Регистрация брака и ее значение

Одним из принципов семейного права согласно ст. 1 СК РФ является признание брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния. Признак формальности заключения (регистрации) брака имел значение еще во времена Древнего Рима. Так, "заключение брака cum manu требовало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. Брак sine manu рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия (в отношениях отца с детьми, позднее и в некоторых отношениях между мужем и женой), но для того, чтобы эти последствия возникли, нужно было одно: вступление жены в дом мужа при наличии согласия брачующихся, а при соответствующих условиях также и лиц, осуществлявших над ними patria potestas. Заключение брака sine manu было актом неформальным".

В Древней Руси первые формальные процедуры заключения брака состояли в уводе жены (умычка) и приводе ее к жениху родственниками. Увод (или умычка) совершался по обоюдному соглашению умыкаемой и умыкающего.

Традиционно в истории практически всех государств процедура заключения брака возлагалась на церковь. Впервые гражданский брак был признан официальным в Голландии в XVI в., где он явился как необходимый выход из затруднительного положения, а оттуда перешел в Англию, где он был окончательно признан в 1836 г. Во Франции гражданский брак был принят во время первой революции и утвержден Кодексом Наполеона. А чуть ранее, в эпоху первой революции во Франции, 20 сентября 1792 г., был принят закон, которым ведение списков гражданского состояния было отобрано у духовенства и передано в руки агентов государственной власти. Имела место секуляризация, т.е. перевод из рук церкви в руки государства ведения актов юридического состояния. В списки заносились не только рождения, смерти и браки, но и другие акты.

До революции в России признавался церковный брак. Подобие гражданского брака установлено по закону от 12 апреля 1874 г. "для раскольников, не признающих священства". До 17 апреля 1905 г. не признавались исповедание и духовенство старообрядцев, их церковные браки не имели в глазах правительства религиозного характера. "Выходом из этого затруднительного положения послужил гражданский брак, - писал Г.Ф. Шершеневич. - По сделанному письменно или словесно заявлению о желании оформить брак полицейское управление или волостное правление составляет объявление и выставляет его, в течение 7 дней, при дверях управления. Все имеющие сведения о препятствиях обязаны дать знать управлению. По истечении 7 дней управление выдает лицу, заявившему желание записать свой брак, свидетельство о произведенном объявлении. С этим свидетельством оба супруга должны явиться лично с 4 свидетелями в полицейское управление, которое ведет метрические книги, и здесь совершается запись брака".

После революции 1917 г. в России стал признаваться только светский брак, зарегистрированный в органах загса. Статья 52 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. предусматривала, что только зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния брак порождал права и обязанности супругов, хотя решения судов того времени нередко противоречили данной норме и придавали значение также и фактическому браку. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождал никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован в установленном порядке. Церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 г. с соблюдением условий и формы, имели силу зарегистрированных браков.

В те годы браки заключались в местных отделах записей актов гражданского состояния или в заменяющих их нотариальных отделах при местных Советах депутатов трудящихся.

Браки заключались публично в специально для совершения браков предназначенном помещении. Вне такого помещения бракосочетание допускалось только на судне во время плавания, в войске во время похода, а также в медицинском учреждении в случае, если медицинским свидетельством установлено, что жених или невеста вследствие болезни лишены возможности явиться в присутственное место.

Имена должностных лиц, заключавших браки, должны были быть обнародованы посредством опубликования в местном органе печати и посредством выставления в помещении, где заключение браков производилось. Если до окончания записи брака в книгу от кого-либо поступало заявление о наличии законных препятствий для вступления в брак, должностное лицо обязано было приостановить запись брака до разбора дела местным судом. Явно необоснованный протест против брака мог быть должностным лицом отклонен без дальнейшего рассмотрения дела. Местный суд рассматривал дела о протестах против брака вне очереди и в трехдневный срок. Решения местного суда по этим делам обжалованию не подлежали.

Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г., закрепляя принцип государственной регистрации брака, придавал фактическому браку не меньшее значение, чем зарегистрированному, и рассматривал государственную регистрацию брака как простую формальность.

В ряде развитых стран Запада, так же как и в России, официально признается только брак, зарегистрированный в государственных органах. В некоторых странах юридическое значение придается браку, заключенному не только в гражданской, но и в религиозной форме, например в Великобритании, Дании, Испании, Италии, Канаде, на Кипре и др. В Бельгии, Голландии, ФРГ, Франции, Швейцарии, Японии, как и в Российской Федерации, признается брак, заключенный только в государственных органах, а в Иране, Ираке и некоторых других странах существует только религиозная форма брака.

В ряде стран, например в Италии, заключение брака формально допускается как в гражданской, так и в церковной форме (при условии обязательного последующего уведомления государственных органов о состоявшейся церковной церемонии бракосочетания).

Брак, заключенный по религиозному обряду, не имеет правового значения. Из этого правила есть исключение: в соответствии с п. 7 ст. 169 СК РФ правовое значение придается браку, заключенному по религиозному обряду на территории СССР, временно оккупированной в период Великой Отечественной войны, до момента восстановления органов записи актов гражданского состояния. Они признаются законными независимо от того, были ли они в последующем зарегистрированы в государственных органах или нет.

Общий порядок заключения брака в российской Федерации регламентируется СК РФ 1995 г. и Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" 1997 г. Лица, принявшие решение вступить в брак, должны подать совместное письменное заявление в тот орган загса, где предположительно и будет проходить государственная регистрация бракосочетания. Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить: документы, удостоверяющие личности вступающих в брак (паспорт или документ, его заменяющий); документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее (свидетельство о расторжении брака, выписка из решения суда о расторжении брака); разрешение органов местного самоуправления на вступление в брак до достижения брачного возраста (п. 2 ст. 13 СК), в случае если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним. Кроме того, будущими супругами должен быть представлен документ об уплате государственной пошлины. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.26 НК РФ за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, уплачивается государственная пошлина в размере 200 руб. В случае перемены одним из супругов фамилии дополнительно государственная пошлина за совершение названного действия не уплачивается. Уплата пошлины известна как дореволюционному, так и зарубежному законодательству. Так, в России пошлина платилась при заключении брака как светским, так и духовным властям. "Размер этой пошлины зависел от того, выдавалась ли невеста в другую волость того же княжения или за рубеж, т.е. в другое княжение. Если ей приходилось остаться в том же княжении, но перейти в другую волость, то волостель получал алтын за выводную куницу; а если ей надо было выехать за рубеж, то волостелю платилось два алтына. С брака платилась пошлина и владычному десятиннику, он получал убрус - полотенце; эта пошлина прежде платилась натурой, но потом ее перевели на деньги и владычный десятник стал получать три деньги".

В соответствии со ст. 25 ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак. По мнению некоторых ученых, такое нововведение создает больше удобств для лиц, вступающих в брак. Представляется все-таки, что данное положение не гарантирует безопасность брака, поскольку уменьшается возможность проверить отсутствие обстоятельств, препятствующих браку, если брак совершается не по месту жительства будущих супругов или хотя бы одного из них. Для лиц, желающих вступить в брак, но не имеющих возможности подать совместное заявление, предоставлено право выразить свое намерение на вступление в брак в отдельных заявлениях. В случае невозможности личной подачи заявления подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена. Государственная регистрация брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. Однако из этого общего правила возможны исключения.

1. При существовании уважительных причин государственная регистрация брака может быть произведена до истечения месячного срока.

2. При наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и др.) брак может быть заключен в день подачи заявления.

3. При присутствии необходимых оснований установленный законом месячный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Хотелось бы отметить, что отступление от законодательно определенного месячного срока - это право, а не обязанность органа записи актов гражданского состояния. В случае отказа органа записи актов гражданского состояния произвести государственную регистрацию заявитель (заявители) имеет возможность обратиться в суд с жалобой.

Государственная регистрация брака производится обязательно в присутствии жениха и невесты в помещении органа записи гражданского состояния. Вне помещения органа записи гражданского состояния государственная регистрация брака может быть произведена, если жених или невеста не могут явиться вследствие тяжелой болезни или иной уважительной причины, но непременно в присутствии обоих брачующихся. Российскому праву неизвестен институт заключения брака по доверенности. Исключение обязательности присутствия свидетелей при бракосочетании по российскому праву не только не соответствует международным нормам, но и мало способствует укреплению данного института. Думается, что участие третьих лиц при бракосочетании сократит количество исков об оспаривании действительности брака по пороку добровольности на вступление в брак. В случае отказа органа записи актов гражданского состояния зарегистрировать брак такой отказ может быть обжалован в орган исполнительной власти или в суд в соответствии с ГПК РФ.

