельной полезности:

С приобретением каждой последующей единицы продукта покупатель получает меньше полезности или удовлетворения, чем от предыдущей. Поэтому покупатель будет приобретать дополнительные единицы продукта лишь при условии снижения цены.

Различают индивидуальный и рыночный спрос:

Индивидуальный спрос – потребности конкретного отдельного покупателя, выраженные в денежной форме.

Рыночный спрос – совокупность спроса покупателей данного товара по данной цене.

Спрос можно рассматривать как с количественной стороны (количество потребляемых благ на данный момент), так и с качественной стороны (платёжеспособность – сумма денег, уплаченных за приобретённый товар).

Различают два таких понятия, как изменение спроса и изменение объёма спроса:

Объём спроса изменяется под воздействием ценового фактора. В данном случае происходит движении по кривой. Сам спрос изменяется под воздействием не ценовых факторов. Происходит смещение кривой спроса в том или ином направлении.

-2-

На величину спроса оказывают влияние неценовые факторы (D-терменанты).

1)денежные доходы потребителей (с повышением доходов населения спрос увеличивается, кривая смещается вверх и вправо в положение D1D1’; с понижением доходов спрос сокращается, кривая смещается вниз и влево в положение D2D2’)

               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

2)чило потребителей на рынке ( спрос повышается, кривая смещается вверх и вправо)

3)вкусы и предпочтения (благоприятное воздействие данного фактора, вызванное рекламой, способствует увеличению спроса, что смещает кривую вверх и вправо (D1D1); и наоборот)

4)сезонность к потребности

5) наличие на рынке товаров-заменителей (при увеличении цены на один из товаров спрос на другой товар будет увеличиваться)

-3-

Предложение характеризует готовность продавца (производителя) продать (предложить) то или иное количество товаров на рынке при определённых условиях в единицу времени.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец готов предложить то или иное количество товаров на рынке при определённых условиях в единицу времени.

Функция предложения – зависимость объёма предложения Q от определяющих его факторов:

QS = fS (P,T, Pрес, Н, С, ЧП, Тзам)

Qs = fs(P)

Т – технология

РРЕС – цена ресурсов

Н – налоги

С – сезонность на рынке

ЧП – число продавцов

ТЗАМ – товаро-заменители

               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Как видно на рисунке 3, S-S-кривая имеет восходящую ветвь и положительный наклон, объясняемые законом предложения, экономический смысл которого заключается в прямой зависимости между ценой и объёмом предложения (с ростом цены предложение растёт, и наоборот)

Предложение можно рассматривать с двух сторон:

1)с количественной: предложение – объём готовности (производства) товаров за данный период времени;

2)с качественной: предложение – готовность заключить сделку по продаже конкретного товара.

Ценовые факторы вызывают движение по кривой.

-4-

К основным неценовым факторам-детерминантам, оказывающим влияние на предложение относятся следущие:

1)технология производства: а)совершенствование техники и технологии на производстве способствует сокращению затрат, тем самым увеличивается предложение, кривая смещается вниз и вправо;

б) применение старой техники и технологии способствует росту затрат, кривая смещается в S2S2;

рис.4. Неценовые факторы, влияющие на предложение.

       
       
       
       
       
       
       
       
       

2)Цены на ресурсы (РРЕС) рассматриваются как издержки на производстве (увеличение цен на ресурсы увеличивает затраты на производство и сокращает предложение, кривая смещается в S2S2; и наоборот – снижение цен на ресурсы сокращает издержки на производство и предложение растёт, кривая смещается в S1S1)

3)Налоги и датации (Н)

Налоги – это обязательный платёж, взимаемый с юридических и физических лиц, поступаемый в соответствующие бюджеты (федеральный, региональный, местный). Налог является затратной соответствующей для производства, поэтому он сокращает предложение, кривая смещается в S2S2.

Датация – безвозмездная сумма денежных средств, предоставляемая государством субъектам хозяйствования. Датация экономит затраты и, как следствие, увеличивает предложение, кривая смещается в S1S1.

Налоги – прямые (подоходный 13%, налог на прибыль 20%) и косвенные (НДС, акцизная марка)

4)Число продавцов (чем больше ЧП, тем больше предложение, кривая смещается в S1S1, и наоборот в S2S2)

5)изменение цен на товаро-заменители. Например, если растут цены на мясо птицы, то производители начинают увеличивать производство, при это производство говядины будет сокращаться, и наоборот.

6)изменение ожидания производителей (ожидая повышения цен, производители будут задерживать реализацию своих товаров)

-5-

Рыночный механизм:

S-D – идеальное состояние рынка (интересы производителя и потребителя полностью совпадают)

E – точка равновесия

Рис.5. Рыночное равновесие

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие и образуется рыночная цена.

Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, когда интересы производителей и потребителей совпадают, когда объём спроса равен объёму предложения (такая ситуация возникает при пересечении кривых спроса и предложения в точке E). В этой точке цена устраивает одновременно и покупателя и продавца, и называется рыночной равновесной ценой. Однако возможный и другие ситуации:

1)когда на рынке устанавливается цена выше цены равновесия (P1 < PE). При этом объём спроса QD1 сокращается, а объём предложения QS1 увеличивается. QD1 < QS1. В результате на рынке возникает избыток товара.

2) когда на рынке установилась цена ниже цены равновесия P2 < PE, в результате QS2 сокращается, а QD2 растёт, т.е. QS2 < QD2. Такая ситуация приводит к дефициту товара на рынке.

Современные модели рыночного равновесия на микроуровне включают:

1)паутинообразную модель (наиболее известная)

Суть: при отклонении цен от равновесного состояния происходит их колебание и изменение количества товара, реализуемого на рынке.

2)Невальсова модель связана с жесткими ценами и основана на допущениях гибкости цен

3)Модель очереди означает установление рыночного равновесия с помощью очереди, которая означает, что для потребителя затраты на приобретение товара складываются из двух частей:

а)денежная фиксированная цена, установленная на товар;

б)потери, связанные с состоянием очереди; при этом оценка потерь может быть определена доходами, которые потребитель мог бы получить за это время, если бы занимался полезной работой.

4)модель рыночного равновесия (при вмешательстве государства)

При избытке товаров на рынке государство закупает эти избыточные товары. Когда же на рынке дефицит товаров, то государство выступает в качестве дополнительного поставщика товаров, и наступает экономическое равновесие.

Функции рыночной цены:

1)информационная

2)стимулирующая

3)распределительная

4)учётно-измерительная

5)балансирующая.

-6-

Эластичность показывает на сколько процентов (%) изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

Эластичность спроса – это измеритель силы влияния какого-либо фактора на величину D.

Виды эластичности спроса:

1)Эластичность спроса по цене (мера реагирования) – ценовая эластичность спроса - это степень изменения величины спроса в ответ на изменение рыночной цены на 1%. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности по цене:

Виды ценовой эластичности спроса:

1) EDP > 1 (спрос является эластичным). Такая ситуация характерна для высоко конкурентных рынков, когда покупатель легко может выбрать другого продавца с более низкой ценой (понижение цены увеличивает спрос).

EDP > 1 (понижение цены ведёт к увеличению общей выручки P . Q)

2) EDP < 1 (спрос не эластичен). Изменение объёма спроса меньше, чем процентное изменение цены.

3) EDP = 1 (единичная эластичность спроса). Процентное изменение объёма спроса равно процентному извенению цены товара (понижение спроса не вызывает изменение общей выручки).

 
 
 
 
 
 

Кроме того различают спрос: абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный.

 
 
 
 
 
 

2)Перекрёстная эластичность спроса – процентное изменение цены спроса на 1 товар при изменении цены другого. Она возникает при использовании взаимозаменяемых и взаимно дополняемых товаров.

AB – товары один относительно другого. Например, А – цена билета на автобус, В – цена билета на поезд.

Виды перекрёстной эластичности спроса:

1) Положительная (EDАВ > 0) – товары А и В взаимозаменяемые.

2) Отрицательная (EDАВ < 0) – товары А и В взаимно дополняемые – с ростом цены одного товара падает потребление другого. (А – телефоны, В – зарядники)

3) Нулевая (EDАВ = 0) – А и В независимые товары (А – хлеб, В – обувь).

3)Эластичность спроса подоходно – изменение спроса на товар в зависимости от изменения дохода потребителя

Для большинства товаров зависимость между доходом и спросом прямая, однако в некоторых случаях - может быть обратной. На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спроса на разные товары можно построить график доход-расхода для отдельного блага (в предложении, что цена блага=const), такие графики называют кривыми Энгеля.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

1)наличие товаров-заменителей (спрос на товар, имеющий заменители, более эластичный)

2)время, в рамках которого принимается решение о покупке (спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длинном)

3)значимость товара для потребителя (спрос на товары первой необходимости не эластичен, на предметы роскоши – эластичен)

4)удельный вес товара в доходе потребителя (чем больший объём затрат в бюджете потребителя приходится на приобретение данного товара, тем выше эластичность на него)

Эластичность предложения также:

1)эластичность предложения как и спроса представляет собой степень фактора влияния одного на другое)

2)эластичность предложения - процентная величина предложения товара в ответ на изменение его цены в %-тах.

а) ESP > 1 – менее эластично

б) ESP < 1 – повышенная эластичность

в) ESP = 1 – единичная эластичность

Факторы, влияющие на ESP:

1)наличие избыточных мощностей;

2)наличие запасов товара у продавца;

3)мобильность ресурсов;

4)время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: