В основе ситуационного подхода – ситуация, т.е. набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное время. Ситуационный подход увязывает конкретные приемы с определенными конкретными ситуациями для достижения общей цели.
Методология ситуационного подхода
1. Руководитель должен знать все средства профессионального управления – системный анализ, методы контроля, планирования, принятия решений.
2. Руководитель должен предвидеть последствия от применения той или иной концепции
3. Он должен правильно интерпретировать ситуацию, выявить наиболее важные факторы в данной ситуации и определить каков вероятный эффект от изменения одной или нескольких переменных
4. Руководитель должен использовать конкретные приемы, которые вызывают наименьший отрицательный эффект к конкретным ситуациям для достижения целей организации.
Ситуационный, или кейсовый (от англ. саsе - ситуация), подход к управлению, так же, как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и предлагает будущим менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Ситуационный подход как разновидность научного метода направлен на выработку у человека ситуативного мышления (приближенного к практике) и непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов.
|
|
Ситуационный подход требует принятия оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов. Если процессный и системный подходы более целесообразно применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности менеджера, то ситуационный подход чаще используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях. Именно в такие моменты, когда за 1-2 мин необходимо правильно оценить ситуацию и принять верное решение,проявляются особые качества менеджера: твердость, гибкость мышления, эрудиция, дар предвидения.
Ситуационный подход носит не шаблонный характер, а воспитывает у менеджеров, имеющих различные личностные качества, умение контролировать ситуацию. Различные управленцы в одинаковой ситуации будут предпринимать разные действия, стремясь, однако, достичь близкие цели. Поэтому в процессе обучения или переподготовки менеджеров используются не стандартные, а самые непредвиденные ситуации (землетрясение, взрыв близлежащего химического предприятия, отключение электроэнергии, массовое заболевание работников и др.), в ходе которых моделируется весь ход действий и их последствия. Таким образом, ситуационный подход заранее подготавливает менеджера к запрограммированным решениям в нестандартных ситуациях.
Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте понятие менеджмента, в чем его сущность?
2. Раскрыть экономический механизм менеджмента?
3. Расскажите о внутрифирменном управлении.
4. Каковы цели менеджмента?
5.Назовите основоположников научной школы?
6.Кто является представителем школы человеческих отношений?