Норма правдивости.
Этические нормы
Г. Принцип справедливости.
Он призывает, прежде всего, к распределению ресурсов здравоохранения (фармации в том числе), доступа к этим ресурсам членов общества в соответствии со справедливым стандартом.
Этот стандарт может иметь сравнительный характер (сравнение потребностей клиентов в приобретении тех или иных лекарственных средств) или идти по пути поиска соответствия социальной ценности клиента, его реального или потенциального вклада в благополучие общества.
Этот принцип не определен до конца, но ясно одно, что государство должно обеспечить каждого гражданина, независимо от его положения и возможностей, гарантированными видами и качеств помощи (в том числе и фармацевтической) на том уровне, который является необходимым и достаточным для восстановления здоровья и соответствует современной практике здравоохранения.
Этические принципы являются основой для более конкретных этических воззрений – этических норм.
|
|
В защиту этой нормы можно привести ряд аргументов.
1. Обязанность говорить правду – есть проявление нашего уважения к другим. Это находит свое выражение в уважении автономии клиента, являющемся основанием стандарта информированного согласия. Согласие не может быть автономным, если оно не опирается на правдивую информацию;
2. Будучи вовлечен в фармацевтическое взаимодействие, клиент становится участником своего рода социального договора, дающего особое право на правдивые сведения о характере фармацевтической помощи. Точно также и фармацевтический работник, выполняя функции врача-парапрофессионала, имеет право на получение правдивой информации от клиента;
3. Правдивые отношения необходимы для успешного фармацевтического взаимодействия и сотрудничества.
Нарушение нормы правдивости может быть оправдано, когда эта норма вступает в противоречие с другими обязанностями, имеющими приоритет в конкретной ситуации («обман во благо»).
Кроме этого, сам клиент может наложить ограничения на сообщение ему фармацевтической информации по мотивам абсолютного доверия фармацевтическому работнику или нежелание узнать негативную информацию о себе.
В таких случаях «право клиента знать» сочетается с его «правом не знать».
Она подразумевает обязанность не вторгаться в сферу личной (частной) жизни клиента. Речь идет:
* о недопустимости бесцеремонного вторжения в эту сферу без согласия клиента, что не исключает возможности деликатного проникновения в мир сугубо интимных отношений:
* о сохранении за клиентом права на личную жизнь.