Тема 6.1. Обучение детей с нарушениями слуха, имеющихкомплексныенарушения развития

РазделVI.Особенностиразвитияи обучениялицскомплексныминарушениями

В специальных школах Iи II вида обучаются дети с комплексными нарушениямив развитии. Эта группа разнородна. В каждом случае необходимо дифференцированносоставлять обучающие, коррекционно-развивающие программы с учетом структуры нарушений.

В большом числе случаев (Розанова Т.В. 2003 год)- у 20-30% глухих и сл/сл наблюдается ЗПР.У данной категории детей наблюдаются незначительные отставания в развитии произвольных процессов, в целесообразной предметно-практической деятельности, в зрительном восприятии, в развитии наглядно- образного мышления и памяти.

Обучение во вспомогательных классах иклассах ЗПР происходит по спецпрограммам, которые подготовленыкак для дошкольных, так и для школьных учреждений IIи I вида.

Среди детей с нарушениями слуха есть дети с ДЦП (3-3,5%). Психофизическое развитие этих детей отличается большим своеобразием.Эти дети испытывают трудности в звукопроизношении, в артикулировании, в зрительном восприятии предметов, т.к. в силу насильственныхдвижений тела и головы не могут спокойно рассматривать предметы окружающего мира.

Особую группу составляют дети с нарушениями поведения, с соматическими заболеваниями. У глухих нередко бывают нарушения вестибулярного аппарата. Таким детям необходимо усиление разделов программы физического воспитания: введение упражнений на коррекцию и выработку правильнойпоходки, осанки и т.д.

У детей с нарушениями слухамогут отмечаться и нарушения зрения. Для такой категории детей необходимо применение в обучении различных средств наглядности и методов обучения, которые широко применяются в школе для слабовидящих и слепых. Если такие нарушения выражены в значительной степени, то ребенок обучается в школе для слепоглухих детей в Сергиевом Посаде Московской области.

Значительную часть слепоглухих(50%)составляют те,которыепотеряли зрение и слух из-за синдрома Ушера. Этот синдромхарактеризуется врожденнойсенсоневральнойглухотойили тугоухостью с возможными нарушениями вестибулярногоаппарата и медленно прогрессирующим пигментным ретинитом (сужение полей зрения, нарушение адаптации к смене света и темноты), выявляющимся в 10-12 лет. Люди с синдромом Ушера пользуются разными средствами обучения и общения: жесты, голос, остатки слуха,контактнаядактилология. Существует центр для оказания помощи людям, страдающимданным заболеванием.

Педагогам - дефектологамважно вовремядиагностировать данное заболевание и подготовить детей психологически к надвигающейся слепоте. Таких детей учат читать по Брайлю.

Признание уникальности каждого человека, уважение правличностина особые образовательные услуги, стало возможным в связи со сменой отечественной образовательной парадигмы: переход школы общего назначения с позиции «школы для всех» к позиции «школа для каждого».

Оказалась востребованной модельдифференцированного обучения глухихдетей со сложной структуройдефекта. Контингент глухих детейс комплексными сенсорными и интеллектуальныминарушенияминеоднороден: у многих из них эти отклонения в развитии сочетаются с нарушениями соматического характера.

Развивающий Коррекционно-направленныйобразовательный процесс в сочетании с медико-реабилитационными процедурами и системойпсихолого-педагогической помощи создают особую среду, позволяющую личности каждого ребенка максимально развить и реализовать свои потенциальные возможности и творческие способности.

Постоянный рост числа детей со сложной структурой дефекта среди учащихся коррекционных школ требует дальнейшей дифференциации всего педагогического процесса, разработки индивидуальных образовательных программ. Важную роль в создании медико-психолого-педагогических условий образованиядля ученика специальной школы имеет учет индивидуальных психофизиологических особенностей каждого из них, определяющий успешность процессаобучения.

Для оптимизации учебного процесса необходимо уделять большое внимание поиску адекватных педагогических технологий образованиянеслышащихдетей со сложной структуройдефекта:

· Личностно – деятельностныйподход в обучении и воспитании;

· Индивидуализация процесса обучения устной речи учащихся младших классов;

· Преемственность в работе по развитию словесной речи на уроках, внеклассных занятиях, на индивидуальных занятиях по ФП и РСВ;

· Использование ИКТ;

· Билингвистический подход в качестве альтернативнойпедагогическойсистемы;

· Методические приемы штайнеровской(вальдорфской) педагогики;

· Разработка индивидуальных траекторий математического образования и др.

Эффективная комплексная мобилизация компенсаторных возможностей учащихся на индивидуальных и фронтальных занятиях, учет их психофизиологических особенностей обеспечивают и индивидуализацию процессаобучения устной речи (ее восприятию и воспроизведению). Содержание работы с каждым учащимся определяется медико-психолого-педагогическимконсилиумом на основе комплексного обследования ребенка специалистами образовательного учреждения.

Деятельность современной школы направлена на физическое, психоэмоциональное, интеллектуальное, духовное развитие личности ребенка с нарушениями слуха. Циклограмма пребываниявоспитанника в школе-интернате оздоровительного типа включает как обязательный компонент адаптивные медико-реабилитационные программы, составленные на основе клинического обследования динамических наблюдений и рекомендаций медицинских специалистов.

Деятельность психологической службы обеспечивает адекватную структуре дефекта систему коррекции и компенсации, комфортность психического и личностногоразвития ребенка.

Представленная модель дифференцированного обучения глухих детей со сложной структуройдефекта в специальных школах разработана с позиции структурно-генетического подхода и включает комплекс медико-психолого- социально- педагогических блоков. Созданная целостная педагогическая система обеспечивает оптимальные условия развития детей данной категории в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями развития. Данная модель внедрена в практикуработы многихкоррекционных образовательных учреждений.

Комплексное психолого-педагогическое изучение неуспевающих учащихся позволило выделить среди них детей с ЗПР и детей с интеллектуальной недостаточностью (Г.П.Бертынь, Н.Ю.Донская, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова, Л.И.Тигранова и др.).

При сочетании глухоты с интеллектуальной недостаточностью возникает новая сложная структура дефекта, при которой каждый дефект сохраняет свои особенности. Этиология сложного дефекта неоднозначна. Одни факторы характерны для глухоты, другие для интеллектуальной недостаточности.

Глухие дети, имеющие интеллектуальнуюнедостаточность, составляют 12%от общего числа детейс нарушенным слухом. Чаще всего такое сочетаниедефектовобусловлено факторами наследственного генеза. Также оно может оказатьсяследствием повреждения мозговой деятельности в силу ряда причин - заболевания родителей, неблагополучная беременность, и другое.

Дифференциальная диагностика детей со сложной структурой дефекта очень затруднена. Своеобразие развития мышления и речи у неслышащих и первично сохранным интеллектом на начальном этапе обучения не позволяет чётко отграничить их от учащихся со сложным дефектом. Психолого-педагогическим критерием дифференциальной диагностики служит обучаемость, как ведущий показатель умственного развития (Л.И.Тигранова). Аудиологическиеисследования показали, что у детей со сложным дефектом слух более сохранён, чем у неслышащих с нормой интеллекта.

Отставая в умственном развитии, учащиеся не пользуются остаточным слухом. Эта способность развивается только при проведении специальной коррекционной работы, причём умение пользоваться остатками слуха формируется достаточно трудно.

Речь глухих учащихся вспомогательного класса отличается глубоким недоразвитием. Они употребляют немногие слова, обозначающие в основном конкретные предметы, признаки отдельных предметов, в их речи преобладают грамматически неоформленные предложения, состоящие из одного, двух, трёх слов.

Речевое развитие слабослышащих детей с нарушениями интеллекта характеризуется также отклонениями в произношении, ограничением словарного запаса, непониманием обращённой речи. Наблюдается потеря контура слова. Потребность в использовании речи у них формируется медленно. Отсутствие любознательности, бедность эмоций влияет на темп и качество развития речи учащихся (Н.Ю.Донская).

Психологическое изучение детей с нарушениями интеллекта и слуха показало несформированность у них наглядно-действенного анализа и синтеза, затруднённость в абстракции и обобщении, заметное снижение памяти. Словесная память у них в два раза ниже, чем у детей с нормой интеллекта (Т.В.Розанова, Н.В.Яшкова).

Особенности познавательной деятельности наиболее ярко проявляются при анализе предмета или при сравнении двух предметов. Учащиеся этой категории не могут восстановить предмет отдельной его части (разрезные картинки), не анализируют расположение фигур в пространстве, с трудом конструируют. Психическое развитие этих детей требует специфических форм организации обучения, что и требует создания специальных (вспомогательных) классов в школах первого и второго видах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: