Это осущ. правом поведения индивида и правоотношение
Формы реализации:
n использование права
n исполнение автономные формы
n соблюдение
Использование права - это такая форма реализации права, кот. закл. в совершении действий субъектами права, предусм. Законом или другими правовыми актами.
Это может быть активная и пассивная форма
К использованию права никто не может быть принужден (избирательное право)
Использование прав
n границы исп. прав - права других лиц (ст. 17 Конституции РФ)
Используя право мы может посягнуть на права и интересы других лиц и эти действия будут правомерны (право на необх. оборону)
n злоупотребление правом
Не всегда удается четко определить критерий (например, затягивание суд. процесса по гр. делу)
Закон РФ «О средствах массовой информации» (ст. 4) дает определение злоупотреблению свободы массовой информации - это использование в теле- видео и кинохроникальных программах скрытых кадров, влияющих на подсознание людей.
В УК есть целы ряд составов в отношении злоупотреблений (в отношении должностных лиц - правомочия)
Шиканя - придирка (с фр.) использование своего права исключительно для того, чтобы досадить другому лицу.
Исполнение права - это такая форма реализации права, кот. предполагает выполнение обязанностей субъектом права, предусмотренных нормой права, договором или индивидуально-правовым актом.
Под этим понимается исполнение обязующих норм права.
Соблюдение права - воздержание субъектов права от совершения запрещенных нормой права действий.
Это пассивная форма реализации права. Высказывается и другое понимание (Лейнс) - совершение предусмотренных законом форм и процедур. Т.е. соблюсти предусмотренное законом, например, порядок оформления дарственной.
Это понимание предполагает активную форму.
Классификация видов реализации:
I. В зависимости от характера реализации:
- непосредственная реализация - когда субъекты права реализуют свои права и обязанности без участия правоприменительных органов
...........................................................зующего субъекта (например, свобода передвижения)
II. - правоприменительная форма - реализация прав и обязанностей осущ. при участии правоприменит. органа.
III. По форме:
- личная форма реализации права (на жизнь, на имя)
- коллективная форма (право на проведение митинга, на забастовку)
Правоприменение - как особая форма реализация права
Признаки правоприменения:
-это всегда властная деятельность органов государства, их должностных лиц (например, суд)
-носит организующий характер, т.к. направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций
-носит индивидуально-правовой характер, т.е. связывает общую норму с персонально определенным субъектом
-всегда связано с вынесением специального решения, т.е. результатом правоприменения явл. индивид. правовой акт.
-осуществляется в процессуальных формах. Цель - исключить произвол правоприменителя.
Факторы опред. необходимость правоприменительной деятельности
1. необходимо конкретизировать или удостоверить субъективные права и юр. обязанности граждан и организаций, без чего не могут возникнуть правоотношения по поводу реального обладания этими правами.
2. необходимо удостоверить правомерный характер сделок граждан и организаций
3. нужно разрешить спор о праве
4. иногда требуется восстановить нарушенное право
2 функции правоприменения
-функция индивидуального (казуального) регулирования
-охранительная функция
Правоприменение - деятельность, протекающая во времени, поэтому выделяют стадии права применения:
1. Установление фактических обстоятельств дела (необходимо определить те факты и события, при наличии или отсутствии кот. применяемые нормы действуют, при этом можно прийти к выводу, что нет юридического факта. Установление факта происходит с помощью доказательств, т.е. сведений, кот. допускаются законом для установления истины по юридическому делу. Доказательствами могут быть: документы, заключения экспертов, объяснения сторон, показания свидетелей и т.д.
2. Выбор и анализ правовой нормы.
Правила:
- нужно пользоваться офиц. текстом НПА
- в случае противоречия н/п актов друг другу - применять акт более высокой юр. силы; последующий н/п акт отменяет или изменяет предыдущий.
3. Толкование нормы права - уяснение смысла текста закона и конструирование правовой нормы, кот. подлежит применение к данному случаю.
4. Принятие акта правоприменения - решение компетентного госуд. органа по конкретному юридическому делу.
Признаки акта правоприм.:
n властное предписание, т.к. его обязательность гарантируется принудительными возможностями государств
n имеет внешнюю форму выражения. Чаще всего форма документа, но может иметь и устную форму
n имеет специальные атрибуты (если это документ) - наименование органа, дата принятия, место принятия, подпись, ссылка на закон
n имеет определенную внутреннюю структуру:
-описательная часть
-мотивировочная часть
-резолютивная часть
Отличия актов правоприменения от нормативно-правовых актов:
n не содержит норм права
n содержит предписание, которое касается конкретного лица
n юридическое предписание, которое содержится в акте правоприменения не должно выходить за пределы общей нормы
Требования, предъявляемые к актам правоприменения:
n законность, т.е. решения должны приниматься с соблюдением норм материального и процессуального права
n обоснованность - решение органа правоприменения должно быть свободно от ошибок или от конъюнктуры
n целесообразность принятия оптимального решения
n справедливость (основана на законности и обоснованности, но не сводится только к этим понятиям)
Виды актов правоприменения
I. По субъектам принятия:
- акты главы государства
- акты Правительства
-........
II. по способу выражения
- акты - документы
- акты - действия (вербальные, конимодентные /жеты/)
III. по процедуре принятия
- акты коллегиальных органов
- единоличные
IV. по юридической форме
- указ
- распоряжение
- определение и др.
Толкование права - мыслительный процесс, кот. связан с уяснением и разъяснением содержания норм права в целях их реализации.
Родовое понятие - мыслительный процесс
Видовое отличие - уяснение для себя, разъяснение для других.
Необходимость толкование права:
n нормы права имеют общий и абстрактный характер, а применить её нужно к конкретной ситуации, поэтому возникает потребность привязать норму права к индивидуальному случаю
n законодатель использует юридические и специальные понятия, которые требуют толкования
n законодатель часто использует оценочные понятия (порочащие сведения, низменные побуждения)
n право имеет системный характер, поэтому необходимо проанализировать связанные с нормой другие нормы права
2 позиции по проблеме толкования:
n любой закон требует толкования (XIX в. Ф.Ф. Савиньи).
n никакой закон не требует толкования (Наполеон)
Способы уяснения (толкования) норм права:
-лингвистический (языковой)
-логический
-системный
-исторический
Лингвистический - уяснение смысла правового предписания путем грамматического, лексического анализа.
1) Нужно уяснить смысл понятия, кот. используется в тексте;
2) Обращаем внимание на союзы, соединительные и разделительные (и- или)
3) Обращаем внимание на глаголы и причастия (совершенного и несовершенного вида)
4) пунктуация - знаки препинания
Правила языкового толкования:
1. Словам и выражениям закона следует придавать значение, кот. они имеют в соответствии с литературным языком, если нет оснований для иной интерпретации
2. Если в законе дано определение понятия, то именно в этом значении и следует его понимать, несмотря на иное значение в обыденном языке
3. Если в законе используются национальные термины, значение кот. законодатель не определил, то им следует придавать тот смысл, кот. они имеют в соотв. областях знания.
4. Значение термина, установленное правотворческим органом одной отрасли права нельзя без достаточных оснований распространять на другие отрасли.
5. Идентичным или одинаковым формулировкам в рамках одного и того же правового акта нельзя придавать разные значения.
6. Если текст закона не на языке первоисточника, то целесообразно обращаться к тексту первоисточника.
Логический способ - уяснение содержания правовых норм с использованием законов логики (например, логическое преобразование - логическая реконструкция нормы права), умозаключения степени - кто управомочен или обязан к меньшему или кому воспрещено большее тому воспрещено меньшее
Систематическое толкование - уяснение смысла нормы права путем установления ее............ в институте права, в отрасли права, в системе права и выяснение связей с другими правовыми нормами. Учитывается связь между общими нормами и специальными нормами. Специальная норма устанавливает исключение из общего правила, кот. содержится в общей норме, поэтому при наличии специальной нормы общая не действует.
Только на основе систематического толкования удается уяснить содержание санкций некоторых уголовно-правовых норм.
Исторический способ толкования - цель установить смысл норм права исходя из условий (принятия) их возникновения. Можно прийти к выводу, что какая-то норма фактически устарела, т.к. нет этих отношений, они исчезли. Также можно прийти к выводу, что действует часть нормы права.
Это толкование интересно для историков.
Ст. 13 Основ Российского законодательства об образовании - каждый имеет право без ограничения возраста на получение гуманитарного и художественного образования.
Толкование норм права по объему:
n соотношение между текстуальным выражением правовой нормы и её действительным содержанием
n адекватное или буквальное толкование: содержание разъясняемого правового предписания совпадает с текстуальным выражением (от буквы закона не отступать)
n распространительное или расширительное толкование: буквальное выражение правовой нормы рассматривается до её действительного содержания (дух закона шире буквы закона)
Распространительно толкуются незаконченные перечни обстоятельств.
Ограничения: распростр. толкования не должно ухудшать положение лица
Ограничительное толкование: буквальную формулировку правовой нормы необходимо сузить до действительного содержания
Классификация видов толкования по субъектам:
-официальное
-неофициальное
Официальное толкование - это юридически обязательное разъяснение правовых предписаний органами, кот. создают правовые нормы, либо органами, кот. уполномочены давать такие разъяснения.
Аутентическое толкование - тем органом, кот. принимает норму права
Легальное толкование - есть органы, кот. дают офиц. толкование: Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции по запросам различных государственных органов (ст. 125 Конституции РФ); ст. 12 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» - центр. Избирком вправе издавать инструкции обязательные для других избир. комиссий.
Официальное толкование можно разделить на:
-казуальное: относится лишь к тому делу, по кот. вынесено решение, вступившее в законную силу (в решении или приговоре суда)
-нормативное: используется неоднократно (разъяснение Пленумов Верх. Судов)
Неофициальное толкование дается любым лицом, кот. высказывает свое мнение о смысле норм права, оно не обязательно для лиц и органов, применяющих право (мнение истца, ответчика, прокурора, адвоката, публикации журналов)
Разновидность неофициального толкования - научное или доктринальное толкование - это толкование правовых предписаний учеными-правоведами (Комментарии к УК, ГК)
Выделяют такой вид неофиц. толкования - обыденное
Акты официального толкования (в форме разъяснения) имеют определенную форму:
n в этих актах не устанавливаются и не изменяются действующие юр. нормы
n не имеют самостоятельного значения, а имеют значение лишь в связи с разъясняемой нормой права
n содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие нормы права
n обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов контрольно-надзорных функций.
Акты толкования - это вспомогательные правовые акты, кот. конкретизируют путем разъяснения для нужд правоприменительной практики нормы права.
Отличия актов официального толкования от актов правоприменения
-акты правоприменения осущ. индивидуальное регулирование
-акты правоприменения не объясняют и не разъясняют содержание нормативно-правового акта
Виды актов официального толкования:
I. По субъектам толкования:
- Государ. Думе
- Конституционный Суд
- Верховные Суды
- ген. прокурор РФ (ст. 16 Закона о прокуратуре)
Пробелы в праве
Под пробелом в праве называется полное и частичное отсутствие норм права для разрешения правовых споров, «молчание права»
Виды пробелов в праве
Пробелы в праве вызваны объективными причинами: опаздывает законодатель
n объективные пробелы
n квалифицированные (сознательно установленные) пробелы в праве - законодатель сознательно не предлагает модель разрешения и оставляет это на усмотрение правоприменителей.
Соотношение пробелов и ошибок в праве (проблемы)
- пробелы восст. либо правоприменительной практикой, либо законодателем.
Выделяют восполнение пробела в праве (который может восполнить только законодатель) и преодоление (могут правоприменительные органы).
Способы преодоления:
- аналогия закона при рассмотрении конкретного дела применяется норма права, регулирующая сходные общественные отношения.
- аналогия права (решение выносится на основе общих принципов данной отрасли права)