Брачно-семейная система - протекция общества, и по мере социальных изменений меняется и облик семьи. В современном обществе все большее количество мужчин и женщин выбирают иные виды совместного сожительства, предпочитая не оформлять свои супружеские отношения путем регистрации брака. Так, в современной России 10% взрослого населения состоит в незарегистрированных браках. По данным Госкомстата РФ, в 1992 г. на 1000 человек населения приходилось 7,1 зарегистрированного брака, в 2000 г. - 6,2. По мнению Правительства РФ, по сравнению с 1990 г. количество зарегистрированных браков снизилось почти на треть.

Более того, в зарубежном семейном законодательстве уже наметилась тенденция на признание юридических последствий за внебрачными союзами, правовой статус которых может быть различным. Отдельные виды семейных союзов (лиц как разного, так и одного пола) либо предусматривают наличие особого способа (процедуры) оформления: письменное соглашение (Франция), заявление (Бельгия, Исландия, Люксембург), торжественная церемония (Дания, Швеция, Нидерланды), либо не предусматривают, а признаются постфактум (Венгрия, Италия, Португалия, США, Украина, Швейцария).

А.Д. Толстая отмечает как одну из отличительных характеристик развития семейного права на Западе последних 20 лет установление юридических последствий за фактическими брачными отношениями. Сожительство (cohabitation) - это институт, урегулированный с незначительными различиями в целом ряде государств (Швеция, Нидерланды, Норвегия, Венгрия, Бельгия, Франция и Португалия), и число стран постоянно увеличивается. Можно согласиться с точкой зрения Д. Борминской, что высказывание Наполеона: "Конкубины игнорируют закон, поэтому закон игнорирует конкубинов" - уже не отражает реальное положение вещей. Однако все-таки большинство государств признают супружеские отношения между мужчиной и женщиной, придавая им характер правовых, только при соблюдении парой нормативно установленных правил вступления в брак. Вызывает сомнение тезис о том, что государственный акт бракосочетания направлен прежде всего на охрану частных интересов и только во вторую очередь - публичных. Поскольку именно в связи с безразличием государства к сожительству права и законные интересы партнеров в таких союзах остаются незащищенными. Заслуживает внимания позиция Н.Н. Тарусиной о том, что "фактический брак... неосновательно подвергнут в настоящее время правовой дискриминации". Конкубинат характеризуется неформальным возникновением, крепкими отношениями между сожителями, лишенными необходимости лицемерить и осознающими легкость фактического и не требующего формального разрыва. В частности, С.И. Реутов считает, "что, хотя регистрация брака является, безусловно, необходимой и с общественных позиций целесообразной, незарегистрированные фактические браки не могут находиться вне правового регулирования, так как сложившаяся на их основе семья характеризуется теми же признаками, что и семья, созданная на основе зарегистрированного брака, и выполняет аналогичные функции: деторождения, воспитания детей, взаимной материальной поддержки и сотрудничества". О.Ю. Косова полагает, что "достаточно стабильный внебрачный союз (вне зависимости от того, рождены и воспитываются в нем дети или нет), который характеризуется общностью повседневной жизни, межполовыми контактами, взаимной поддержкой, а в целом наличием доверительности в личных взаимоотношениях, ориентированных на семейную модель организации быта, не может не рассматриваться как семья, несмотря на несоблюдение соответствующих процедур оформления брака. Разумеется, речь идет о понимании семьи в ее истинном социологическом смысле". Высказываются и противоположные мнения - фактические сожители не имеют права на признание государством и обществом. Действующее российское семейное право закрепляет возможность применения семейного законодательства по аналогии к отношениям между членами семьи. Можно ли признать членами семьи партнеров, длительно проживающих совместно, ведущих общее хозяйство и воспитывающих общих детей? Социология признает таких партнеров членами семьи. Право же индифферентно к статусу сожителей. Представляется, что лица, состоящие в неоформленных супружеских отношениях, должны иметь возможность на защиту со стороны государства, безусловно, в меньшем объеме, чем законные супруги, и обязательно при условии доказанности в судебном порядке факта сожительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: