Где Р1 – некоторая исходная проблема

Р1 – ТТ – ЕЕ – Р2

ТТ – ее предположительное решение, «пробная теория», то есть, по существу, гипотеза

ЕЕ – устранение ошибок путем критического суждения или экспериментальных проверок

Р2 – новая проблема

Эта схема, отмечает Поппер, работает на основе «сознательной критики, осуществляемой под контролем регулятивной идеи поиска истины». На этом пути мы выдвигаем гипотезы (чем больше, тем лучше), ищем противоречия и ошибки нашего знания и стараемся устранить их (при этом могут возникать новые проблемы). Устранение ошибок ведет к объективному росту нашего знания, к росту его правдоподобия, что в итоге дает возможность приблизиться к истине.

Строгое следование идеям критического рационализма требовало от ученого немедленного отказа от теории, как только проведена ее фальсификация. Но ученый, как правило, никогда не идет сразу же на это – он продолжает работать с прежней теорией и готов отказаться от привычных ему взглядов лишь тогда, когда построена альтернативная и более продуктивная теория. Эта устойчивость научных теорий по отношению к эмпирическим аномалиям привлекла к себе внимание одного из последователей Поппера – английского философа и историка науки Имре Лакатоса. Его работы относят к историческому направлению в философии науки, которое стремится синтезировать гносеологический и исторический подходы к динамике научного знания. Для преодоления трудностей, возникающих при использовании принципов критического рационализма в анализе истории науки, Лакатос вводит в научную методологию новое понятие – «научно-исследовательская программа (НИП). Под НИП понимается серия теорий, сменяющих друг друга, но объединенных при этом некоторой совокупностью общих базисных идей и принципов. Именно НИП руководствуется ученый или же научное сообщество в своей профессиональной деятельности, а вся история науки есть не что иное, как конкуренция различных НИП, вытеснение и смена их друг другом.

Огромный вклад в развитие современной философии науки внесла концепция исторической динамики научного знания, созданная американским историком и философом Томасом Куном и изложенная им в книге «Структура научных революций» (1962г.) Ее основные положения могут быть в обобщенном виде сведены к следующим:

1. Наука не только – и не столько – система знаний, но и деятельность различных научных сообществ – групп ученых, обладающих сходной научной подготовкой, исповедующих общие фундаментальные принципы и теории, единых в понимании идеалов, норм и целей научного исследования.

2. Методологической основой профессиональной деятельности научного сообщества выступает парадигма (греч. пример, образец) – особая система базисных знаний. По Куну, именно парадигма объединяет ученых в то или иное научное сообщество, и, наоборот, научное сообщество состоит из профессионалов, принимающих определенную парадигму.

3. Эволюция науки представляет собой чередование двух основных этапов: «нормальной науки» и «научной революции». Определенная парадигма – запас научного знания растет (наука кумулятивное накопительное предприятие) – «аномальные факты» - ряд новых альтернативных парадигм – конкурентная борьба – победа одной из них научная революция.

4. Между старой и новой парадигмами существует отношение «несоизмеримости»: нельзя установить какие-либо логические переходы от прежнего парадигмального знания к новому. Иными словами, знание, накопленное в рамках старой парадигмы, отбрасывается после ее крушения. «Ученый же», который продолжает сопротивляться и после того, как вся его профессиональная группа перешла к новой парадигме, фактически, по мнению Куна, перестает быть ученым.

Интересную и весьма оригинальную концепцию «анархической эпистемологии» предложил американский философ и методолог науки Пол Фейерабенд. Сущность этой концепции изложена им в работе «Против метода. Очерк анархистской теории познания (1975) и выраженную в следующих основных идеях:

1. Весь интеллектуальный материал, который находится в распоряжении ученого, все его знания самого различного рода во многом являются неопределенными, двусмысленными и никогда полностью не отделены от своей исторической основы. Поэтому, скажем, факты никогда не отделены от существующей идеологии науки, они всегда теоретически нагружены, следовательно, принятие ученым той или иной теории детерминирует способ восприятия им эмпирических явлений и язык их описания (в методологии науки эту идею называют «теоретическим реализмом»).

2. Рост знания представляет собой пролиферацию (размножение) теорий, опирающихся на разные идеи и понятия и поэтому несоизмеримых друг с другом. Ученый может и должен разрабатывать как можно больше новых гипотез, в том числе и не совместимых с хорошо обоснованными теориями. «Пролиферация теорий, - подчеркивает Фейерабенд, - благотворна для науки, в то время как их единообразие ослабляет ее критическую силу… Для объективного познания необходимо разнообразие мнений. И метод, поощряющий такое разнообразие, является единственным, совместимым с гуманистической позицией».

3. Плюрализм научных теорий неизбежно ведет к плюрализму методов познания. История науки свидетельствует о том, что не существует методов и правил, которые в то или иное время не были бы нарушены. Более того, великие открытия и достижения науки «оказывались возможными лишь потому, что некоторые мыслители либо сознательно решили разорвать путы «очевидных» методологических правил, либо непроизвольно нарушали их.»Поэтому (по Фейерабенду), единственным принципом не препятствующим прогрессу науки, является принцип «допустимо все». Ученый должен применять плюралистическую методологию и понимать, что «всякая методология – даже наиболее очевидная – имеет свои пределы».

4. Признание плюрализма теорий ведет, к выводу о равноправии различных типов знания: науки, мифологии, религии. Фейерабенд полагает, что для деятельного понимания и преобразования природы «мы должны использовать все идеи, все методы, а не только небольшую избранную их часть.» Таким образом, ученый, как всякий зрелый гражданин, должен представлять собой личность, «которая научилась развивать и обогащать свое мышление, а затем приняла решение в пользу того, что представляется ей наиболее подходящим».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: