Половая идентичность

Семья. Формирование пола.

Личностная идентичность. По Божович Л.И. личность — прижизненно сформированное новообразование, которое развивается в процессе онтогенеза. Оно может быть разной степени интегрированным (целостная или расщеплённая, невротическая).

Личность представляет собой иерархию мотивов и потребностей, опосредованных ценностями и смыслами.

Ценности индивидуума — это значения объектов, которые есть в индивидуальном сознании. Если эти значения являются мотивирующими поведение человека, они называются смыслами (т.е. совпадает с актуальной потребностью, она не просто лежит в голове, я этого хочу).

Познание у ребёнка берётся от родителей, которые открывают ему мир. Родитель даёт ребёнку возможность познания, от которого ребёнок получает удовольствие. Познание становится смыслом, это потребность. «Не читать книгу ещё хуже, чем жечь его».

Личность субъективно представлена человеку как Я. Душа это и есть Я. «Ты плюнул мне в душу», — ты нанёс мне рану.

Человеческий личностный мир — субъективность человека, это Я, не он, не другой. Сначала познай себя, потом поймёшь бога.

Т.П.: Я-концепцией лучше всего называть осознание человеком себя. Изучают опросниками, тестами. Это то, что человек осознаёт о себе, рефлексировать, осознавать, выразить, вербализовать и т.д. Уже в 8 лет у ребёнка есть Я-концепция. Я-образ лежит в человеке подспудно, неосознаваемые представления о самом себе. Иногда мы видим себя во сне, это тоже Я-образ. Изучают проективными методами (рисуночными, цветовыми и т.д.)

Совокупность представлений человека о себе психологи называют личностной идентичностью. У человека с интегрированной личностью личностная идентичность целостная, непротиворечивая. У невротика — противоречивая, конфликтная. Если человек состоит из различных «субличностей», это говорит о его расщеплённой личности, и потом у человека будет неинтегрированная личностная идентичность, самоощущение, неуверенность в мире, тревожность, зависимость от людей и т.д.

Проблема половой идентичности — предмет психологии пола. Так называют эту область те, кто признаёт пол целостным биопсихосоциокультурным феноменом (образование). Например, психиатры, психологи личности. Социальные психологи, чаще всего феминистки, не признают различий между мужчинами и женщинами, связанных с биологической природой, т.е. не признают разноприродность этих сущностей. Представители этого направления СП пользуются понятием гендер, имея ввиду, что различия между мужчиной и женщиной не связаны с их биологией, а предписаны культурой. Культура предписывает нам различаться. На глаз видно, что это неправильно.

См. Шон Берн «Гендерная психология»

Биологический пол — это совокупность физиологических признаков, которые различают мужчину и женщину.

Сейчас родители заранее знают, какого пола будет ребёнок.

Мужчина и женщина переживают свой психологический пол, переживают и осознают особенности пола, к которому они принадлежат.

Половая роль — существующая в данной культуре или в субкультуре модель поведения мужчин и женщин, которая определяется традицией, стереотипами, предписаниями, которую мальчикам и девочкам предстоит усвоить с раннего детства.

Т.П.: мужское поведение по его половой роли — брать на себя ответственность за других, встречать трудности с готовностью их преодолеть в сложных жизненных ситуациях. Женское поведение — «самоотверженно отдавать себя тем, а ком ей положено заботиться.

Советский биолог обосновал наличие полового диморфизма (существование у человека мужского и женского).

Эволюцию у человека имеет разную функцию. Мужское начало эволюционное, информационно. Человечество идёт вперёд с мужчиной. У мужчины раньше развиваются очень сложные функции. Женское начало иное. Оно генетическое. Женщина несёт с собой жизнь, она воспроизводит жизнь, поэтому она консервативная. Поэтому женщина устойчивая. Мужчины биологически слабый пол. Мужчины болеют новыми формами болезней.

Повесть Фолкнера про подростка, который дружил с негром: «Женщина не может вынести ничего, кроме голода, трагедии и нищеты» (боится паука, сломанный каблук, прыщ на носу).

Девочки уже в школе гораздо более адаптивны, раньше социализируются, чем мальчики. Девочки легче выносят рутину образования, чем мальчики. Мальчикам требуется гораздо более творческая, насыщенная образовательная среда. На все трудности и нарушения семейных отношений мальчики реагируют гораздо более остро, чем девочки. По данным 80-х гг. ленинградских детских психиатров среди пациентов и клиентов консультаций мальчиков младшего школьного возраста было в 4-5 раз больше, чем девочек. Мальчики очень хрупкие существа. «Берегите мужчин».

Психология пола и гендерные психологи рассматривают не просто мужчину и женщину, а как соотношение мужского и женского в мужчине и женщине.

Когда в мужчине преобладают женские части, о нём говорят, что он фемининный мужчина (психологически женственный). Маскулинные мужчины, брутальные, мачо — в бандитах, ОМОН.

Женщина тоже может быть маскулинной: высокая целеустремлённость, жизненная активность, прямота в суждениях, может быть, резкая манера. Женщина может быть женственной и маскулинной по своей сути.

Фемининная женщина: нежная, зависимая, терпеливая, деликатная. Женственных женщин всё меньше и меньше в нашей культуре.

Всё больше людей-андрогинов: мужские и женские черты уравновешенны. Психологи доказывают, что андрогины наиболее соц. адаптированы, благополучны и успешны.

Сексуальная ориентация человека: гетеро, гомо и би, — не связана с половой идентичностью. Среди лесбиянок могут быть и маскулинные женщины, и фемининные.

5-7% геев и лесбиянок — люди, генетически детерминированные. Это природа. Остальные попадают в эту субкультуру разными путями. Один из частых путей — совращение. Вовлечение. Эротичность юношеской дружбы. Крайние идентичности (женщина очень фемининная), страх противоположного пола, недоверие к нему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: