Глобальные риски современной Африки

Цивилизационные риски мирового беспорядка

Современную Африку не обошла стороной ни одна из острых про­блем новейшей истории. Терроризм в некоторых из африканских стран стал одним из элементов жестокой повседневности, племен­ные и межконфессиональные конфликты потрясают многие госу­дарства и приводят к многочисленным жертвам, миллионы людей десятилетиями не могут выбраться из ужасающей нищеты. Ситуация кажется безнадежной, хотя очень не хочется верить, что она дейст­вительно такова.

Глобализация в ее со­временном варианте не расширяет, а резко сокращает область ус­тойчивости миропорядка. Благодаря новым финансовым, информа­ционным, технологическим возможностям международные игроки теперь способны оказывать глобальный и эффективный прессинг на общественное мнение в разных странах, политическую стабиль­ность, общее состояние международной безопасности. Разноцветие реальных и виртуальных акций, мировых политических и финансо­вых игр не только выходит за границы сложившегося миропорядка, но и проявляет способность обрушить многие его устои. Система глобального доминирования небольшой группы государств во главе с США задает упрощенные, жесткие параметры международной безопасности. Возникающий новый мир реализует такие варианты самоорганизации и саморегуляции, которые, строго говоря, находятся уже за рамками мировой цивилизации или мировой культуры как сети взаимодействий основных международных субъектов. Миро­вые процессы становятся более самопроизвольными, неопределен­ными, закрытыми для универсального понимания. Отсюда целый ряд ключевых рисков нарастания глобального хаоса:

» разрушение механизмов формирования и согласования нацио­нальных интересов;

» локализация принципа realpolitik — безопасность, прежде всего, глобальная;

» распространение практики нелегитимного принуждения и на­силия;

» институционализация в широких масштабах применения насилия;

» расширение «теневой зоны» как части нового мирового порядка.

Проблема безопасности

Для большинства африканских государств решение проблемы безопасности представляется не как задача усиления государственной военной машины, а исключительно как возможность эффективно решить ряд взаимозависимых и жизненно необходимых задач для выживания и воспроизводства собственного населения.

Говоря о военно-политических измерениях проблемы, следует сказать, что Африканский континент, как и вся «зона четвертого мира»», будет и в дальнейшем оставаться наиболее конфликтоло-генной зоной мира. При этом большая их часть будет происходить за права контроля над теми или иными полезными ископаемыми. Именно такой характер и подоплеку имеет сегодня большая часть африканских конфликтов.

Задача укрепления безопасности африканских государств не­возможна сегодня без участия международных организаций, реали­зации здесь долговременных планов социально-экономического и социально-политического развития. Механизм раннего предупреж­дения и реакции на возникающие конфликты под эгидой междуна­родного сообщества при непосредственном участии общеафрикан­ских организаций (Африканский Союз), региональных организаций стоит считать неотъемлемой частью системы мер, способных хотя бы в какой-то степени укрепить шаткую структуру национальной и региональной безопасности в Африке.

Миграция

Сложные перипетии XXI в. сделали миграцию политиче­ской дилеммой мирового сообщества. Сложности, связанные с ми­грацией, порождаются терроризмом, непрерывными вялотекущими конфликтами, геноцидом (отмеченным в Судане), ростом числа несостоятельных государств, несмотря на «третью волну» демократии, и нищетой на местах. Это вызывает бесконечный приток африкан­цев на Запад в поисках лучших возможностей. Согласно оценке, с 1990 г. ежегодно Африканский континент покидают, по крайней мере, 20 тыс. человек. Южная Африка не составляет исключения в отноше­нии массы проблем для Запада, которые несет с собой миграция.

Южная Африка индустриальная страна, которая предоставля­ет много возможностей другим африканским странам, нуждающим­ся в них. Однако в отличие от Запада, Южная Африка несет на себе дополнительное бремя, связанное с ожиданиями африканских ми­грантов, считающих, что в силу истории апартеида Южная Африка обязана предоставлять пристанище экономическим и политическим беженцам. Кроме того, в глазах некоторых африканских стран Юж­ная Африка является «большим братом», который должен прини­мать на себя и разрешать тяжелые проблемы континента и не при­бегать к жесткой иммиграционной политике, проводимой с 2003 г. Сравнение миграционной и иммиграционной политики США и Южной Африки выявляет много общего. Обе страны окружены странами с низким национальным доходом и присущей им полити­ческой нестабильностью. Тем не менее, феномен миграции не представляет собой всецело отрицательного явления для обеих стран. США часто предпринимают широкомасштабные действия с целью массового привлечения высококвалифицированных специалистов из развивающихся стран. Южная Африка также ощущает нехватку квалифицированной рабочей силы внутри страны, что вынуждает ее привлекать иностранцев. С другой стороны, Южная Африка и США ввели у себя иммиграционные законы, которые расцениваются как драконовские, способствующие криминализации иммигрантской среды.

Африка в поисках культурного синтеза

Синтез культур — неотъемлемая часть общественного развития на всем протяжении человеческой истории. Применительно к Африке тема синтеза культур приобретает тем более глубокий смысл, поскольку здесь, как нигде, велики противоречия между «традицией» и «современностью», т.е. самобытной культурой Африки и западной цивилизацией. Процесс синтеза в этих условиях выглядит неоднозначно, ибо на карту поставлена судьба африканской цивилизации с ее стилем жизни, коллективизмом, духовностью, типом человека. Исходящий от Запада стимул к развитию и модернизации, как и множественные проявления результативности культурного синтеза (в сфере быта, интересов, потребностей, видов человеческой деятельности, искусства, литературы, идеологии и т.д.), стимулируют процессы перемен и сдвиги в общественном сознании, в том числе в отношении к традициям.

Перемены в общественной жизни и ментальности (в основном в городах и в разной степени для разных социальных слоев и разных регионов) свидетельствуют о том, что на фоне инерционных факто­ров торможения процесса «драма слияния культур разыгрывается на сцене меняющейся идентичности Африки». В результате в Африке существует разное отношение к проблеме синтеза. В том числе — тенденция к ретродиционализации и культурной изоляции. С другой стороны, есть мнение, что «вне науки и техники спасения для Аф­рики нет», при этом преобладают настроения в пользу разумного отбора и сохранения жизнеспособных традиций с целью включения их в процесс развития.

Проблема синтеза оставляет много вопросов, неизменно остава­ясь объектом внимания интеллигенции, общественных деятелей и политических лидеров Африки.

Финансовая гло­бализация и экономическая безопасность Африки

Хотя Африка богата самыми разнообразными природными ресур­сами, большинство государств континента никак не научатся ис­пользовать их во благо для своих народов. Беззастенчивая корруп­ция и откровенное воровство мешают становлению отечественных экономик, развитию перспективных отраслей. Страны континента остро нуждаются в иностранных инвестициях, но богатые государ­ства Запада, учитывая политическую нестабильность во многих го­сударствах региона, не спешат вкладывать большие деньги в Африку.

Финансовая глобализация вызывает неоднозначные эко­номические последствия, которые могут нанести ущерб экономиче­ской безопасности африканских стран.

♦ Отток из страны иностранного и национального валютного капитала в погоне за более выгодными условиями их размещения оказывает деструктивное влияние на экономику. Отток валютных ресурсов не только существенно затрудняет выплату внешнего долга, но и не­редко способствует его дальнейшему росту, поскольку государству приходится прибегать к дополнительным внешним валютным за­имствованиям.

♦ Либерализация финансовых систем привела к расширению инвестиционной деятельности иностранного банков­ского капитала и усилению контроля международных банковских групп над кредитными и валютными рынками стран Африки. Дорогостоящие банковские займы наряду с частными экс­портными кредитами стали одной из существенной составляющей растущей государственной задолженности и способствовали разви­тию долгового кризиса в странах Африки.

♦ Рост внешнего долга и попытки индустриальных держав сохранить свое политическое и экономическое влияние на государства — участники валютных зон в Африке замедляют раз­витие взаимных валютно-финансовых отношений этих государств и их дальнейшее включение в мировую валютно-финансовую систему. Многие африканские страны сохра­няют привязку курсов своих национальных валют к курсам доллара и евро, что объективно делает их национальную экономику более уязвимой, особенно в период глобальных финансовых кризисов.

В условиях глобализации и либерализации международной торговли, в структуре которой заметно возросла доля готовых изделий, особен­но высокотехнологичной и наукоемкой продукции, за счет сокраще­ния доли сырья, позиции африканских стран еще более ослабели, усугубились трудности их равноправной интеграции в мировую экономику. Африка вступила в XXI в. как маргинализованная и дискриминируемая часть мирового хозяйства. Вытеснение стран Африки с мирового рынка обусловлено не только изменением структуры международного торгового обмена в пользу товаров высо­ких технологий, общей экономической отсталостью, но и сохраняю­щимся неравноправным положением во внешней торговле.

Вступление 41 африканской страны в ВТО (кроме того, семь стран имеют статус государств-наблюдателей) не только не принесло им улучшения условий торговли, но, напротив, ухудшило их. С созда­нием этой организации развивающиеся страны фактически лиши­лись так называемого дифференцированного льготного режима, которым они пользовались в рамках ГАТТ. Развитые страны, зачас­тую нарушая принцип основ недискриминируемой ВТО, проводят жесткий протекционистский курс в отношении конкурентоспособной сельскохозяйственной и иной продукции развивающихся стран, выступая, однако, за свободную торговлю в случае, если их собст­венная продукция более конкурентоспособна. На смену открытым дискриминационным мерам протекционистского характера прихо­дит так называемый «скрытый протекционизм» — антидемпинговые меры, технические барьеры, «добровольные» ограничения экспорта, навязываемые более сильным партнером, и пр.

Сложившаяся ситуация усилила напряженность в торговых от­ношениях сильных держав и развивающихся стран. В сентябре 2003 г. на конференции в г. Канкун был создан единый блок развивающихся стран — «Группа 22» — во главе с Бразилией, включающий также ЮАР, Египет и Нигерию с целью противостояния западной политике в вопросах экономического взаимодействия.

В результате длительного поиска компромисса между западны­ми и развивающимися странами-членами ВТО в Женеве ими было подписано 1 августа 2004 г. рамочное соглашение о либерализации мировой торговли. Оно предполагает постепенную отмену экспорт­ных субсидий на продукцию аграрного сектора, а также снижение импортных пошлин. Африканскими странами получены некоторые уступки от США по хлопку.

Валютно-курсовая политика африканских государств

Страны Аф­рики, к сожалению, существенно отстали от экономически развитых стран в области среднесрочной стабилизации курсов национальных валют и эффективности проведения валютно-курсовой политики в целом. Между тем валютный курс большинства стран региона объ­ективно становится одним из основных инструментов современной макроэкономической политики государства и обеспечения эконо­мической безопасности стран региона.

В странах Африки применяются различные режимы и системы регулирования и корректировки курсов национальных валют. По классификации МВФ они подразделяются на две большие группы: плавающие (27 стран) и жестко привязанные валютные курсы (26 стран). Одновременно прослеживается тенденция к целенаправленной ди­версификации систем плавающих курсов, используются модифика­ции различных видов плавания — от управляемого плавания до сво­бодно колеблющегося. Одним из основных инструментов валютного регулирования до сих пор остается массированная девальвация на­циональной валюты. Девальвация соответствует, прежде всего, инте­ресам национальных африканских производителей, защищая афри­канские страны от дешевого импорта. В Африке намного активнее, по сравнению с большинством стран третьего мира, используются инструменты административного валютного и курсового регулиро­вания. Попу­лярна множественность валютных курсов. Часто для финансовой поддержки экспортных отраслей национальной промышленности допускается льготный курс и порядок обмена.

На практике использование системы плавающих валютных курсов имеет ряд преимуществ:

= она обеспечивает определенную свободу хозяйственной деятельности и валютно-финансовых опе­раций хозяйствующих субъектов,

= упрощается процесс ре­гулирования платежных балансов,

= валютные курсы могут плавно корректироваться в зависимости от конкретной рыночной ситуа­ции.

Однако, если в экономике сохраняются глубокие структур­ные диспропорции, то искусственно поддерживать стабильность плавающего курса в течение длительного времени практически невозможно. В этой ситуации устойчивому развитию националь­ного производства все же больше соответствует модель гибкого, но регулируемого валютного курса с учетом сложившихся рыноч­ных условий в экономике и отвечающая целям создания условий для экономического роста и безопасности страны.

«Международные конфликты»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: