Микрокоммуникация на групповом уровне. Референция. Динамика принятия решения при изменении типа референции.
Референция (от лат. referens — относящий, сопоставляющий) – подражание, но не отдельному человеку, а социальной группе, с которой индивид желает себя идентифицировать.
Отрицательная референция – человек сознательно избегает признаков отвергаемой им группы.
В психологии референция – отношение собственного и чужого мнения при принятии решений и самооценке человека.
Внутренняя референция – ориентирование на собственное мнение, видение и позицию.
Внешняя референция – ориентирование на мнение других, окружающих.
Смешанная референция — это сочетание и того, и другого.
Руководство коллективом – коммуникационная управленческая деятельность субъекта на групповом уровне.
Менеджмент, организация, лидерство.
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
|
|
Ресоциализация (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный) — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.
Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовать в социальной жизни.
Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.
Социальные мифы как агенты социализации.
Теория социальных мифов Жоржа Сореля.
Создаваемые человеком построения могут производить большой эффект, придавая вид реальности тем надеждам, которые воодушевляют людей на поступки в настоящий период времени.
Идеал (Социальный миф) — совокупность образов будущего, в максимальной степени отвечающих чаяниям людей и вызывающих глубокие и интенсивные чувства.
Идеология по природе своей субъект–объектна, она направлена на воспитание или убеждение той или иной социальной группы (массы).
Идеал же есть творчество духа, он укоренен в самой природе человечества, поэтому нет необходимости убеждать отдельных индивидов в его прелести; они впитывают доверие к нему, живя одной жизнью с подобными себе людьми.
|
|
Социальные мифы как агенты социализации.
Усложнение и ускорение социальных процессов, с одной стороны, а с другой – углубление рационализации всех сфер жизни в ХХ веке, привели к парадоксу:
все более усложняющуюся рациональную картину мира можно отразить в массовом сознании только путем предельного упрощения социальных концепций
– вроде концепций «конца истории», «столкновения цивилизаций», «золотого миллиарда» и т.п.
Вместе с тем, такого рода концепции сами становятся элементами социальных мифов, средствами воздействия на массовое сознание, духовно-нравственные ориентации и политический процесс.