Реформы Ивана IV

Начало царствования Ивана Васильевича было многообе­щающим. К 1549 г. вокруг царя сложился кружок из близких лю­дей, в который вошли митрополит Макарий, священник Силь­вестр, князь А. М. Курбский, а также дьяки и подъячие, которые пользовались большим влиянием в Боярской думе и признавали необходимость проведения реформ. А.М. Курбский назвал эту «ближнюю думу» «Избранной радой». Во главе Рады с 1550 года стоял молодой костромской дворянин А.Ф. Адашев. Избранная рада просуществовала 10 лет. Под её руководством в России были осуществлены всеобъемлющие реформы, которые в научной лите­ратуре получили название «Реформы середины ХУI в.».

В проведении реформ особенно было заинтересовано дво­рянство. Термин «дворяне» - люди из двора Великого князя - был известен с ХП в. Первоначально так называли людей, состоявших при князе на военной службе и выполнявших различные админи­стративные, судебные поручения. В ХШ в. дворяне - низшая про­слойка знати. С ХУI в. дворяне за военную службу стали получать поместья, позже им было разрешено покупать землю.

Один из близких царю людей - дворянин И. С. Пересветов стал инициатором проведения реформ. Он обратился к царю с ря­дом посланий, в которых изложил программу преобразований. Идеал государственного устройства - сильная власть царя, опора царя - дворянство.

Реформа государственного управления. Среди прове­денных реформ важнейшее место занимали реформы центрально­го и местного управления.

Реформа центрального управления. Издавна большую роль при правителе играла Воярская дума как законосовещательный и законодательный орган. Чтобы ослабить в Думе роль боярской аристократии, царь втрое расширил её состав.

Возник новый орган власти - Земский собор (совет). В со­став Земского собора стали входить: царь, Воярская дума, Освя­щенный собор - собрание высшего духовенства, представители дворянства, купечества и верхушка городов. По сути, Земский со­бор стал народным представительством (на Западе - парламент) при государственной власти. Земские соборы собирались нерегу­лярно, по мере необходимости, и на них на протяжении 150 лет решались важнейшие государственные вопросы: внешней полити­ки, финансов, в период междуцарствий происходили выборы но­вого царя.

Дальнейшее развитие получила приказная система. При Иване ГУ существовало уже более 20 приказов. Наиболее крупные из них были приказы Разрядный (военных дел), Пушкарский (ар­тиллерия), Стрелецкий (стрелецкое войско), Оружейная палата (арсенал), Посольский (иностранных дел), Вольшой приход (фи­нансы), Поместный (государственные земли), Сибирский дворец (сибирские земли) и др. Во главе приказа стоял боярин или дьяк -крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлени­ем, сбором налогов, судом.

• Реформа местного управления. Выла проведена реформа местного управления, в результате которой на местах развивалось земское самоуправление. Теперь на местах учреждаются выбор­ные земские власти в лице «земских старост», которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за ме­стным управлением переходил в руки губных старост, ведающих уголовным судом и выполняющих функции местной полиции, и городовых приказчиков, занимающихся вопросами военно-административного и финансового управления в уездах.

Территория была разделена на следующие территориаль­ные единицы:

• губа (округ) - возглавлял губной староста (из дворян);

• волость - земский староста (из черносошного населения);

• город - представлял самостоятельную территориальную единицу - "излюбленный голова" (из местных служилых людей).

До Ивана ГУ управители отдельных территорий не получа­ли жалованья из казны, а «кормились» за счёт населения. В 1556 г. система кормлений была отменена. Управители территорий стали получать жалованье из казны.

Таким образом, в результате реформы государственного управления в России сложилась государственная власть - сословно - представительная монархия.

Монархия на тот исторический момент была наиболее оп­тимальным государственным устройством для России. Именно монархия, стоявшая над интересами различных сословий, соци­альных и национальных групп, смогла объединить население всей страны для решения задач, очень важных для всего народа. Мо­нархия стала ещё одной несущей конструкцией русского общест­ва. Огромную помощь монархии оказывала Русская Православная Церковь, у которой не было иных интересов, кроме интересов мо­нархии и народа.

Военная реформа. В середине ХУI в. молодое государство в силу объективных причин от Волги до Балтики оказалось в ок­ружении враждебных стран. В этой ситуации чрезвычайно важным было наличие боеспособного войска. Не случайно, что важнейшей из реформ Избранной рады стала военная.

Была проведена реорганизация военных сил страны. Из - за слабого финансово - экономического положения постоянного вой­ска создать не удалось, но были сделаны первые шаги в этом на­правлении.

• Ядро армии составляло - Дворянское ополчение. На зем­ли Подмосковья была посажена «избранная тысяча» - 1070 про­винциальных дворян. Им была предоставлена земля - поместья. За это они должны были служить царю и стать его опорой. В войске они находились в привилегированном положении. Из их числа на­значались воеводы, «головы» - низшие офицеры, дипломаты, ад­министраторы. В 1556 г. впервые было составлено «Уложение о службе», которое регулировало прохождение военной службы. В отношении военной службы вотчины приравнивались к поместь­ям. Теперь вотчинник или помещик мог начать службу с 15 лет и передавать её по наследству. Из-за нехватки денег в казне за служ­бу правительство расплачивалось землёй. Дворянин получал от 150 до 450 десятин (1 десятина - 1,09 га) земли. С каждых 150 де­сятин земли боярин или дворянин должен был поставить одного воина с лошадью и вооружением. Теперь служилые люди подраз­делялись на две основные группы: служилые «по отечеству» (по наследству - бояре и дворяне) и по «прибору» (по набору) - пуш­кари, стрельцы и др.

• В 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско. Это - пехотинцы с огнестрельным оружием, которые составили другой корпус войска. Поначалу стрельцов было 3000 чел. В стрельцы могли поступать все свободные люди. За службу стрель­цы получали из казны денежное жалованье, вооружение и обмун­дирование. Но денег в казне постоянно не хватало, поэтому с ними также расплачивались землёй. Стрельцам выдавали коллективные земельные участки земли - «дачи». Из коллективной «дачи» каж­дый стрелец получал надел для личного пользования. Стрельцы жили слободами и в свободное от службы время занимались ре­меслом и торговлей.

• Казачество - стали применять для несения пограничной службы. К этому времени на южных границах России стал скла­дываться особый слой русского общества - казачество (от тюрк­ского «казак» - удалец, вольный человек).

• Иностранцы - стали ещё одной составной частью русско­го войска. Но число их было незначительно.

• Тыловые работы (обоз, строительство фортификацион­ных сооружений) выполняла «посоха» - ополчение из числа чер­носошных, монастырских крестьян и посадских людей.

В результате военной реформы Россия во времена Ивана ГУ стала располагать таким войском, которого раньше не имела. Создание боеспособного войска позволило России решить и давно назревавшие стратегические задачи внешней политики.

• Судебная реформа. В 1550 г. ввела в действие новый свод законов - Судебник. Судебник Ивана III 1497 г. был расширен, систематизирован и учитывал то новое, что появилось в судебной практике с 1497 г. Выли внесены изменения, связанные с усилени­ем центральной власти. Подтверждалось право перехода крестьян от одного феодала к другому, но уже только в Юрьев день (26 но­ября), при этом увеличивалось «пожилое» (плата феодалу за поль­зование его имуществом при переходе). В 1581 г. Иван Грозный ввёл «заповедные лета» - переход крестьянина к другому феодалу временно прекращался. Впервые вводились наказания для бояр и дьяков-взяточников. Новый кодекс усиливал контроль над судеб­ной деятельностью наместников и волостелей: наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума, на местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных посадских людей и черносошных (свободных) крестьян).

Денежная реформа. На территории всей страны была вве­дена единая денежная единица - московский рубль. Право сбора торговых пошлин перешло в руки государства. Отныне всё насе­ление страны должно было нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. Для всего государства была установлена единая единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца боль­шая соха составляла от 400 до 600 га земли.

Церковная реформа. Второй властью в государстве была Церковь. Централизация государства потребовала перемен и внут­ри Церкви. В 1551 г. по инициативе митрополита Макария состо­ялся Собор Русской Православной Церкви. В специальной книге -«Стоглав» (отсюда и название Стоглавый собор) записаны реше­ния этого собора, которые на долгое время становятся кодексом русского церковного права. Был составлен общерусский список святых, упорядочилась и унифицировалась обрядность на терри­тории всей страны. Подлежало регламентации церковное искусст­во: были утверждены образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Андрея Рублёва, в архитектуре - Успенский собор Московского Кремля.

Таким образом, задуманный Иваном Грозным и его радой, круг реформ, - подчеркивает С. Ф. Платонов, - был очень широк и по замыслу должен обновить все стороны жизни Московского го­сударства. Но правительство Грозного не могло вполне успешно вести преобразовательское дело по той причине, что в нем самом не было согласия и единодушия. В 1560 году, после кончины же­ны Грозного Анастасии Романовны, у Ивана Васильевича произо­шел прямой разрыв с его советниками. Сильвестр и Адашев были сосланы, попытки бояр их вернуть привели к репрессиям. Если в первые годы они не доходили до кровавых казней, то в последст­вии в связи с отъездами бояр за границу гонения получили реши­тельный и жестокий характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: